Защита воздушных судов

99. В целях обеспечения безопасности эксплуатанты воздушных судов несут ответственность за реализацию системы мер, направленных на защиту воздушных судов от угрозы совершения актов незаконного вмешательства, включающую процедуры защиты воздушных судов в обычных условиях эксплуатации и процедуры защиты воздушных судов в период повышенной угрозы.

100. Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной.

Воздушные суда размещаются на специально выделенном участке перрона, предназначенном для стоянки - местах стоянок воздушных судов.

Места стоянок воздушных судов оборудуются техническими средствами, приспособлениями для заземления и швартовки, освещением, средствами пожаротушения, емкостями для сбора отработанных нефтепродуктов, тарой для использованной ветоши.

101. При нахождении воздушных судов на стоянках перрона, в зонах технического обслуживания в целях исключения доступа посторонних лиц к воздушным судам принимаются следующие необходимые меры:

запирание наружных дверей, удаление и блокировка находящихся вблизи трапов, стремянок, загрузочных устройств и приспособлений;

защита с помощью чехлов, заглушек, крышек, наиболее уязвимых мест воздушного судна;

установка специальных противоугонных устройств;

освещение мест стоянок воздушных судов в темное время суток;

осуществление охраны воздушных судов;

проведение задержания постовыми, инженерно-техническим составом эксплуатанта, членами экипажа всех лиц, у которых нет основания на доступ к воздушному судну.

102. Воздушные суда должны постоянно находиться под охраной и ответственностью:

экипажа - при использовании воздушного судна для производства полетов, при кратковременных стоянках на аэродроме продолжительностью до 2-х часов, а также при вынужденных посадках вне аэродрома;

инженерно-технического состава эксплуатанта - во время технического обслуживания (ремонта) воздушного судна или при стоянках на аэродроме, превышающих 2 часа;

службы авиационной безопасности - при стоянках воздушных судов на аэродроме, когда на них не ведутся работы по техническому обслуживанию или ремонту и эти воздушные суда переданы под охрану.

Порядок приема-передачи воздушных судов и объектов аэропорта под охрану определяется инструкцией по охране, разрабатываемой и утверждаемой администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.

Ответственность за воздушное судно и его охрану несет то должностное лицо (член экипажа, дежурный по стоянке, бригадир (авиатехник) АТБ (ИАС), работник охраны, подпись которого о приеме судна в бортовом журнале, журнале дежурного по стоянке или журнале приема-передачи воздушных судов под охрану является последней.

103. Члены экипажа воздушного судна, представители инженерно-технического состава эксплуатанта должны устанавливать личность каждого человека, пытающегося подняться на борт воздушного судна, в целях предотвращения несанкционированного доступа.

104. Сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта осуществляют охрану воздушных судов с момента передачи их под охрану эксплуатантом воздушного судна после окончания всех работ по техническому обслуживанию или ремонту воздушного судна до его отправления.

105. Прием под охрану воздушного судна осуществляется должностным лицом службы авиационной безопасности аэропорта с оформлением в журнале приема-сдачи воздушного судна под охрану.

106. В случае, если воздушное судно не сдано под охрану службы авиационной безопасности аэропорта, эксплуатант воздушного судна возлагает ответственность за безопасность и охрану воздушного судна на лиц, указанных в абзацах втором и третьем пункта 102 Федеральной системы АБ. Порядок организации обеспечения безопасности и охраны воздушного судна определяется в "Программе авиационной безопасности эксплуатанта".

107. При подготовке воздушного судна к вылету производится его предполетный досмотр в целях выявления посторонних лиц, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и других опасных веществ, материалов и изделий, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в отношении воздушного судна.

Предполетный досмотр воздушного судна предусматривает тщательный осмотр внутренних помещений воздушного судна, включая багажный и технические отсеки, а также сервисных панелей воздушного судна, которые являются доступными с земли без использования оборудования.

Право доступа к месту стоянки и на самолет во время досмотра имеет только персонал аэропорта или эксплуатанта воздушного судна для выполнения служебных обязанностей.

108. Предполетный досмотр воздушных судов выполняют сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта или сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта воздушного судна. Результаты предполетного досмотра воздушного судна оформляются документально и хранятся в течении года.

Предполетный досмотр воздушного судна, убывающего за границу, осуществляется совместно с представителями органов пограничного и таможенного контроля.

Досмотр воздушного судна иностранного государства производится в присутствии членов экипажа досматриваемого воздушного судна или представителей эксплуатанта этого воздушного судна.

Эксплуатант воздушного судна обеспечивает наличие на каждом воздушном судне схемы (перечня) с указанием контрольных мест предполетного досмотра и информации о наиболее и наименее опасных местах возможного размещения взрывного устройства.

109. Защита воздушного судна от несанкционированного вмешательства с целью исключения проникновения на борт воздушного судна посторонних лиц, а также доставки на борт воздушного судна опасных и запрещенных предметов и веществ и наблюдение за передвижением лиц и транспортных средств к воздушному судну и от него обеспечивается в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104, Правил по производству досмотра гражданских воздушных судов, утвержденных и введенных в действие приказом ФАС России от 29.07.1998 N 238 (ДСП), Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации" утвержденном приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 N 22.

110. В соответствии с приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении конкретного воздушного судна и рейса производится дополнительный досмотр воздушного судна в целях обнаружения сокрытого оружия, взрывчатых веществ или других опасных устройств, предметов и веществ. Для проведения такого досмотра привлекаются специалисты-взрывотехники, инженерно-технический персонал эксплуатанта и представители правоохранительных органов. Заблаговременное уведомление о таком досмотре предоставляется эксплуатанту воздушного судна.

111. Эксплуатанты воздушных судов должны принимать меры, препятствующие проникновению в кабину летного экипажа в полете лиц, не имеющих на это разрешения.

112. Эксплуатанты воздушных судов должны принимать меры для исключения фактов оставления пассажирами любых предметов и вещей в салоне воздушного судна, в том числе и во время транзитных остановок.

113. В целях обеспечения безопасности и охраны воздушных судов во время выполнения авиационных работ и их базирования на временных аэродромах или посадочных площадках эксплуатант воздушного судна обязан обеспечить введение мер контроля в целях безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства в отношении воздушных судов, не находящихся в охраняемых зонах ограниченного доступа.

114. В случае поступления сообщения о совершении или угрозе совершения акта незаконного вмешательства на воздушных судах и на объектах гражданской авиации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, вводится в действие план по действиям в чрезвычайных ситуациях для обеспечения защиты воздушных судов и объектов гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

115. В соответствии с проведенной оценкой уязвимости специализированной организацией, эксплуатантом обеспечиваются меры безопасности и эксплуатационные процедуры, снижающие вероятность нападения на воздушные суда с использованием ПЗРК и другого оружия, представляющего аналогичную угрозу воздушным судам в аэропорту или в непосредственной близости от него.