3. Полномочия сотрудников антимонопольного органа при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации

Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции, а также Административным регламентом ФАС России по возбуждению дел.

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются антимонопольным органом всегда коллегиально, путем создания для рассмотрения каждого дела отдельной комиссии.

Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом. Комиссия состоит из работников антимонопольного органа.

В пункте 3.77 Административного регламента ФАС России по возбуждению дел указывается на обязательность участия в комиссии государственных гражданских служащих Правового управления ФАС России, а также при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа в ФАС России в состав комиссии включаются государственные гражданские служащие Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, а также при формировании состава комиссии для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьей 11 и 16 Закона о защите конкуренции, в том числе при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в ФАС России в состав такой комиссии также включается сотрудник Управления по борьбе с картелями.

Председателем комиссии может быть руководитель антимонопольного органа, его заместитель или руководитель структурного подразделения федерального антимонопольного органа. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека. Замена члена комиссии осуществляется на основании мотивированного решения антимонопольного органа.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями, организациями - операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры при осуществлении ими деятельности в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", а также иными финансовыми организациями, поднадзорными Центральному банку Российской Федерации, в состав комиссии включаются представители Центрального банка Российской Федерации, которые составляют половину членов комиссии.

При этом закон не содержит требования о необходимости проведения заседания комиссии в таком составе, чтобы из присутствующих на заседании членов не менее половины являлось представителями Центрального банка Российской Федерации (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 г. по делу N А40-203641/17).

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии.

Все вопросы, связанные с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассматриваются комиссией антимонопольного органа самостоятельно на коллегиальной основе. Каждый сотрудник, входящий в состав комиссии антимонопольного органа, самостоятелен при принятии решений и голосовании по вопросам, рассматриваемым комиссией антимонопольного органа.

Частью 6 статьи 40 Закона о защите конкуренции устанавливаются требования к кворуму, то есть минимальному количеству членов комиссии антимонопольного органа из числа включенных в нее приказом, которые обязательно должны присутствовать на заседании комиссии антимонопольного органа. Это зачастую обусловлено в том числе тем, что в центральном аппарате ФАС России, например, численный состав комиссии достаточно существенен, что позволяет в конкретном заседании в случае неявки кого-либо из членов комиссии определить возможность рассмотрения дела в имеющемся составе. Как следует из части 6.1 статьи 40 Закона о защите конкуренции, отсутствие кворума является безусловным основанием для отложения рассмотрения дела и назначения новой даты заседания комиссии, которое оформляется определением.

В соответствии с частью 7 статьи 40 Закона о защите конкуренции установлен важный принцип работы комиссии антимонопольного органа при принятии юридически значимых решений в рамках рассмотрения дела.

Так, вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией антимонопольного органа, решаются членами комиссии антимонопольного органа голосованием, которое может быть осуществлено на месте с присутствием лиц, участвующих в деле, либо путем тайного голосования в их отсутствие, если возникающий вопрос требует обсуждения. В последнем случае комиссией объявляется перерыв в заседании.

Решение является принятым при простом большинстве голосов при условии обязанности голосования каждого члена комиссии.

При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Председатель комиссии голосует последним.

Решение комиссии по делу о нарушении антимонопольного законодательства оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии, которым завершилось рассмотрение дела.

Член комиссии антимонопольного органа не вправе воздержаться при принятии решения комиссией антимонопольного органа.

Член комиссии, несогласный с решением комиссии, обязан подписать принимаемый комиссией акт и вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к материалам дела в запечатанном конверте и не оглашается.

Таким образом, сотрудники антимонопольных органов в рамках административных процедур при осуществлении государственного контроля наделены правом в пределах своих полномочий самостоятельно осуществлять ход расследования и принимать решения о производстве процессуальных действий по делам о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации в соответствии с административными регламентами осуществления государственных функций.

Председатель

Президиума ФАС России,

Руководитель ФАС России

И.Ю.АРТЕМЬЕВ