3.5 Организация деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога) ПМПК при работе с участниками ГИА

Для проведения психолого-педагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) в ПМПК привлекается учитель-дефектолог (сурдопедагог).

В результате применения методов психолого-педагогического обследования (беседа, бланк регистрации, опросник, наблюдение), изучения медицинской и педагогической документации учитель-дефектолог (сурдопедагог) выявляет и оценивает следующие параметры:

- условия при получении образования в ОО, которые были созданы участнику ГИА с нарушением слуха (на основании изучения педагогических документов обучающегося);

- степень снижения слуха (на основании изучения медицинских документов обучающегося);

- факт использования/эффективность использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования (слуховые аппараты или кохлеарные импланты);

- наличие "запускного этапа" речи при кохлеарной имплантации;

- степень понимания обучающимся устной речи (естественных жестов);

- скорость реагирования на обращенную речь;

- уровень развития самостоятельной речи (естественных жестов);

- степень внятности и разборчивости речи;

- владение грамматическим строем языка;

- уровень развития связной (устной монологической) речи;

- уровень развития слухо-зрительного восприятия речи;

- владение жестовой речью (дактилологией);

- степень овладения графо-моторными навыками и письменной речью;

- степень овладения техникой чтения; правильность чтения; понимание прочитанного (понимание отдельных слов и фраз в контексте, возможность правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту, установление причинно-следственных и других связей в тексте);

- степень и характер помощи, необходимой обучающемуся.

Специфические трудности сурдопедагогического обследования обучающихся с нарушением слуха обусловлены непониманием и/или недопониманием обучающимся обращенной речи, отсутствием или неразборчивостью его собственной речи, что ограничивает возможности использования предлагаемых обучающемуся диагностических методик при проведении психолого-педагогического обследования.

Приступая к обследованию обучающегося с нарушенным слухом, важно знать особенности данной категории обучающихся и способы общения с ними.

Выбор наиболее адекватного способа общения с глухим и слабослышащим обучающимся позволяет в определенной степени минимизировать как время установления контакта, так и время самого обследования.

Сурдопедагог в процессе обследования (в том числе и другими специалистами ПМПК, в первую очередь, учителем-логопедом) должен оценить уровень речевого развития обучающегося.

В данном случае оценка особенностей речи включает изучение понимания устной речи (естественных жестов), уровень развития самостоятельной речи (естественных жестов) обучающегося, степень овладения им письменной речью.

Оценка понимания устной речи (естественных жестов) проводится в процессе всего обследования и начинается с выявления особенностей развития навыков коммуникации: активности, эмоциональности, заинтересованности в контактах с взрослым, продолжительности взаимодействия, использования вербальных и невербальных средств, умения поддерживать беседу, отвечать на поставленные вопросы.

Также у обучающихся с нарушением слуха целесообразно оценить владение грамматическим строем языка на всех уровнях (морфологическом, словообразовательном, синтаксическом) и связную (устную монологическую) речь.

Обследуя самостоятельную речь обучающегося, сурдопедагог обращает внимание на особенности произнесения звуков, ритмико-интонационную сторону речи, сохранность слоговой структуры слова, на внятность и разборчивость речи.

Оценка уровня овладения письменной речью включает в себя обследование чтения. Фиксируется техника чтения; правильность чтения (смешения и замены букв на основе их акустического, артикуляционного, оптического сходства; искажения звуко-слоговой структуры слов; аграмматизмы); выразительность чтения; понимание прочитанного (понимание отдельных слов и фраз в контексте, возможность правильно ответить на вопросы по прочитанному тексту, установление причинно-следственных и других связей в тексте).

При обследовании чтения и письма, письменной речи обучающимся предлагаются задания на заполнение бланка регистрации участника ГИА и опросник.

Полученные в результате обследования данные позволяют сурдопедагогу оценить возможности обучающегося, степень и характер необходимой ему помощи, а также определить для обучающегося перечень оптимальных условий при проведении ГИА.

Если обучающийся является слабослышащим, использует в повседневной жизни и при обучении звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования (слуховые аппараты или кохлеарные импланты), в полном объеме понимает обращенную речь, владеет письменной речью, не использует жестовую речь, то при проведении ГИА ему будет достаточным предоставить возможность пользоваться на экзамене звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и/или группового пользования, а также текстовой формой инструкции по заполнению бланков. Если слабослышащий обучающийся владеет жестовой речью и только частично понимает обращенную речь, то во время экзаменов ему также может быть предоставлен ассистент-сурдопереводчик, который осуществляет при необходимости жестовый перевод и разъяснение непонятных слов.

Если обучающийся является глухим, использует в повседневной жизни и при обучении звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования (слуховые аппараты), не понимает/частично понимает обращенную речь, использует жестовую речь, то при проведении ГИА ему будет предоставлена возможность использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и/или группового пользования, текстовой формы инструкции по заполнению бланков, а также предоставляется ассистент-сурдопереводчик, который осуществляет при необходимости жестовый перевод и разъяснение непонятных обучающемуся слов.