Таблица 1. Читательская грамотность в исследовании PISA-2015

Формулировка

Перевод

Предметная область и формулировка ФГОС

В таблице используются следующие сокращения:

РУ - русский язык

ЛИ - литература

ИС - история

ИЯ - иностранный язык

МА - математика

ОБ - обществознание

Определение читательской грамотности

Reading literacy is understanding, using, reflecting on and engaging with written texts, in order to achieve one's goals, develop one's knowledge and potential, and participate in society.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.

38. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:

...

осуществлять анализ требуемого содержания, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии, различать его фактическую и оценочную составляющую;

The PISA reading literacy assessment is built on three major task characteristics:

- situation, which refers to the range of broad contexts or purposes;

- text, which refers to the range of material that is read;

- aspect, which refers to the cognitive approach that determines how readers engage with a text.

Оценивание читательской грамотности в исследовании PISA строится на трех главных характеристиках (составляющих):

- ситуации - разнообразные цели чтения и контексты;

- текст - разнообразные материалы для чтения;

- умения (аспекты) - когнитивные подходы, которые определяют способы работы с текстом.

3) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

...

владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов - определять тему, главную идею текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста;

...

осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию, перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям; устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа;

распознавать ложные и истинные суждения, делать умозаключения по аналогии; приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;