2.2. Направления развития и совершенствования системы-112

Адаптация населения к использованию номера "112" (традиционно использующего номера вызова экстренных оперативных служб "101", "102", "103", "104") требует времени. Для повышения уровня доверия к возможностям системы-112 требуется дальнейшее совершенствование ее функционала, учитывающего, как весь спектр угроз жизни, здоровью, имуществу, правопорядку и нарушения условий жизнедеятельности на соответствующих территориях, так и современные информационно-технические технологии и решения. Одновременно необходимо повышать профессиональный уровень подготовки операторского персонала системы-112, учитывающий совершенствование функциональных возможностей системы-112, а также особенности общения различных категорий населения.

Совершенствование функционала системы-112 уже реализуется в ряде субъектов Российской Федерации, так например:

в Республике Татарстан телефонный номер "112" запрограммирован на телефонах абонентов в рамках акции "Добрый телефон" как телефон экстренной помощи одиноким гражданам пожилого возраста возможности вызова экстренных служб (скорой помощи, МЧС, полиции) одной кнопкой посредством использования специальных мобильных устройств. Для этого пожилым людям в республике раздали порядка 4000 данных телефонов.

Также реализована система мониторинга, ежедневно в единую систему отчетности "Открытый Татарстан" направляются сведения об обращениях по номеру "112" в адрес экстренных оперативных служб.

В систему-112 Республики Татарстан внедрена функция "Тревожная кнопка", реализованная для сотрудников "Скорой помощи" в целях своевременного оповещения в случаях нападения на данных сотрудников скорой медицинской помощи. Информация от бригады "Скорой помощи" попадает в систему-112 и передается в реагирующие службы.

Проводятся мероприятия по подготовке и подписанию соглашений об информационном взаимодействии в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Республики Татарстан с Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, а также с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

В системе-112 Московской области реализованы и используются функции управления силами и средствами экстренных оперативных служб, интеграция с системами мониторинга и видеонаблюдения, цифровыми и аналоговыми радиосетями, а также функции статистического анализа и моделирования происшествий, в том числе в реальном масштабе времени с использованием геоинформационных технологий, технологий ГЛОНАСС и Дистанционного зондирования Земли.

Также ведется разработка проектного решения и создание пилотной зоны по установке "Столбов безопасности" с кнопкой прямого вызова оператора системы-112 на территории Московской области.

Проводятся мероприятия по интеграции системы-112 с автоматизированной информационной системой ЖКХ Московской области, а также с системой МНИС ГЛОНАСС МЧС России.

В системе-112 Курской области функционирует Диспетчерский центр для глухих.

2.2.1. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется практическое внедрение АПК "Безопасный город", основная цель которого направлена на упреждение опасностей за счет мониторинга и прогнозирования, моделирования динамики развития и возможных последствий различных происшествий. Это способствует снижению количества погибших людей, материального, финансового и экологического ущерба при чрезвычайных ситуациях и пожарах.

Рабочей группой (Советом главных конструкторов АПК "Безопасный город") для обеспечения методической деятельности Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" (далее - Межведомственная комиссия АПК "Безопасный город") положительно согласованы технические задания на создание сегментов АПК "Безопасный город" на территориях 75 субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми в ряде регионов уже начаты конкурсные процедуры.

В Вологодской, Курской и Архангельской областях проводится опытная эксплуатация АПК "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют более 160 мониторинговых, информационных и управляющих систем. Они являются инструментами органов повседневного управления различной ведомственной принадлежности и могут быть сопряжены с АПК "Безопасный город". Механизмы технического сопряжения системы-112, АПК "Безопасный город" и других смежных систем определены Едиными требованиями к техническим параметрам сегментов АПК "Безопасный город" <8> (утверждены Межведомственной комиссией АПК "Безопасный город" 28.05.2017 N 4516п-П4), поэтому предлагается дальнейшее их развитие вместе с системами прогнозирования, мониторинга, предупреждения, оповещения, информирования и управления рассматривать в комплексе. При этом будет учитываться дальнейшее совершенствование системы управления РСЧС и ее основных элементов на муниципальном уровне - единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Методические рекомендации по созданию системы-112 в части сопряжения с аппаратно-программным комплексом "Безопасный город" приведены в Приложении 5.

--------------------------------

<8> Размещены в сети Интернет на официальном сайте МЧС России по адресу http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/ba49cpfEKI.pdf.

2.2.2. В создании системы-112 в субъектах Российской Федерации принимают участие также организации, в ведении или во владении которых находятся сети газораспределения и газоснабжения и соответствующие дежурно-диспетчерские службы. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник Единой системы газоснабжения обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль функционирования объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения (ст. 13 Главы IV), также организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы, а также создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты (ст. 33). В развитие положений указанного Федерального закона приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 предусматривает обязательства организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения по созданию аварийно-диспетчерских служб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" определено, что аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, получившая сообщение о повреждении газораспределительной сети, направляет в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" указанную информацию, а также сведения о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение.

Действующим законодательством предусмотрена обязанность организаций, эксплуатирующих газотранспортные и газораспределительные сети и создающих аварийно-диспетчерскую службу "04", обеспечить прием и передачу в систему-112 всей необходимой информации.

2.2.3. ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" обеспечивает передачу обработанной информации в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации такой системы в государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организацию, осуществляющую централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации, либо в случае отсутствия указанных органа или организации в экстренные оперативные службы данного субъекта Российской Федерации. При этом система-112 должна обеспечить прием информации из ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС".

Типовой регламент информационного взаимодействия с ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" утвержден совместным приказом МЧС России, Минтрансом России от 01.10.2015 N 293/525 "Об утверждении типовой формы соглашения о порядке информационного взаимодействия между оператором Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введена в эксплуатацию система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" <9>.

--------------------------------

<9> Размещены в сети Интернет по адресу http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintransa-rossii-n-293-mchs-rossii/.

2.2.4. Операторы связи в соответствии со ст. 52 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" должны обеспечить бесплатный вызов экстренных оперативных служб каждому пользователю услугами связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб "112", а также установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов, соответствующих экстренных оперативных служб.

Также на операторов связи возложена обязанность передачи информации о месте нахождения мобильного абонентского устройства и сопутствующей информации о его принадлежности, включая персональные данные абонента, в том числе при осуществлении вызова в форме короткого текстового сообщения. Указанные вопросы регламентируются нормативными правовыми актами и методическими документами Минкомсвязи России. Также необходимо завершение модернизации инфраструктуры местных сетей фиксированной связи, находящейся в собственности ПАО "Ростелеком", для ввода номера "112" на всей территории Российской Федерации.

2.2.5. Лица с полной или частичной потерей слуха могут использовать систему-112 посредством направления коротких текстовых сообщений. Реализация вызова ЭОС с помощью коротких текстовых сообщений инвалидами требует специальных алгоритмов работы операторского персонала системы-112. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации реализуются проекты, направленные на социальную интеграцию инвалидов по слуху и лиц с ограничениями жизнедеятельности за счет создания специализированных ДДС. Типовой регламент информационного взаимодействия ДДС, предоставляющих справочно-коммуникационные услуги инвалидам с полной или частичной потерей слуха и иным лицам, испытывающим трудности в вербальном общении, в рамках системы-112 приведен в Приложении 6.

2.2.6. Между комплексами средств автоматизации системы-112 в соседних муниципальных образованиях, в том числе находящихся в различных субъектах Российской Федерации (межсубъектовое взаимодействие), должно быть обеспечено взаимодействие для повышения эффективности и надежности функционирования. Опыт создания и эксплуатации системы-112 показал, что аналогичное взаимодействие нужно организовать и между не граничащими друг с другом субъектами Российской Федерации.

Методические рекомендации по обеспечению информационно-технологического сопряжения систем-112 субъектов Российской Федерации приведены в Приложении 7.

2.2.7. В соответствии с планом перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения (далее - ПО) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного ПО. В настоящий момент во всех субъектах Российской Федерации, завершающих внедрение системы-112 в той или иной мере используется происходящее из иностранных государств ПО. В связи с этим государственным органам субъектов Российской Федерации необходимо внести изменения в государственные программы, планы информатизации государственных органов, ведомственные целевые программы, стратегии, концепции и иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и мероприятия по развитию системы-112 на период 2018 - 2020 годов и последующие периоды.