I. Приоритетные направления развития автомобильной промышленности Российской Федерации

I. Приоритетные направления развития автомобильной

промышленности Российской Федерации

Российская автомобильная промышленность с начала 2020-х годов, как и многие другие отрасли, находилась под давлением широкого спектра факторов неопределенности, в том числе санкционных и геополитических рисков, дефицита полупроводников и логистических проблем. Ввиду значительных изменений в глобальных цепочках поставок формируется во многом новая архитектура отрасли.

По состоянию на конец 2022 года производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (код 29 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) представлено 624 крупными и средними предприятиями. Основная часть компаний размещена в Приволжском, Центральном и Северо-Западном федеральных округах (гг. Тольятти, Набережные Челны, Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Калуга и Тула).

Индекс производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (для группы 29 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2) по полному кругу организаций-производителей за 2022 год составил 55,3 процента (за 2019 год - 96,3 процента, за 2020 год - 87,9 процента, за 2021 год - 114,6 процента).

На территории Российской Федерации за январь - декабрь 2022 г. было произведено около 0,6 млн. автомобилей всех типов, что на 61 процент меньше, чем за аналогичный период 2021 года, в том числе, по данным Федеральной службы государственной статистики, 450,3 тыс. легковых автомобилей (-67 процентов), 140,9 тыс. средств автотранспортных грузовых (-24,3 процента), 13,6 тыс. автобусов, имеющих технически допустимую максимальную массу не более 5 тонн (-38,2 процента), 12,5 тыс. автобусов, имеющих технически допустимую максимальную массу более 5 тонн (-15,2 процента). За указанный период также было изготовлено 70,9 тыс. штук легкого коммерческого транспорта (-20,2 процента).

В силу геополитической обстановки с 2020 года российский рынок испытывает дефицит по многим позициям автомобильной продукции, в связи с чем приоритетной задачей отрасли является насыщение собственного рынка.

Доля экспорта в общем объеме выпуска автомобильной продукции в 2022 году составила 7,4 процента (на сумму 2,1 млрд. долларов США), что на 43,1 процента меньше, чем в 2021 году.

В 2022 году доля автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на внутреннем рынке составила 57,7 процента и в период текущего кризиса показывает резкое снижение со среднегодового показателя, составляющего 85 процентов, из-за массового ухода из Российской Федерации автопроизводителей из недружественных стран.

Несмотря на падение рынка и значительное снижение объемов производства автомобилей, удалось сохранить численность персонала в отрасли. За 2022 год среднесписочная численность персонала в автомобильной промышленности составила 270,4 тыс. человек, что на 3,3 процента меньше уровня показателей 2021 года. При этом средняя заработная плата работников отрасли составила 57,8 тыс. рублей в месяц, что на 8,7 процента больше, чем за 2021 год.

За 2022 год инвестиции в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в автомобильной промышленности составили 47 млрд. рублей. При этом индекс физического объема инвестиций в основной капитал по итогам 3 кварталов 2022 года составил 45,6 процента.

Целями развития автомобильной промышленности до 2035 года являются:

удовлетворение потребности российского рынка в высоколокализованной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, современных сервисах мобильности и цифровых автомобильных сервисах;

обеспечение технологического суверенитета автомобильной промышленности;

обеспечение роста вклада автомобильной промышленности в российскую экономику;

обеспечение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке с возможностью экспорта современных технологий из Российской Федерации.

Приоритетными направлениями инновационного развития автомобильной промышленности являются:

достижение технологического суверенитета по ключевым компонентам, сложным узлам и системам (автоматические коробки передач, системы двигателей, электронные компоненты, системы полного привода, системы безопасности, компоненты и системы электрических автомобилей);

разработка автомобилей с перспективными видами силовой установки (электрические, гибридные автомобили, автомобили на водородных топливных элементах) и компонентов к ним;

развитие технологий автономизации и роботизации транспортных средств, телематических транспортных систем, интеллектуальных систем безопасности и управления;

повышение конкурентоспособности (потребительских свойств и функций) автомобилей путем освоения принципиально новых модульных платформ и электронных архитектур;

повышение уровня безопасности транспортных средств за счет разработки и внедрения независимой единой системы оценки безопасности колесных транспортных средств (RuNCAP);

улучшение энергоэффективности и повышение экологических показателей транспортных средств;

применение новых технологий проектирования, моделирования и производства транспортных средств;

развитие гибких и адаптивных производственных технологий, технологий информатизации и компьютеризации производств;

расширение применения новых конструкционных и эксплуатационных материалов.

В целях удовлетворения потребности внутреннего рынка требуется решение следующих задач:

стимулирование производства целевого объема высоколокализованной продукции;

обеспечение целевого объема внутреннего спроса за счет мер государственной поддержки и стимулирования обновления парка транспортных средств с учетом баланса спроса и предложения на автомобильном рынке.

В целях обеспечения технологического суверенитета требуется решение следующих задач:

создание производств критической компонентной базы, в том числе электронной, в области силовых агрегатов и систем активной и пассивной безопасности, включая производство малых дизельных двигателей, автоматической коробки передач, электронных блоков управления для антиблокировочной системы (ABS), электронного контроля устойчивости (ESP), подушек безопасности и устройств вызова экстренных оперативных служб;

стимулирование создания российских предприятий по производству компонентов на базе собственных и лицензированных технологий с соблюдением абсолютного приоритета для собственных технологий при их конкурентоспособности;

создание условий для обеспечения оперативного перехода российских автопроизводителей на российские компоненты 1-го уровня, в первую очередь созданные с применением глубоко локализованных компонентов 2-го и 3-го уровней;

стимулирование производства сырья, материалов и соответствующих производственных технологий для производства компонентов;

стимулирование развития российского программного обеспечения для разработки и управления производством автомобилей и компонентов;

стимулирование развития цифровых платформ в составе автомобилей;

стимулирование развития компетенций инженерных и производственных кадров;

увеличение доли объема финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и развития производства компонентов до 5 - 7 процентов объема отгрузки автопроизводителей.

В целях обеспечения роста вклада автомобильной промышленности в экономику требуется решение следующих задач:

стимулирование производства в смежных отраслях;

стимулирование экспорта готовой продукции, компонентов, материалов, программного обеспечения и технологий для автомобильных отраслей в других странах.

В целях роста конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке требуется решение следующих задач:

стимулирование производства автомобилей, соответствующих действующим и перспективным требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств";

поддержка создания и развития технологий для автомобильной промышленности, отвечающих требованиям международного технического регулирования, соответствующих по качеству и стоимости передовым технологиям глобальных поставщиков;

стимулирование создания производства высоколокализованных инновационных автомобилей (электрических, гибридных, на топливных элементах), компонентов и материалов для них, собственных технологий и компетенций в этом сегменте;

создание и внедрение национальных программных продуктов в области автономных (подключенных) автомобилей, технологий V2X и автономного управления (к 2030 году каждый новый автомобиль в любом сегменте будет содержать элементы автоматизированной системы управления (ADAS). Темпы внедрения автомобилей с высокой автономностью (3-го уровня и выше) будут более низкими - к 2035 году доля беспилотных автомобилей в общих продажах прогнозируется до 10 - 15 процентов всего объема продаж автомобилей в натуральном выражении);

разработка и запуск новых серийных платформ на электротяге и топливных элементах в сегментах легковых и легких коммерческих автомобилей;

создание производств тяговых батарей и модулей для платформ электромобилей;

разработка и запуск новых серийных платформ автономных транспортных средств в сегментах легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов;

производство автомобилей на компонентной базе, обеспечивающей технологический суверенитет отрасли;

реализация проектов по локализации критических компонентов, в том числе дизельные двигатели до 3 литров, блоки ABS, компоненты топливной аппаратуры высокого давления;

обеспечение к 2025 году запуска производства электрических батарей для электромобилей;

обеспечение к 2030 году роста рыночной доли электромобилей и электробусов до 15 процентов, обеспечение увеличения доли экспорта до 10 процентов;

обеспечение локализации производимых автомобилей до 70 процентов с долей автомобилей локального производства на внутреннем рынке в объеме 82,4 процента с повышением ее к 2025 году до 82,7 процента.

В 2022 году автомобильный рынок оценивается на уровне 1 млн. автомобилей, в целевом сценарии предполагается восстановление к 2024 году 1,3 млн. автомобилей, включая до 1,1 млн. легковых автомобилей, 113 тыс. легких коммерческих автомобилей, 100 тыс. грузовых автомобилей и 15 тыс. автобусов.

Объем продаж в 2026 году будет соответствовать среднегодовому объему продаж в 2015 - 2021 годах. Начиная с 2027 года рынок будет постепенно расти на 1 процент в год и в 2030 году выйдет на среднегодовой уровень, составляющий 1,8 млн. автомобилей в год, а к 2035 году объем продаж составит 1,9 млн. автомобилей в год.

Приоритетными группами продукции автомобилестроения и целевыми значениями по объему выпуска являются:

легковые автомобили с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 0,7 млн. штук, в 2030 году - 1,4 млн. штук и в 2035 году - 1,6 млн. штук;

легкие коммерческие автомобили с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 84 тыс. штук, в 2030 году - 157 тыс. штук и в 2035 году - 187 тыс. штук;

грузовые автомобили с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 81 тыс. штук, в 2030 году - 120 тыс. штук и в 2035 году - 151 тыс. штук;

автобусы с годовым уровнем производства в 2024 году в размере 14 тыс. штук, в 2030 году - 17 тыс. штук и в 2035 году - 20 тыс. штук.

В Российской Федерации до 1 июля 2022 г. проводился эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (далее - эксперимент).

Первые высокоавтоматизированные транспортные средства в рамках эксперимента выехали на дороги общего пользования в мае 2019 г., а всего в тестировании приняли участие 311 единиц высокоавтоматизированных транспортных средств.

Реализация эксперимента послужила основой для установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций по проектированию, производству и эксплуатации транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестации их операторов, предоставлению транспортных и логистических услуг и организации транспортного обслуживания.

Дальнейшее развитие технологий высокоавтоматизированного и беспилотного транспорта осуществляется в рамках реализации федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры" на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева" в части установленных Правительством Российской Федерации экспериментальных правовых режимов.