2. Основные задачи и функции структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения по организации работы при ликвидации ЧС в Российской Федерации

2. Основные задачи и функции структурных подразделений ЦА,

учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения

по организации работы при ликвидации ЧС

в Российской Федерации

2.1. При организации работы по ликвидации ЧС в Российской Федерации, координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения, в соответствии с направлениями деятельности решаются задачи по:

организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по ликвидации ЧС;

организации в установленном порядке информирования населения.

2.2. При организации работы по ликвидации ЧС структурные подразделения ЦА, учреждения и организации МЧС России центрального подчинения осуществляют следующие функции:

2.2.1. Аппарат Министра:

осуществляет организационное обеспечение, в том числе документирование (протоколирование) мероприятий (в том числе выездных), проводимых Министром;

осуществляет подготовку проектов выступлений Министра, а также необходимых информационно-аналитических и справочных материалов.

2.2.2. Главное управление пожарной охраны:

организует работу по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС);

организует применение подразделений ФПС ГПС для ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера;

координирует деятельность общественных объединений пожарной охраны, подразделений всех видов пожарной охраны, участвующих в ликвидации ЧС и тушении пожаров;

участвует в организации работ по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих ЧС.

2.2.3. Департамент оперативного управления:

осуществляет координацию деятельности структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России при реагировании на ЧС федерального и межрегионального характера;

совместно с НЦУКС готовит предложения для руководства МЧС России по введению для органов управления и сил МЧС России режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

совместно с Департаментом спасательных формирований готовит предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями разрабатывает проекты решений Правительства Российской Федерации по вопросу выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС, террористических актов и (или) мероприятий по пресечению террористических актов правомерными действиями.

2.2.4. Департамент гражданской обороны и защиты населения:

разрабатывает по поручениям Правительства Российской Федерации и представляет в установленном порядке предложения по номенклатуре и количеству материальных ценностей государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС на территории Российской Федерации;

организует формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти материальной помощи населению Российской Федерации, пострадавшему в результате ЧС;

разрабатывает предложения по использованию резерва материальных ресурсов МЧС России для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

осуществляет методическое руководство и готовит предложения по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ЧС природного и техногенного характера;

осуществляет методическое руководство по использованию резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

осуществляет организационное и методическое руководство по использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, созданных в целях гражданской обороны, при ЧС природного и техногенного характера.

2.2.5. Департамент спасательных формирований:

обеспечивает готовность подразделений аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) и поисково-спасательных формирований (далее - ПСФ), спасательных воинских формирований (далее - СВФ), военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ) к выполнению задач по ликвидации ЧС;

организует применение СВФ, АСФ, ПСФ, ВГСЧ для предупреждения и ликвидации ЧС различного характера;

участвует в организации работ по ликвидации ЧС на подводных потенциально опасных объектах (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта) во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

организует проведение подводных работ особого (специального) назначения;

организует координацию деятельности по оказанию помощи, поиску и спасению людей, а также ликвидации последствий аварий на объектах ведения горных работ;

осуществляет поддержание в готовности к действиям по предназначению СВФ, ПСФ, ВГСЧ;

осуществляет поддержание боевой готовности СВФ;

координирует деятельность АСФ, ПСФ, а также спасательных формирований, общественных объединений и организаций при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

организует проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также участие в гуманитарном разминировании;

участвует в организации поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и участвует в тушении пожаров, в том числе организует применение аэромобильных группировок СВФ;

разрабатывает предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

2.2.6. Департамент надзорной деятельности и профилактической работы:

организует государственный надзор за соблюдением установленных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

организует деятельность по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

организует работу сотрудников надзорной деятельности по плановым (рейдовым) осмотрам, обследованиям территорий (земельных участков) по вопросам обеспечения пожарной безопасности и выполнения требований в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в зоне ЧС;

организует контроль выполнения противопожарных мероприятий в местах дислокации сил и средств, задействованных в ликвидации ЧС, пунктах временного размещения населения, а также пунктах размещения и выдачи гуманитарной помощи населению, пострадавшему от ЧС;

организует взаимодействие по вопросам выполнения надзорных мероприятий с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при ликвидации ЧС и тушении пожаров;

осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений по вопросам проведения экспертиз по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.

2.2.7. Департамент тылового и технического обеспечения:

осуществляет общее руководство тыловым и техническим обеспечением подразделений МЧС России, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участвует в разработке предложений по выпуску из государственного резерва материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС и оказания гуманитарной помощи;

организует закупку товаров, работ, услуг в рамках компетенции Департамента;

участвует в организации тылового и технического обеспечения подразделений МЧС России, привлекаемых для ликвидации ЧС и пожаров;

участвует в организации подготовки и представления в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий ЧС;

во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, организациями и учреждениями МЧС России организует подготовку предложений по дополнительному оснащению подразделений МЧС России в соответствии со сложившейся обстановкой;

осуществляет контроль и руководство организацией закупок материально-технических средств подразделениями МЧС России.

2.2.8. Департамент международной деятельности:

участвует в организации работ по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, спасению людей (в части решения вопросов, касающихся иностранных граждан, пострадавших на территории Российской Федерации);

разрабатывает механизмы взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в случае ЧС, в том числе трансграничного характера;

организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и ГУ МЧС России прием международной помощи в случае возникновения крупномасштабной ЧС на территории Российской Федерации;

координирует деятельность ГУ МЧС России по взаимодействию с иностранными государствами на приграничном уровне (в рамках приграничного сотрудничества);

участвует в организации тушения пожаров при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей (в части привлечения иностранных пожарно-спасательных формирований);

по решению руководства МЧС России готовит проекты докладов Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации о целесообразности запроса к мировому сообществу либо к конкретным иностранным государствам о содействии в проведении аварийно-спасательных работ на российской территории, либо в предоставлении грузов гуманитарной помощи;

при обращении зарубежных государств в МЧС России с предложениями о направлении спасательных отрядов либо о предоставлении гуманитарной помощи готовит проекты докладов Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации о целесообразности (нецелесообразности) принять предложенную помощь;

по решению руководства МЧС России готовит проекты писем в Министерство иностранных дел Российской Федерации для рассылки в загранучреждения Российской Федерации с потребностями в грузах гуманитарной помощи при том понимании, что официальный запрос Российской Федерации к мировому сообществу не направляется, но при обращениях зарубежных государств в загранучреждения Российской Федерации с предложениями о содействии они будут сориентированы об имеющихся потребностях;

при принятии Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации решения о приеме зарубежных спасательных отрядов организует въезд этих отрядов в Российскую Федерацию, их транспортировку в зону работ и координацию их работы с формированиями РСЧС, а также взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации с целью беспрепятственного въезда зарубежных спасательных отрядов в Российскую Федерацию и последующего обратного выезда.

2.2.9. Департамент кадровой политики:

осуществляет учет пострадавших, погибших, без вести пропавших сотрудников МЧС России и членов их семей;

осуществляет контроль мероприятий воспитательной работы с личным составом подразделений МЧС России;

готовит предложения по поощрению наиболее отличившихся сотрудников МЧС России, а также граждан при ликвидации ЧС и пожаров;

готовит проекты приказов (распоряжений) о командировании руководства МЧС России и сотрудников ЦА;

информировать НЦУКС по изменениям (дополнениям) в структуре центрального аппарата МЧС России, а также по кадровым перемещениям руководящего состава структурных подразделений и учреждений МЧС России центрального подчинения.

2.2.10. Департамент образовательной и научно-технической деятельности:

координирует работу ЦППР и обобщает полученную информацию;

осуществляет подготовку предложений по применению наукоемких технологий и современных образцов пожарно-спасательной техники для ликвидации ЧС и тушения пожаров;

организует проведение анализа эффективности функционирования системы поддержки принятия решений на каждом иерархическом уровне управления для формирования решения на ликвидацию последствий ЧС и тушение пожаров, соответствие и реализацию этих предложений в практических управленческих решениях;

организует проведение анализа действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

2.2.11. Департамент информационной политики:

организует информирование население через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах;

организует информационное обеспечение мероприятий по ликвидации ЧС, тушению пожаров через аккредитованные средства массовой информации и Интернет-ресурсы;

организует взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам организации информирования населения о ЧС и пожарах и мероприятиях по их ликвидации.

2.2.12. Административный департамент:

обеспечивает подготовку и проведение заседаний Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - ПКЧС), оформление протоколов заседаний и организацию контроля выполнения поручений ПКЧС;

осуществляет контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, а также приказов МЧС России, решений ПКЧС и других документов;

осуществляет регистрацию и отправку докладов Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, Заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - пресс-секретарю Президента Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации (курирующему МЧС России), Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации, пресс-секретарю Председателя Правительства Российской Федерации - заместителю Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (далее - руководство Российской Федерации) о ЧС, пожарах и ходе их ликвидации.

2.2.13. Финансово-экономический департамент:

организует в установленном порядке финансовое обеспечение экстренного реагирования на ЧС и пожары;

участвует в проведении анализа поступивших заявок на дополнительное финансирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС и пожаров и подготовку предложений по их финансированию;

обеспечивает подготовку предложений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке.

2.2.14. Управление авиации и авиационно-спасательных технологий:

готовит предложения по применению авиации при ликвидации последствий ЧС и пожаров;

утверждает суточные планы полетов (перелетов) воздушных судов МЧС России;

организует проведение авиационно-спасательных и специальных авиационных работ;

осуществляет контроль за подготовкой воздушных судов МЧС России к выполнению задач по предназначению;

участвует в организации работы по тушению пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

организует выполнение полетов на тушение лесных пожаров при угрозе населенным пунктам и объектам экономики;

участвует в организации тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в том числе применением современных авиационных технологий;

организует авиационное обеспечение эвакуации пострадавшего населения из районов ЧС;

организует создание авиационной группировки для проведения авиационно-спасательных и специальных авиационных работ в районе ЧС;

осуществляет руководство авиационной группировкой в районе ЧС;

организует взаимодействие авиации МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении задач по ликвидации ЧС и тушении пожаров в районе ЧС;

организует взаимодействие экипажей воздушных судов со старшими команд, назначенными от СВФ, подразделений ФПС ГПС при ликвидации последствий ЧС, тушении пожаров и применении беспилотных авиационных систем.

2.2.15. Управление информационных технологий и связи:

организует выполнение мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования систем связи и оповещения МЧС России в зоне ЧС и тушения пожаров;

организует взаимодействие с органами управления РСЧС по вопросам обеспечения связи при ликвидации ЧС и тушении пожаров;

организует взаимодействие с операторами связи с целью организации и обеспечения (наращивания) связи в зоне ЧС и тушения пожаров;

организует выполнение мероприятий по обеспечению правительственной связью руководства МЧС России в зоне ЧС и тушения пожаров;

осуществляет контроль технического состояния и готовности средств связи ОПТ РГПК, ОГ НЦУКС, ОШ ЛЧСП, ОГ ЦУКС к выполнению задач по обеспечению связи из зоны ЧС и пожаров.

2.2.16. Управление стратегического планирования и организационной работы: уточняет данные по численности подразделений ФПС ГПС, СВФ, АСФ, ПСФ, ВГСЧ, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), образовательных, научных, медицинских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;

совместно с Департаментом кадровой политики разрабатывает проекты штатов (штатных перечней), табелей к штатам при создании группировки сил для ликвидации ЧС и пожаров;

информирует НЦУКС по изменениям (дополнениям) в структуре центрального аппарата и учреждений МЧС России центрального подчинения.

2.2.17. Управление безопасности людей на водных объектах:

осуществляет координацию действий сил и средств ГИМС при ликвидации ЧС и пожаров на водных объектах (в прибрежной зоне);

принимает участие в разработке и корректировке планов применения сил и средств МЧС России при ликвидации ЧС на водных объектах.

2.2.18. НЦУКС:

обеспечивает устойчивое функционирование системы управления МЧС России;

совместно с Рузским ЦОПУ обеспечивает организационно-техническое обеспечение работы РГПК;

проводит оповещение Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра, заместителя Министра - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору, руководителей Аппарата Министра, структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, а также должностных лиц, входящих в состав ПКЧС, РГПК, ОШ РГПК;

обеспечивает координацию деятельности органов повседневного управления РСЧС, в том числе управления силами и средствами РСЧС, и органов управления гражданской обороной, в том числе управления силами и средствами гражданской обороны;

организует информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;

организует информирование населения в зоне ЧС с использованием стационарных и мобильных терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения.

2.2.19. ВНИИ ГОЧС (ФЦ):

организует взаимодействие с организациями, входящими в состав функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РСЧС, а также с организациями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны по вопросам сбора, обработки и анализа информации об источниках ЧС, о показателях риска возникновения ЧС, об обнаружении и идентификации различных видов заражения и загрязнения;

осуществляет разработку прогнозов развития и масштабов последствий ЧС с учетом вторичных факторов;

осуществляет подготовку рекомендаций по проведению мероприятий по ликвидации последствий ЧС и применению сил и средств РСЧС;

во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России проводит анализ действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации ЧС природного и техногенного характера в установленном порядке.

2.2.20. ВНИИПО:

осуществляет научно-методическое обеспечение в области оценки соответствия объектов защиты и услуг требованиям пожарной безопасности;

участвует в качестве экспертов при проведении мероприятий по ликвидации ЧС и пожаров, а также осуществлению надзорно-профилактической деятельности в области пожарной безопасности;

осуществляет разработку прогнозов развития и масштабов последствий пожаров с учетом вторичных факторов;

осуществляет подготовку рекомендаций по проведению мероприятий по ликвидации последствий пожаров и применению сил и средств РСЧС;

во взаимодействии со структурными подразделениями ЦА, территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России проводит анализ действий органов управления, сил и средств РСЧС по тушению пожаров в установленном порядке.

2.2.21. Центр экстренной психологической помощи:

организует оказание экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС;

организует мероприятия по психологическому обеспечению группировки сил МЧС России при ликвидации ЧС и пожаров, в части касающейся;

разрабатывает рекомендации по психологическому обеспечению группировки сил РСЧС (при необходимости);

осуществляет организацию и контроль работы телефонов "горячей линии" при ЧС;

планирует создание, наращивание и оснащение группировки сил по психологическому обеспечению в зоне ЧС;

осуществляет координацию действий сил и средств РСЧС при оказании экстренной психологической помощи.

2.3. Организации и учреждения МЧС России, не указанные в разделе 2.2 настоящего Положения, организуют и обеспечивают выполнение задач по предназначению в соответствии с положениями (уставами или другими учредительными документами), в том числе готовность подчиненных органов управления и сил к выполнению задач по ликвидации ЧС и тушению пожаров в соответствии с решениями руководства МЧС России.

2.4. Персональная ответственность за качественное выполнение возложенных на структурные подразделения ЦА, организации и учреждения МЧС России центрального подчинения задач и функций при организации реагирования на ЧС и пожары возлагается на руководителей соответствующих подразделений.