См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

3.3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Одними из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации будут являться совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и дальнейшее развитие организации местного самоуправления, совершенствование системы разграничения полномочий между органами публичной власти, исходя из необходимости достижения задач, поставленных Указом N 204.

В сфере межбюджетных отношений планируется реализация следующих задач:

1) совершенствование нормативного правового регулирования системы разграничения полномочий между уровнями публичной власти:

- законодательное уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- проведение оценки регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные требования к исполнению полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в целях устранения избыточного регулирования полномочий субъектов Российской Федерации с последующим внесением изменений в указанные нормативные правовые акты или их отменой с завершением указанной работы в 2021 году;

- урегулирование механизма ограничения случаев принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, оказывающих влияние на доходы и (или) расходы региональных и местных бюджетов, на которые имеется отрицательное заключение Министерства финансов Российской Федерации;

- повышение эффективности контроля качества осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2) сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности регионов не только финансовыми средствами, а путем стимулирующих механизмов для регионов с низким уровнем социально-экономического развития: разработка программ социально-экономического развития регионов, предоставление межбюджетных трансфертов в целях развития перспективных отраслей экономики регионов, утвержденных в стратегии пространственного развития, установление единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации при предоставлении межбюджетных субсидий в размере 99 процентов на 2020 - 2022 годы;

3) продление в 2020 году периода погашения реструктурированных в 2017 году обязательств субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам до 2029 года, в случае обеспечения в 2018 и 2019 годах роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта не ниже фактического уровня инфляции;

4) проведение мониторинга выполнения субъектами Российской Федерации обязательств по снижению уровня долговой нагрузки, принятых в рамках программы реструктуризации

5) введение мер персональной ответственности в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа за нарушение субъектом условий предоставления межбюджетных трансфертов, недостижение показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов по достижению целей, установленных Указом N 204, а также за несоблюдение требований, установленных бюджетным законодательством;

6) совершенствование системы межбюджетных трансфертов:

- совершенствование подходов к выравниванию субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности, в том числе с учетом изменения с 2022 года критериев выравнивания при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

- утверждение единых предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов на весь период реализации национальных проектов;

- расширение "горизонтов" планирования путем распределения межбюджетных трансфертов на трехлетний период и/или на весь срок реализации национальных проектов;

- закрепление требования о заключении соглашений на срок, не меньший периода, на который утверждено распределение субсидий по субъектам;

- установление предельного срока утверждения правил предоставления межбюджетных трансфертов;

- установление предельного срока заключения соглашений о предоставлении субсидий регионами с муниципальными образованиями;

- уточнение подходов к распределению субсидий из федерального бюджета, исходя из необходимости учета перспективных экономических специализаций субъектов и параметров демографического прогноза, установленных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на 2020 - 2025 годы;

- уточнение подходов к предоставлению грантов субъектам с учетом оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов по повышению уровня социально-экономического развития;

- ограничение случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов, начиная с 1 января 2024 года только на цели финансового обеспечения расходных обязательств субъектов в рамках неразграниченных полномочий;

Во время переходного периода иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут быть предоставлены регионам в случаях (1) софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий субъектов, а также полномочий, не отнесенных к полномочиям регионов и местного самоуправления; (2) предоставления бюджетных ассигнований из резервных фондов; (3) предусмотренных федеральными законами (за исключением федерального закона о бюджете, внесения изменений в него).

7) реализация мер, направленных на стимулирование развития Дальневосточного федерального округа.

При формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период планируется наделение ответственных исполнителей государственных программ (указанных в перечне государственных программ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 г. N 2620-р) обязанностью по ежегодному обеспечению предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых на финансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности, а также на осуществление из федерального бюджета бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, на уровне не менее 7,2% от вышеуказанных расходов.

8) формирование и реализация бюджетной политики на региональном и местном уровнях в 2020 - 2022 годах будет осуществляться с учетом новых подходов к организации межбюджетных отношений, направленных на уточнение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, форм, порядков и условий предоставления межбюджетных трансфертов на региональном и местном уровнях, а также на уточнение подходов, связанных с ограничениями по организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, контролем за их исполнением и применением мер к нарушающим такие ограничения муниципалитетам.

В связи с введением с 2019 года в систему местного самоуправления нового вида муниципального образования - муниципального округа - планируется подготовка и внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс в части включения в бюджетную систему Российской Федерации бюджета муниципального округа, установления перечня бюджетных полномочий, доходных источников муниципального округа и определения подходов к выравниванию его бюджетной обеспеченности. Кроме того, на федеральном уровне с целью обеспечения подготовки и принятия в 2021 году и последующих годах сбалансированных бюджетов городских округов (городских округов с внутригородским делением) и муниципальных районов в условиях отмены с 1 января 2021 года в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности планируется подготовка и принятие мер, связанных с перераспределением доходных источников между региональным и местным уровнями.

9) принятие финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований мер по повышению качества бюджетного планирования, управления региональными и муниципальными финансами, по соблюдению надлежащей финансовой дисциплины на региональном и муниципальных уровнях.

Учет в оценке качества управления региональными финансами, осуществляемой Минфином России показателей, отражающих качество планирования доходов и расходов на региональном и муниципальном уровне.