См. Обзор за II квартал 2020 года.

Причины и основания приостановления (отказа) государственной регистрации прав (в том числе в рамках осуществления единой учетно-регистрационной процедуры)

Причины и основания приостановления (отказа)

государственной регистрации прав (в том числе в рамках

осуществления единой учетно-регистрационной процедуры)

Основания для приостановления государственной регистрации прав

Описание причин, повлекших приостановление осуществления государственной регистрации прав

Не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав (в том числе в рамках единой учетно-регистрационной процедуры) (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).

В целях осуществления регистрационных действий не представлены:

разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное уполномоченным органом <1>;

разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после проведенной реконструкции;

подлинники правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены наземные конструктивные элементы сооружения (подпункты 1, 2 части 3 статьи 21 Закона о регистрации);

правоустанавливающие документы, содержащие сведения об объекте (с характеристиками, позволяющими однозначно его идентифицировать);

технический план сооружения, содержащий сведения о его части, на которую распространяется действие сервитута.

С заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо

(пункт 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации);

не представлен документ (передаточный акт <2>), подтверждающий правомочия заявителя (Государственной компании) на осуществление учетно-регистрационных действий (часть 1, 2 статья 29 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ).

--------------------------------

<1> В силу положений пункта 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 N 92, подпункта 5.4.2 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территории двух субъектов Российской Федерации (независимо от местоположения части (этапа) такого объекта, подлежащего реконструкции), органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, является Минстрой России. В отдельных случаях, органом исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, могут быть: Министерство обороны Российской Федерации, Росавтодор, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Управляющая компания инновационного центра "Сколково".

<2> Правомочия доверительного управляющего в отношении автомобильных дорог, передаваемых в доверительное управление Государственной компании, осуществляются Государственной компанией с даты подписания соответствующего передаточного акта (часть 7 статьи 29 Закона N 145-ФЗ).

Кроме того, одним из оснований принятия решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объектов недвижимости послужило несоблюдение положений, установленных статьей 41 Закона.

В соответствии со статьей 133 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Так, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты, образуемые путем раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является заявление, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также технический план (части 8, 10 статьи 41, пункт 7 части 2 статьи 14 Закона).

Таким образом, раздел любого объекта недвижимости возможен только при условии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для целей подтверждения возможности раздела линейного сооружения и последующего осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на отдельные объекты недвижимости, входящие в состав линейного сооружения (в том числе производственно-технологического комплекса), требуется решение собственника такого сооружения, а также заключение органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию о том, что в результате такого раздела образуемая вещь (объект, ранее входивший в состав линейного сооружения) сохраняет свое назначение и образуется не в результате реконструкции. (В соответствии с подпунктом 5.4.2 Положения о Минстрое России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти), осуществляет Минстрой России).

В целях снижения количества решений о приостановлении Управление осуществляет в рабочем порядке взаимодействие с кадастровыми инженерами и правообладателями сооружений по вопросам устранения нарушений; обобщенная информация об основных причинах, послуживших основанием для приостановления, размещается на официальных сайтах Росреестра и ФГБУ ФКП Росреестра; специалисты Управление ведения ЕГРН участвуют в семинарах, организуемых учебными заведениями дополнительного профессионального образования по вопросам осуществления учетно-регистрационных действий в отношении линейных сооружений.