1. Общие положения

1.1. В настоящих Условиях гарантии на железнодорожные рельсы и порядке рекламационно-претензионной работы по гарантийным случаям (далее - Условия) используются следующие термины и определения:

Производитель - акционерное общество "ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - АО "ЕВРАЗ ЗСМК"), открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЕВРАЗ НТМК");

Потребитель - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), его филиалы и структурные подразделения;

Поставщик - сторона договора поставки железнодорожных рельсов, заключенного с ОАО "РЖД";

Покупатель - ОАО "РЖД" в лице филиала Росжелдорснаб, заключившего от имени ОАО "РЖД" договор поставки железнодорожных рельсов, контролирующего его исполнение, осуществляющего претензионно-исковую работу;

Дистанция пути - структурное подразделение Потребителя, являющееся конечным получателем железнодорожных рельсов и осуществляющее эксплуатацию, содержание и ремонт пути;

Служба пути - структурное подразделение Потребителя, осуществляющее контроль за текущим содержанием, эксплуатацией и ремонтом железнодорожного пути в пределах дирекции инфраструктуры;

Гарантийная наработка - численная величина, соответствующая количеству пропущенного по железнодорожным рельсам груза, выраженная в млн. т брутто, в течение которых действуют гарантийные обязательства Поставщика (Производителя);

Претензия - требование Покупателя, предъявляемое к Поставщику в связи с выявлением недостатков поставленных Поставщиком Потребителю железнодорожных рельсов, зафиксированных в рекламационных документах;

Проба - вырезанная часть железнодорожного рельса с выявленным дефектом, направленная на исследование;

Рекламационные документы - документы, составленные Дистанцией пути, в связи с выявлением гарантийного случая и иные материалы, фиксирующие недостатки поставленных железнодорожных рельсов (акты, фотоматериалы, и т.д.).

Гарантийный случай - дефект железнодорожного рельса, выявленный в период Гарантийной наработки по кодам, определенным настоящими Условиями при соблюдении Потребителем требований текущего содержания железнодорожного пути.

1.2. Настоящие Условия направлены на повышение результативности претензионной работы, обеспечение мониторинга качества поставляемых железнодорожных рельсов.

1.3. Настоящие Условия подлежат включению в каждый договор поставки железнодорожных рельсов и являются его неотъемлемой частью, о чем Покупатель и Поставщик подписывают соответствующее соглашение.

1.4. Настоящие Условия распространяются на железнодорожные рельсы первичной укладки, выпущенные после 1 октября 2010 г. по ГОСТ Р 51685-2013 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия" [1], по ГОСТ Р 51685-2000 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия" [2] и ряду технических условий [3 - 9; 12, 13], а также на железнодорожные рельсы, выпущенные в соответствии с иной нормативно-технической документацией (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.), действующей на дату поставки железнодорожных рельсов и указанной в договоре поставки железнодорожных рельсов.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 27.05.2019 N 1048/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие настоящих Условий может распространяться на рельсы, выпущенные до 1 октября 2010 г. на основании соответствующего дополнительного соглашения Покупателя и Поставщика.

1.5. Рекламационные документы и Претензии предъявляются и рассматриваются отдельно по каждому Гарантийному случаю для железнодорожного рельса с болтовыми отверстиями в пределах длины поставки до 25 м (1,622 т), а для железнодорожного рельса без болтовых отверстий в пределах длины 12,5 м (0,811 т), заменяемой при восстановлении бесстыкового пути. При наличии нескольких Гарантийных случаев в пределах указанных длин к замене подлежит один железнодорожный рельс длиной 25 или 12,5 метров.

В случае обнаружения дефектных железнодорожных рельсов в ходе их эксплуатации, связанных с наличием флокенов, Претензии предъявляются на все железнодорожные рельсы плавки.

Настоящие Условия не распространяются на дефекты железнодорожных рельсов, возникшие в зоне ответственности сварного стыка - 60 мм от сварного шва в каждую сторону по головке и шейке и 350 мм от сварного шва в каждую сторону или до мест закрепления захватов сварочной машины при наличии на рельсе следов механического воздействия от захватов или поджога губками сварочной машины на подошве.

1.6. Настоящие Условия применяются к железнодорожным рельсам при условии содержания железнодорожного пути в соответствии с требованиями:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286;

глав 2 - 4 Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 2 мая 2012 г. N 857р;

пунктов 2.1, 2.2 и 3.1 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2012 г. N 2791р;

Технических указаний по шлифованию рельсов, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 22 февраля 2011 г. N 388р, с изменениями и дополнениями, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2014 г. N 3174р;

Руководства по применению, эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию рельсов железнодорожных широкой колеи по ГОСТ Р 51685-2013, ГОСТ Р 51685-2000, ТУ 0921-276-01124323-2012, ТУ 0921-293-05757676-2016, ТУ 24.10.75.111-298-05757676-2017 в железнодорожном пути общего пользования.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 27.05.2019 N 1048/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.7. Настоящие Условия не распространяются на порядок предъявления Претензий на новые железнодорожные рельсы, несоответствие которых требованиям качества выявлено Потребителем до начала их эксплуатации.

1.8. Настоящие Условия применяются, если железнодорожные рельсы испытывают нагрузку локомотивов и вагонов, допущенных к использованию на сети железных дорог Потребителя (при осевой нагрузке локомотивов до 250 кН, вагонов - до 250 кН, причем количество вагонов с большей осевой нагрузкой не должно превышать 0,1% от всех эксплуатируемых), с соблюдением требований пункта 1.6 настоящих Условий и установленных Потребителем режимов тяги и торможений.

1.9. При рассмотрении Рекламационных документов и Претензий осуществляется контроль соответствия реализованной на участке пути с дефектным железнодорожным рельсом скорости движения и расчетного возвышения наружного рельса в кривой.