См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Таблица 4. Объем налоговых расходов Российской Федерации в 2016 - 2022 гг.

млрд рублей

2016

2017

2018

2019 <1>

2020 <1>

2021 <1>

2022 <1>

НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ, ВСЕГО <2>

2 471,6

2 967,3

3 625,9

4 077,3

4 163,9

4 351,9

4 576,8

%% ВВП

2,9

3,2

3,5

3,8

3,7

3,6

3,6

НЕФТЕГАЗОВЫЕ

590,9

849,9

1 463,7

1 611,4

1 530,1

1 613,0

1 649,2

НДПИ (в части нефтегазовых налоговых расходов)

527,2

745,8

1 218,7

1 155,0

1 078,6

1 125,0

1 163,8

вывозные таможенные пошлины

57,9

97,7

243,0

162,6

129,4

109,5

80,8

режим НДД <3>

292,1

320,2

376,4

402,3

налог на имущество

организаций (в рамках спецрежима для добычи на морских месторождениях)

5,8

6,4

2,0

1,8

1,9

2,1

2,3

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ

1 880,7

2 117,4

2 162,2

2 465,8

2 633,8

2 738,9

2 927,6

НДС <4>

1 105,8

1 250,4

1 353,3

1 579,3

1 697,0

1 761,6

1 884,3

налог на прибыль организаций

87,6

78,8

111,5

123,0

126,7

135,4

143,7

страховые взносы

93,5

105,0

118,4

67,8

79,0

83,3

88,6

ввозные таможенные пошлины

42,5

53,5

49,6

57,1

62,3

66,3

71,2

имущественные налоги <5>

320,1

371,4

244,9

335,4

355,1

363,4

394,9

прочие налоги

231,2

258,3

284,5

303,2

313,7

328,9

344,9

--------------------------------

<1> Оценка Минфина России.

<2> Без учета информации по выпадающим доходам по отдельным налоговым расходам в связи с отсутствием исходных данных (например, налоговые расходы, связанные с применением ускоренной амортизацией).

<3> Введение НДД привело к увеличению налоговых расходов в части вывозной таможенной пошлины, на нефть и НДПИ на нефть.

<4> Рост налоговых расходов по НДС в 2019 году связан с увеличением основной ставки налога при сохранении пониженных ставок и освобождений и соответствующим ростом выпадающих доходов.

<5> Включена сумма выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов н/о с 1 января 2019 года.

Отсутствие отдельного учета налоговых расходов приводит к недооценке влияния государства на экономику и ресурсов, направляемых на достижение тех или иных целей социально-экономической политики.

В рамках реализации норм Бюджетного кодекса в текущем году должна быть завершена разработка и утверждение правовых основ для оценки налоговых расходов на федеральном уровне, а также на региональном и муниципальном уровне на основе общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Формирование прозрачной системы оценки эффективности налоговых расходов, гармонизированной с оценкой эффективности других мер государственной политики, предоставляемых в рамках государственных программ Российской Федерации, будет способствовать как более эффективному и рациональному использованию инструментов налогового стимулирования, так и повышению эффективности программно-целевого бюджетирования в целом.

Принятие постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" и 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" завершило проводимую Минфином России работу по внедрению правовых механизмов, обеспечивающих применение единых методологических подходов к оценке эффективности предоставления налоговых льгот и иных преференций на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Оценка будет осуществляться ежегодно кураторами соответствующих налоговых расходов - ответственными исполнителями государственных программ или иными уполномоченными органами в соответствии с перечнем налоговых расходов, размещенном на официальном сайте Минфина России.

По результатам оценки налоговых расходов куратором формулируется вывод о степени их эффективности и целесообразности их сохранения в дальнейшей перспективе, подлежащий учету при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных (муниципальных) программ.

В рамках повышения эффективности системы оценки налоговых расходов предполагается дальнейшее совершенствование процедур:

- централизованного сбора, обработки и учета информации о предоставляемых налоговых расходах Российской Федерации;

- подготовки отчета об оценке налоговых расходов Российской Федерации и представления его в составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

При этом результаты оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций предполагается постепенно интегрировать в межбюджетные отношения при оценке налогового потенциала регионов. Это позволит стимулировать субъекты Российской Федерации к повышению эффективности мер государственной поддержки.

Конечным итогом такой работы должны стать не просто каталогизация всех имеющихся видов налоговых расходов и учет их объема, а отмена неэффективных налоговых расходов, создание механизмов, стимулирующих регионы к росту регионального налогового потенциала, упорядочивание всей системы налоговых льгот.