Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Счет 17 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

156. Счет 17 подразделяется на следующие субсчета:

170 "Расчеты по недостачам";

171 "Расчеты по социальному страхованию";

172 "Расчеты по специальным видам платежей";

173 "Расчеты по платежам в бюджет";

174 "Расчеты по депозитным суммам";

176 "Расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям";

177 "Расчеты с депонентами";

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами";

179 "Расчеты в порядке плановых платежей".

157. На субсчете 170 "Расчеты по недостачам" учитываются суммы недостач и хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей, отнесенные за счет виновных лиц, и другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба.

Выявленные недостачи и хищения относятся на виновных лиц в сумме, указанной в акте проверки или ревизии и в течение пяти дней после установления недостач и хищений материалы должны быть переданы в следственные органы для предъявления гражданского иска. При получении решения суда суммы, отнесенные на виновных лиц, должны быть уточнены в соответствии с исполнительным листом судебного органа.

В дебет субсчета 170 относятся суммы выявленных недостач, хищений, потерь и др. в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов денежных средств или материальных ценностей. В кредит субсчета 170 записываются суммы, поступившие на бюджетный текущий счет в учреждении банка или кассу в возмещение причиненного учреждению ущерба.

Аналитический учет по этому субсчету ведется на карточках ф. 292-а (в книге ф. 292) по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.

158. На субсчете 171 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются расчеты с Фондом социального страхования по государственному социальному страхованию и профсоюзными организациями по членским профсоюзным взносам. Начисление страховых взносов производится в установленных процентах на заработную плату всех рабочих и служащих, в том числе штатных, нештатных, сезонных, временных, работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

Начисление взносов на социальное страхование производится один раз в месяц со всех сумм начислений заработной платы на основании расчетно-платежных ведомостей или свода расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям ф. 405 (мемориальный ордер 5).

Начисление пособий по временной нетрудоспособности производится на основании больничных листков (листков нетрудоспособности).

Выплата пособий по временной нетрудоспособности и пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет производится вместе с заработной платой по единому платежному документу.

Разовые пособия (на погребение, на рождение ребенка, санаторно-курортное лечение и оздоровление трудящихся и членов их семей, а также других целей государственного социального страхования) выплачиваются на основании оправдательных документов через кассу или подотчетное лицо.

Перечисление средств в фонд социального страхования и соответствующей профсоюзной организации производится один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца.

По кредиту субсчета 171 записываются суммы начисленных взносов по социальному страхованию и суммы, поступившие в погашение задолженности и др.

По дебету этого субсчета записываются суммы начисленных пособий рабочим и служащим по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до достижениям им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей и других выплат за счет средств государственного социального страхования, а также суммы взносов, перечисленных профсоюзу.

Аналитический учет расчетов с фондом социального страхования и профсоюзной организацией ведется на многографных карточках ф. 283.

159. На субсчете 172 "Расчеты по специальным видам платежей" учитываются расчеты: с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждения; за обучение детей в музыкальных школах-семилетках; за содержание воспитанников в школах-интернатах; с рабочими и служащими за питание, получаемое ими по месту работы; с рабочими и служащими за форменную одежду; за питание детей в интернатах при школах.

160. Расчеты с родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях (детских яслях, детских садах и яслях - садах).

Плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях вносится по извещениям - квитанциям ф. ПД-5, как правило, в сберегательные банки, а в отдельных случаях - непосредственно в детские дошкольные учреждения через лиц, на которых возложен прием денег. Эти лица назначаются приказом по учреждению, и с ними заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. При оплате через сберегательные банки выписанные извещения - квитанции передаются руководителям детских учреждений, которые обязаны не позднее следующего рабочего дня вручить их родителям.

Ответственность за своевременное поступление платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях возлагается на руководителей этих учреждений.

Размер месячной платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях определяется в установленном порядке.

Начисление платы производится в последний рабочий день каждого месяца за фактические дни посещения на основании табеля учета посещаемости детей ф. 305. Число дней посещения определяется как разница между количеством дней посещения за месяц в соответствии с календарным графиком работы детского учреждения и количеством пропущенных ребенком дней, отмеченных в табеле.

При непосещении ребенком детского дошкольного учреждения свыше трех дней подряд в случаях, предусмотренных действующими положениями, внесенная плата за пропущенные дни засчитывается в последующих платежах.

При внесении платы непосредственно в детское дошкольное учреждение родителям выдаются квитанции об уплате. Принятые уполномоченными суммы должны быть в трехдневный срок сданы на бюджетный текущий счет в учреждение банка. Расходование этих средств без предварительной сдачи на бюджетный текущий счет запрещается. Лица, на которые возложен прием денег, обязаны ежедекадно передавать в бухгалтерию документы учреждения банка на сданные ими суммы с приложением соответствующих извещений. Извещения - квитанции, не оплаченные родителями, в последний рабочий день месяца должны быть возвращены в бухгалтерию.

На суммы, поступившие от родителей, кредитуется субсчет 172 и дебетуются соответствующие субсчета счетов 09, 10 или субсчет 113. В учреждениях, имеющих расчетный счет, одновременно делается вторая запись по дебету субсчета 236 и кредиту субсчета 249. В детских дошкольных учреждениях, не переведенных на новые условия хозяйствования, эти суммы записываются в карточку ф. 294-б или в книгу ф. 294 на восстановление кассового расхода по статье 9 "Расходы на питание".

Возврат сумм родителям (в случае выбытия детей) производится на основании их заявлений по распоряжению руководителя детского дошкольного учреждения. Заявление с распоряжением руководителя детского дошкольного учреждения сдается в бухгалтерию вместе с очередным табелем учета посещаемости детей. Возврат производится через кассу или почтовым переводом. Возвращенные суммы записываются в дебет субсчета 172 и кредит субсчета 120 или соответствующих субсчетов счетов 09, 10, 11.

Аналитический учет расчетов за содержание детей ведется в ведомости по расчетам с родителями за содержание детей ф. 327. Ведомость может составляться на год или полугодие с расположением показателей по графам 3 - 10 за каждый месяц на вкладных листах.

В детских дошкольных учреждениях, ведущих учет самостоятельно, мемориальный ордер составляется в установленном порядке на основании общей суммы начисленной платы по графе "Начислено за дни посещения" ведомости ф. 327.

В централизованных бухгалтериях на основании ведомостей ф. 327 составляется свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей ф. 406 (мемориальный ордер 15).

На начисленные суммы за фактические дни посещения ребенком детского дошкольного учреждения производится запись в дебет субсчета 172 и в кредит субсчета 236.

161. Расчеты с родителями за содержание воспитанников в школах-интернатах.

Плата за содержание воспитанников вносится ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца, за который вносится плата.

Размер месячной платы за содержание воспитанников определяется в установленном порядке. Документы для определения размера платы за содержание воспитанников представляются при подаче заявления в интернатное учреждение, а в последующем - в установленные сроки.

За время отсутствия воспитанников в школе - интернате свыше трех дней подряд (в связи с каникулами и по болезни) плата за содержание их в школе - интернате не взимается. За время пребывания воспитанников в воскресенье и праздничные дни у родителей или лиц, их заменяющих, плата за их содержание за эти дни не засчитывается в следующие платежи.

При отчислении воспитанника из школы - интерната (по болезни, вследствие перемены места жительства и по другим причинам) внесенная за его содержание плата подлежит возврату за соответствующее число дней данного месяца. Возврат излишне внесенных сумм на содержание воспитанников в интернатных учреждениях производится при условии поданного заявления о возврате сумм в соответствующие финансовые органы до истечения годичного срока со дня их поступления в бюджет.

Плата за содержание воспитанников вносится родителями по извещению - квитанции ф. ПД-5, как правило, через сберегательный банк для последующего зачисления на бюджетный текущий или расчетный счета учреждения или централизованной бухгалтерии. Плата может вноситься и в кассу школы - интерната по приходному кассовому ордеру. Принятые суммы не реже одного раза в три дня должны сдаваться в учреждение банка для зачисления в доход того бюджета, из которого финансируется школа - интернат. Суммы, поступившие на бюджетный текущий или расчетный счета школы - интерната или централизованной бухгалтерии, перечисляются последними в доход соответствующего бюджета.

На суммы поступившей платы кредитуется субсчет 172 и дебетуются соответствующие субсчета счетов 09, 10 или субсчета 113, 120.

На суммы начисленной платы за фактические дни пребывания воспитанника в школе - интернате дебетуется субсчет 172 и кредитуется субсчет 173.

Аналитический учет расчетов с родителями ведется в ведомости ф. 327.

162. Расчеты с родителями за питание детей в интернатах при школах.

Плата за питание детей в интернатах при школах за текущий месяц вносится родителями ежемесячно не позднее 5-го числа этого месяца.

Начисление платы за питание детей производится на основании списков, составленных по группе и подписанных воспитателем и директором школы.

Плата за питание детей вносится родителями по извещениям - квитанциям ф. ПД-5, как правило, через сберегательные банки для последующего зачисления на текущий счет по специальным средствам или расчетный счет.

В исключительных случаях плата может вноситься в кассу школы или лицу, уполномоченному приказом директора. Принятые от родителей суммы за питание в течение трех дней должны сдаваться на текущий счет по специальным средствам или расчетный счет. Расходование этих средств без предварительной сдачи на текущий счет по специальным средствам или расчетный счет в учреждении банка не допускается.

При наличии в интернатах при школах пищеблоков плата может приниматься продуктами питания.

Прием от родителей продуктов питания производится по накладной (требованию) ф. 434, которая выписывается в трех экземплярах, из них: первый передается в бухгалтерию, второй - материально ответственному лицу, третий - лицу, сдавшему продукты. В накладной (требовании) указывается: от кого поступили продукты, наименование продуктов питания, количество (вес), цена, сумма, дата поступления на склад, а также расписка лица в принятии продуктов.

На суммы начисленной платы за питание учащихся производится запись в дебет субсчета 172 и кредит субсчетов 400 или 157. На суммы поступившей платы кредитуется субсчет 172 и дебетуются субсчета 120, 111, 113 или 061 (если взамен платы поступили продукты питания). При поступлении денег на расчетный счет учреждения, переведенного на новый хозяйственный механизм, делается вторая запись по дебету субсчета 238 и кредиту субсчета 249.

Аналитический учет расчетов с родителями ведется в ведомости ф. 327.

163. Расчеты с родителями за обучение детей в музыкальных школах - семилетках.

Учет расчетов с родителями за обучение детей в детских музыкальных школах-семилетках ведется применительно к порядку, изложенному в пункте 160 настоящей инструкции. Плата, поступившая от родителей на бюджетный текущий счет музыкальной школы, относится на восстановление кассовых расходов по статье 1 "Фонд заработной платы (оплаты труда)". Поступление платы родителей на расчетный счет музыкальной школы отражается по дебету субсчета 113 и кредиту субсчета 172 с одновременным отражением по дебету субсчета 236 и кредиту субсчета 241.

164. Расчеты с рабочими и служащими за питание, получаемое ими по месту работы.

Расчеты за питание производятся с работниками тех учреждений (больницы, детские дошкольные учреждения, дома инвалидов и престарелых и другие учреждения), в которых согласно действующему законодательству разрешено питание работников за плату в случаях отсутствия предприятий общественного питания в местах расположения этих учреждений.

При расчетах с работниками за получаемое питание в дебет субсчета 172 записывается стоимость израсходованных продуктов питания, а в кредит - суммы, полученные от работников за питание.

Учет расчетов за питание ведется в оборотной ведомости ф. 285, в которой указываются фамилии и инициалы работников, в централизованных бухгалтериях, кроме того, и по отдельным учреждениям.

165. Расчеты с рабочими и служащими за форменную одежду.

Порядок учета расчетов за форменную одежду устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

166. На субсчете 173 "Расчеты по платежам в бюджет" учитываются расчеты с бюджетом по:

удержанным налогам из заработной платы и стипендий;

выявленным недостачам материальных ценностей и денежных средств, отнесенных на виновных лиц и подлежащих сдаче в доход бюджета;

вырученным суммам от реализации материальных ценностей, которые в соответствии с действующим порядком подлежат сдаче в доход бюджета;

плате за содержание детей в школах - интернатах;

налогу на добавленную стоимость;

налогу на прибыль, получаемую от предпринимательской деятельности;

прочим поступлениям.

Суммы, возникшие по расчетам с бюджетом, записываются в кредит субсчета 173, а по мере перечисления соответствующих сумм в доход бюджета - в дебет этого субсчета.

Аналитический учет ведется отдельно по каждому виду расчетов на карточках ф. 292-а (в книге ф. 292).

167. На субсчете 174 "Расчеты по депозитным суммам" учитываются суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие по наступлении определенных условий возврату.

Депозитные суммы хранятся на текущих счетах по внебюджетным средствам в учреждении банка и по наступлении условий выдаются или перечисляются платежным поручением на имя тех лиц или организаций, которым принадлежат эти денежные средства.

В кредит субсчета 174 записываются суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения, при этом дебетуется субсчет 112, 113 или 120, а в дебет этого субсчета записываются суммы, выданные или перечисленные с текущего счета по назначению.

Аналитический учет депозитных сумм ведется по каждому получателю на карточках ф. 292-а (в книге ф. 292).

168. На субсчете 176 "Расчеты по средствам, полученным на расходы по поручениям" учитываются расчеты:

с учреждениями и организациями, от которых получены средства на расходы по выполнению данных ими поручений;

по средствам, полученным управлениями (отделами) администраций, при которых имеются централизованные бухгалтерии, или учреждениями, бухгалтерский учет которых не централизован, - за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, коконов и пищевых отходов;

по средствам, полученным управлениями (отделами) народного образования от экономии расходов по бюджету на содержание школ, переводимым районными (городскими) финансовыми управлениями (отделами), и средствам, поступившим от предприятий, колхозов, совхозов, профсоюзных и других организаций на создание фондов школьных учебников в общеобразовательных школах;

с предприятиями, от которых получены средства, заработанные коллективами учащихся школ;

по средствам, поступившим в учебные заведения профтехобразования на подготовку кадров и повышение квалификации сверх плана;

по ссудам (кредитам), полученным в учреждении банка на выдачу рабочим и служащим;

по другим поступлениям, предусмотренным отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации.

Суммы, поступившие на расходы по поручениям, записываются в кредит субсчета 176 и дебет субсчета 110. На израсходованные суммы производится запись в дебет субсчета 176 и кредит субсчета 110.

Поступившие средства на текущие счета учебных заведений профтехобразования на подготовку кадров и повышение квалификации сверх плана записываются в кредит субсчета 176 и дебет субсчета 112. В дебет субсчета 176 в конце года записываются произведенные расходы по подготовке кадров и повышению квалификации сверх плана, при этом кредитуется субсчет 213.

Аналитический учет ведется на карточках ф. 292-а (в книге ф. 292).

Учет сумм по поручениям ведется по каждому учреждению или организации, от которых были получены средства на выполнение поручений.

Учет средств, поступивших за сбор лома черных и цветных металлов, за сдачу и сбор других видов вторичного сырья, коконов, пищевых отходов, на образование фонда школьных учебников, а также учет средств, заработанных коллективами учащихся школ, ведется по каждому виду поступлений.

169. На субсчете 177 "Расчеты с депонентами" учитываются суммы заработной платы и стипендий, не полученные в установленный срок.

Суммы заработной платы и стипендий, не полученные в срок, записываются в кредит субсчета 177 и дебет субсчета 180 или 181. На суммы выданной депонентской задолженности дебетуется субсчет 177 и кредитуется субсчет 120 или 160.

В дебет субсчета 177 записываются также суммы депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, которые относятся на увеличение финансирования (фондов).

Учет депонированных сумм по заработной плате и стипендиям ведется в книге аналитической учета депонированной заработной платы и стипендий ф. 441. Записи в этой книге производятся по каждому депоненту. В соответствующих графах "Кредит" должны быть указаны месяц и год, в котором образовалась депонентская задолженность, номера платежных (расчетно-платежных) ведомостей и суммы, а в графах "Дебет" против фамилии депонента записывается номер расходного кассового ордера и выплаченная сумма.

В конце месяца в книге ф. 441 подсчитываются итоги по графам "Кредит" и "Дебет" и выводится кредитовый остаток на начало следующего месяца.

170. На субсчете 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" учитываются расчеты с прочими дебиторами и кредиторами и расчеты со студентами и учащимися учебных заведений за пользование общежитием.

Аналитический учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами ведется позиционным способом в накопительной ведомости ф. 408 (мемориальный ордер 6).

Записи в ней производятся по каждому документу в следующем порядке. В начале каждого месяца из накопительной ведомости за прошлый месяц в графах 2 - 6 по каждой позиции (строке) записываются данные счетов поставщиков, по которым не получены материальные ценности. По мере поступления оплаченного счета поставщика в графах 2 - 4, 7 - 11 производятся записи по каждой позиции (строке). На суммы полученных материальных ценностей производится запись в кредит субсчета 178 в графе 15 по той же строке, по которой значится задолженность, и в дебет соответствующих субсчетов граф 16 - 23, а вторые записи отражаются по графам 24 - 26. По окончании месяца подсчитываются итоги и данные граф 15 - 26 записываются в книгу "Журнал - главная". В тех случаях, когда поставщики по неотоваренным счетам перечисляют средства на бюджетные текущие счета учреждений или централизованных бухгалтерий, записи в книгу "Журнал - главная" производятся без учета этих сумм.

В графах 27 - 28 по каждой позиции (строке) выводятся остатки на конец месяца.

Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами может вестись на карточках ф. 292-а (в книге 292), учет расчетов со студентами и учащимися за пользование общежитием ведется в оборотной ведомости ф. 285.

Операции по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами, осуществляемые за счет специальных средств, могут вестись отдельно в указанных регистрах.

171. На субсчете 179 "Расчеты в порядке плановых платежей" учитываются расчеты с поставщиками в порядке плановых платежей, по которым расчеты осуществляются не по каждой отдельной сделке (отгрузке, отпуску товара или оказанию услуг), а путем периодического перечисления средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами.

Сумма каждого планового платежа и сроки перечисления устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал), исходя из периодичности платежей и из объема поставки (закупки) или оказания услуг по договорам или соглашениям, либо фактической поставки за предыдущий период.

В платежных поручениях по плановым платежам покупатель в графе "Назначение платежа" обязан указать "Плановый платеж по договору, соглашению от __________ 199_ г.", а также срок платежа и целевое назначение перечисленных сумм. Копии договоров, соглашений учреждениями и централизованными бухгалтериями в учреждения банка не представляются.

Ежемесячно поставщик и покупатель уточняют состояние своих расчетов на основании фактически полученных материальных ценностей или оказанных услуг и производят перерасчет и соответствующий платеж в порядке, обусловленном в договоре или соглашении.

Аналитический учет расчетов по субсчету 179, кроме расчетов за продукты питания, ведется в накопительной ведомости ф. 408 (мемориальный ордер 7), в которой для каждого поставщика отводится необходимое количество строк для отражения операций в течение месяца.

Записи в накопительной ведомости производятся по каждому документу (платежному поручению, счету) по мере совершения операций в следующем порядке. В начале месяца из накопительной ведомости за прошлый месяц в графах 4 - 6 записываются остатки сумм на начало месяца по каждому поставщику. Суммы планового аванса, перечисленные поставщику, записываются в дебет субсчета 179 в графах 7 - 12. На суммы полученных ценностей от поставщиков производится запись в кредит субсчета 179 в графах 13 - 15 и в дебет соответствующих субсчетов граф 16 - 23, вторые записи отражаются по графам 24 - 26.

По окончании месяца по графам 9 - 12, 15 - 26 подсчитываются итоги за месяц и выводится остаток на конец месяца по графам 27 - 28 по каждому поставщику, а также в целом, по всем поставщикам. Итоги по графам 15 - 26 записываются в книгу "Журнал - главная".

В случаях, когда поставщиком возвращается плановый платеж на бюджетный текущий счет учреждения или централизованной бухгалтерии, записи в книге "Журнал - главная" производятся без учета этих сумм.

Учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей может вестись на карточках ф. 292-а (в книге ф. 292).