II. Приоритетные направления развития железнодорожного (транспортного) машиностроения Российской Федерации

II. Приоритетные направления развития железнодорожного

(транспортного) машиностроения Российской Федерации

По состоянию на конец 2022 года производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава (код 30.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) представлено 323 крупными и средними предприятиями. Основная часть компаний размещена в Уральском, Сибирском, Приволжском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

За 2022 год произведено 50,2 тыс. грузовых магистральных вагонов, что на 20,4 процента меньше показателей 2021 года. Выпуск электровозов магистральных составил 321 штуку, что на 10,7 процента больше показателей 2021 года. Тепловозов магистральных произведено 180 секций, что на 26,2 процента меньше показателей 2021 года. Выпуск вагонов пассажирских железнодорожных составил 1,5 тыс. штук, что на 6,9 процента меньше показателей 2021 года.

Индекс производства железнодорожных локомотивов и подвижного состава (для группы 30.2 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) по полному кругу организаций производителей за 2022 год составил 89,2 процента (за 2019 год - 102,5 процента, за 2020 год - 88,4 процента, за 2021 год - 92,1 процента).

К 2020 году рынок железнодорожной продукции достиг определенного насыщения. После пика производства в 2019 году, когда объем производства грузовых вагонов на территории Российской Федерации достиг 79,7 тыс. штук, отмечается заметное снижение уровня заказов у производителей железнодорожного грузового подвижного состава.

Принимая во внимание снижение объемов производства железнодорожного подвижного состава, в отрасли наблюдается соответствующая корректировка численности сотрудников. За 2022 год среднесписочная численность персонала в железнодорожном машиностроении (для группы 30.2 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) составила 166,3 тыс. человек, что на 5 процентов меньше, чем за 2021 год. При этом средняя заработная плата работников отрасли стабильно растет и составляет 55,3 тыс. рублей в месяц, что на 10,1 процента больше, чем за 2021 год.

Доля экспорта в общем объеме выпуска в 2022 году составила 5,5 процента. Было экспортировано продукции на 0,65 млрд. долларов США, что на 42,2 процента меньше, чем в 2021 году. Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет не более 90 процентов и в последние годы является стабильной с волатильностью около 2 процентов.

За 2022 год инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (по группе 30.2 "Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2), составили 24,3 млрд. рублей. При этом индекс физического объема инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года составил 137 процентов.

В условиях геополитических рисков и вызываемых ими логистических проблем, в том числе задержек подвижного состава за границей и увеличения сроков оборачиваемости подвижного состава, возникают риски образования участков локального дефицита тех или иных позиций железнодорожного подвижного состава.

Ключевыми целями развития транспортного машиностроения являются обеспечение динамичного развития отрасли благодаря поддержанию доли российских производителей на внутреннем рынке на уровне 92 процентов и обеспечение объемов экспортных поставок на уровне 22 процентов к 2035 году, а также удовлетворение потребности граждан в конкурентоспособных, качественных и безопасных транспортных услугах.

Приоритетными направлениями развития транспортного машиностроения являются:

модернизация, техническое переоснащение и обновление подвижного состава всех видов транспорта пассажирского и грузового назначения преимущественно за счет техники отечественного производства;

развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих;

стимулирование эффективного инвестиционного процесса в отрасли транспортного машиностроения, в том числе за счет создания на территории Российской Федерации совместных производственных организаций с иностранными производителями современных и надежных материалов и компонентов для машиностроительной отрасли;

стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава нового поколения для обеспечения развития высокоскоростного и тяжеловесного движения, а также внедрения интеллектуальных систем при эксплуатации грузового подвижного состава ("умный вагон");

развитие производства и повышение качества объектов городского пассажирского транспорта, а также отечественной путевой техники;

развитие производства железнодорожных транспортных средств, обеспечивающих полную доступность для маломобильных групп населения;

повышение уровня безопасности и снижение негативного воздействия на окружающую среду железнодорожного транспорта, особенно городского наземного электрического транспорта;

электрификация и декарбонизация железнодорожных транспортных средств, в том числе в части развития электротранспорта, водородного и газомоторного транспорта;

внедрение отечественных разработок в области автоматизированных систем управления, мониторинга, диагностики железнодорожного подвижного состава;

обеспечение к 2025 году серийного выпуска полувагонов и вагонов-хопперов повышенной грузоподъемности и объема с осевой нагрузкой 25 тонн на ось для повышения грузоподъемности поезда от 7100 до 9000 тонн;

серийное производство маневровых локомотивов, работающих на сжиженном природном газе;

обеспечение к 2030 году полного замещения парка полувагонов Восточного полигона на инновационные повышенной массы и грузоподъемности;

производство подвижного состава для грузовых поездов со скоростью движения до 140 километров в час;

создание высокоскоростного магистрального пассажирского поезда (до 400 километров в час);

производство рельсового автобуса на водородном топливе;

разработка и производство различных новых моделей дизелей для разных отраслей промышленности и локализация производства ключевых компонентов в необходимом объеме (коленвал, шатуны, крышки и т.д.).

Доля продукции поддерживается на уровне 90 процентов. Замещены критичные иностранные комплектующие подвижного состава. Разработан и запущен в производство тепловоз с российским дизельным двигателем мощностью 2,85 мегаватт для вождения тяжелых поездов 7100 тонн на Восточном полигоне.

В целях внедрения беспилотных технологий в подвижном составе (стандарт GoA4) и внедрения умных вагонов (система GPS) было разработано решение по беспилотным железнодорожным системам, основанное полностью на отечественном программном обеспечении.

Одним из основных инструментов достижения поставленных целей является заключение долгосрочных контрактов между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и промышленными предприятиями отрасли транспортного машиностроения. Предполагаются решения, позволяющие при формировании бюджета осуществлять инвестиции на закупку подвижного состава в 10-летнем горизонте планирования.

Приоритетными группами продукции транспортного машиностроения и целевыми значениями по объему среднегодового выпуска являются:

электровозы магистральные с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 337 штук, в 2030 году - 425 штук, в 2035 году - 450 штук;

тепловозы магистральные с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 257 секций, в 2030 году - 310 секций, в 2035 году - 325 секций;

тепловозы маневровые и промышленные с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 293 штук, в 2030 году - 370 штук, в 2035 году - 390 штук;

вагоны пассажирские железнодорожные с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 1,5 тыс. штук, в 2030 году - 1,9 тыс. штук, в 2035 году - 2 тыс. штук;

вагоны грузовые магистральные широкой колеи с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 52,8 тыс. штук, в 2030 году - 66,5 тыс. штук, в 2035 году - не менее 70 тыс. штук.