III. Общие требования к структуре управления региональной системой дополнительного образования детей

III. Общие требования к структуре управления региональной

системой дополнительного образования детей

3.1. Структура управления региональной системой дополнительного образования детей включает:

исполнительные органы субъекта Российской Федерации, курирующие сферу дополнительного образования детей;

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)

межведомственный совет по внедрению и реализации Целевой модели ДОД (далее - межведомственный совет), созданный в целях координации действий при внедрении Целевой модели ДОД и развития системы дополнительного образования детей в соответствующем субъекте Российской Федерации;

региональный модельный центр дополнительного образования детей, под которым понимается организация (структурное подразделение организации), наделенная правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - региональный модельный центр);

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)

органы местного самоуправления;

организацию (структурное подразделение организации), наделенную органом местного самоуправления функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего муниципального образования (далее - муниципальный опорный центр дополнительного образования детей);

организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

3.2. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации при участии во внедрении Целевой модели ДОД на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) принимают решение о внедрении Целевой модели ДОД;

б) принимают решение о внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

в) обеспечивают обновление содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, осуществление кадровой политики, функционирование управленческой и организационно-финансовой структуры в системе дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации в соответствии с программным подходом исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований.

3.3. Исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере дополнительного образования детей, при внедрении Целевой модели ДОД на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) осуществляет координацию внедрения Целевой модели ДОД;

б) обеспечивает деятельность Регионального модельного центра;

в) координирует создание сети муниципальных опорных центров;

г) проводит инвентаризацию инфраструктурных, материально-технических, кадровых ресурсов, а также дополнительных общеобразовательных программ и готовит предложения по обновлению содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, осуществлению кадровой политики в системе дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации в соответствии с программным подходом исходя из приоритетов, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;

д) обеспечивает реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД;

е) обеспечивает развитие материально-технической базы, инфраструктуры и кадрового потенциала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на основе программного подхода;

ж) реализует меры по обеспечению доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот;

з) формирует и утверждает государственные социальные заказы по направлению деятельности "реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств) в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".

(пп. "з" введен Приказом Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

3.4. Межведомственный совет создается в целях обеспечения межведомственного и межуровневого взаимодействия в региональной системе дополнительного образования детей при внедрении Целевой модели ДОД в субъекте Российской Федерации и включает представителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, культуры, спорта, финансов, экономического развития, а также представителей органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, научных организаций, общественных объединений и иных заинтересованных организаций.

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.5. Задачи межведомственного совета:

а) определение приоритетных направлений дополнительных общеобразовательных программ;

б) выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях реализации дополнительных общеобразовательных программ;

в) выработка предложений по распределению региональных средств и созданию инфраструктуры в муниципальных образованиях соответствующих субъектов Российской Федерации в целях выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ в каждом муниципальном образовании;

г) координация реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;

д) разработка предложений по формированию параметров финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.

3.6. Функции Регионального модельного центра:

а) организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная и просветительская поддержка участников отношений в сфере образования, обеспечивающая согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей (технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и других);

б) содействие распространению и внедрению лучших практик реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей соответствующего субъекта Российской Федерации, а также лучших практик других субъектов Российской Федерации;

в) апробация и внедрение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, разноуровневых и модульных программ;

г) создание, апробация и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот;

д) обеспечение взаимодействия между участниками отношений в сфере образования, в том числе реализация программы сотрудничества между различными организациями на уровне исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции и полномочия учредителя Регионального модельного центра;

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) оценка существующих рисков управленческого, материально-технического, кадрового и методического несоответствия организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, современным требованиям системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;

ж) разработка методик, содержащих механизмы выявления и внедрения лучших практик использования сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;

з) разработка предложений по совершенствованию региональной системы дополнительного образования детей;

и) содействие привлечению общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, учреждений культуры и спорта, организаций реального сектора экономики и других организаций к реализации дополнительных общеобразовательных программ;

к) обеспечение реализации мер по дополнительному профессиональному образованию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования детей;

л) обеспечение функционирования информационного портала Регионального модельного центра;

м) способствование развитию реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также дополнительных профессиональных программ для педагогических работников дополнительного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

н) координация работы информационного ресурса субъекта Российской Федерации, обеспечивающего свободный доступ к информации о реализуемых в субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах, организациях, реализующих данные программы, поиск дополнительных общеобразовательных программ и реализующих их организаций, а также возможности записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить обучение по выбранной программе (далее - региональный навигатор);

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 02.02.2021 N 38)

(см. текст в предыдущей редакции)

о) координация внедрения персонифицированного учета детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы (далее - персонифицированный учет детей), и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, включая:

обеспечение учета организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в реализации персонифицированного учета детей и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (за исключением детских школ искусств), и реализуемых ими дополнительных общеразвивающих программ, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4.5 настоящей Целевой модели ДОД. В отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, участвующих в реализации персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение учета осуществляется в соответствии с положениями, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 17 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";

обеспечение персонифицированного учета детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в региональном навигаторе. Обеспечение персонифицированного учета детей при реализации персонифицированного финансирования дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с положениями, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";

(пп. "о" в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)

п) информирование и просвещение родителей (законных представителей) детей в области развития дополнительного образования детей.

3.7. Органы местного самоуправления при участии во внедрении Целевой модели ДОД на территории соответствующего муниципального образования обеспечивают:

а) создание муниципального опорного центра;

б) реализацию мероприятий по внедрению Целевой модели ДОД;

в) развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на основе программного подхода;

г) формирование и утверждение государственных социальных заказов по направлению деятельности "реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)" в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".

(пп. "г" введен Приказом Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

3.8. Функции муниципальных опорных центров:

а) координация и осуществление организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при внедрении Целевой модели ДОД;

б) координация деятельности муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при включении ими данных в региональный навигатор.

3.9. Функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, при участии во внедрении Целевой модели ДОД:

а) участие в обновлении содержания дополнительного образования детей, организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, реализации кадровой политики в соответствии с программным подходом;

б) участие во внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

в) участие в осуществлении персонифицированного учета детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей;

г) обеспечение формирования баз данных региональных навигаторов;

д) обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников системы дополнительного образования в формате непрерывного образования;

е) обеспечение развития инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала на основе программного подхода;

ж) участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.

3.10. Информация об организациях (органах), включенных в состав управленческой структуры Целевой модели ДОД размещается на официальном сайте исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере дополнительного образования детей, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(в ред. Приказа Минпросвещения России от 21.04.2023 N 302)

(см. текст в предыдущей редакции)