I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основы подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Далее в тексте настоящего Положения для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; объединенные стратегические командования военных округов, Северного флота - военными округами; территориальные, местные гарнизоны - гарнизонами; объект, на котором проводятся мероприятия по гражданской обороне, - объектом; закрытый военный городок - военным городком; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России; главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации, командования родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей - органами военного управления; военнослужащие и лица гражданского персонала (федеральные государственные гражданские служащие и работники) Вооруженных Сил Российской Федерации - личным составом.

Требования настоящего Положения распространяются на весь личный состав Вооруженных Сил.

2. Гражданская оборона в Вооруженных Силах организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны и МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Гражданская оборона в Вооруженных Силах представляет собой систему мероприятий, реализуемых органами военного управления, по подготовке к защите и по защите личного состава, федеральных органов исполнительной власти и организаций, подведомственных Министерству обороны, неработающего населения военных городков <**>, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

--------------------------------

<**> К военным городкам относятся военные городки воинских частей, расположенных в населенных пунктах и имеющих систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне населенных пунктов (в которых отсутствуют органы местного самоуправления, а их роль выполняют начальник гарнизона (командир воинской части) и другие органы военного управления).

4. Мероприятия по гражданской обороне в Вооруженных Силах организуются и проводятся на федеральном уровне - в Вооруженных Силах; на межрегиональном уровне - в военных округах; на региональном (муниципальном) уровне - в территориальных (местных) гарнизонах <*>; на объектах <**>, в воинских частях, за которыми закреплены военные городки.

--------------------------------

<*> Гражданская оборона организуется и ведется в гарнизонах, в состав которых входят два и более объектов, на которых проводятся мероприятия по гражданской обороне.

<**> К объектам в Вооруженных Силах относятся воинские части (за исключением воинских частей, которые в военное время по своему боевому предназначению убывают из пункта постоянной дислокации), организации, подведомственные Министерству обороны, которые продолжают в военное время свою деятельность в пункте постоянной дислокации, представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, имеющие важное оборонное и экономическое значение или мобилизационное задание (заказ) или уникальные в историко-культурном отношении объекты.

5. Руководство гражданской обороной в Вооруженных Силах осуществляет Министр обороны Российской Федерации через начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в органах военного управления, военных округах, гарнизонах, на объектах и в военных городках осуществляют командиры (начальники) через штатные и (или) нештатные органы управления гражданской обороной.

6. Управление гражданской обороной в Вооруженных Силах заключается в целенаправленной деятельности органов военного управления по организации и ведению гражданской обороны в Вооруженных Силах.

7. Система управления гражданской обороной в Вооруженных Силах представляет собой совокупность органов управления гражданской обороной, пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.

8. В целях организации и управления гражданской обороной в Вооруженных Силах создаются штатные или нештатные органы управления гражданской обороной Вооруженных Сил, военных округов, гарнизонов, объектов, воинских частей, за которыми закреплены военные городки.

9. Нештатные органы управления гражданской обороной в Вооруженных Силах создаются и возглавляются на нештатной основе из числа должностных лиц органов военного управления, гарнизонов, объектов, воинских частей, за которыми закреплены военные городки, на основании приказа командира (начальника).

10. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в Вооруженных Силах, являются:

1) на федеральном уровне - штатное подразделение Главного командования Сухопутных войск, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны;

2) на межрегиональном уровне - штатные (нештатные) подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, военных округов;

3) на региональном (муниципальном) уровне - оперативные группы, создаваемые в территориальных (местных) гарнизонах из числа должностных лиц гарнизонов, кроме того, для организации выполнения специальных задач могут привлекаться военные комендатуры гарнизонов;

4) на объектах - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, имеющие подготовку в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) начальниками объектов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3750; 2016, N 43, ст. 6021);

5) в военных городках - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, имеющие подготовку в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) командирами (начальниками) воинских частей, за которыми закреплены военные городки.

11. Управление гражданской обороной в Вооруженных Силах осуществляют с пунктов управления гражданской обороной:

Вооруженных Сил - пункт управления Главного командования Сухопутных войск;

военных округов - региональные центры управления;

территориальных (местных) гарнизонов - территориальные центры управления (пункты управления начальников гарнизонов);

объектов - штатные (нештатные) пункты управления;

военных городков - штатные (нештатные) пункты управления воинских частей, за которыми закреплены военные городки.

12. В целях обеспечения согласованности действий по вопросам гражданской обороны Вооруженных Сил с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями организуется взаимодействие:

на федеральном уровне - между Министерством обороны (Главным командованием Сухопутных войск) и МЧС России, между Национальным центром управления обороной Российской Федерации и Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, центрами управления главных командований видов (командований родов войск) Вооруженных Сил, центральными органами военного управления и территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти в соответствии со сферой деятельности;

на межрегиональном уровне - между военными округами, региональными центрами управления штабов военных округов и главными управлениями МЧС России, дислоцированными в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры федеральных округов, через центры управления в кризисных ситуациях;

на региональном уровне - между территориальными центрами управления объединений, пунктами управления соединений, воинских частей, объектов и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации через центры управления в кризисных ситуациях;

на муниципальном уровне - между местными гарнизонами, пунктами управления соединений и органами, уполномоченными на решение задач в области защиты личного состава и территорий от чрезвычайных ситуаций, и (или) органами гражданской обороны при органах местного самоуправления, едиными дежурно-диспетчерскими службами, местными пожарно-спасательными гарнизонами.

13. В целях организации сбора и обмена информацией Национальный центр управления обороной Российской Федерации, региональные центры управления штабов военных округов, территориальные центры управления армий, флотов, флотилий, пункты управления соединений, дежурные по воинским частям и объектам:

1) осуществляют:

доведение сигналов оповещения о введении в действие плана гражданской обороны, начале проведения мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, до органов, осуществляющих управление гражданской обороной, в зависимости от уровней управления;

сбор докладов о результатах доведения сигналов оповещения по гражданской обороне;

контроль за выполнением мероприятий по гражданской обороне;

2) организовывают:

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;

информационное обеспечение руководящих должностных лиц Министерства обороны.

14. Ведение гражданской обороны в Вооруженных Силах осуществляется на основе разрабатываемых органами управления гражданской обороной планов гражданской обороны Вооруженных Сил, военных округов, гарнизонов, объектов и планов защиты населения военных городков.

15. План гражданской обороны Вооруженных Сил разрабатывается Главным штабом Сухопутных войск на пять лет и утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации по согласованию с МЧС России. Уточнение плана производится раз в год.

16. План гражданской обороны военного округа разрабатывается штабом военного округа на пять лет, согласовывается с Главным оперативным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил, Главным командованием Сухопутных войск, главными управлениями МЧС России, дислоцированными в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры федеральных округов, на территории военного округа, и утверждается командующим войсками военного округа. Уточнение плана производится раз в год в ходе уточнения документов оперативного планирования.

17. План гражданской обороны гарнизона разрабатывается на пять лет под руководством начальника гарнизона органом управления гражданской обороной гарнизона и утверждается <*> в отношении:

--------------------------------

<*> Должностные лица, которые одновременно являются начальниками территориального и местного гарнизонов, организуют разработку планов гражданской обороны территориального гарнизона с учетом выполнения мероприятий по гражданской обороне в местном гарнизоне. При этом план гражданской обороны местного гарнизона отдельно не разрабатывается.

территориального гарнизона - командующим войсками военного округа по согласованию с оперативным управлением штаба военного округа и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, расположенными на территории гарнизона;

местного гарнизона - начальником территориального гарнизона по согласованию со структурами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, при органах местного самоуправления.

Уточнение плана гражданской обороны гарнизона производится два раза в год.

18. План гражданской обороны объекта разрабатывается органом управления гражданской обороной объекта и утверждается начальником гарнизона по согласованию с подразделениями, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, при органах местного самоуправления. Уточнение плана производится два раза в год.

19. План защиты населения военного городка разрабатывается штабом воинской части, в ведении которой находится военный городок, сроком на пять лет, согласовывается с подразделениями, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, при органах местного самоуправления и утверждается начальником гарнизона. Уточнение плана производится два раза в год.

20. В целях решения задач в области гражданской обороны начальники гарнизонов и объектов создают и содержат силы и средства гражданской обороны.

21. К силам гражданской обороны в Вооруженных Силах относятся аварийно-спасательные формирования, штатные подразделения (формирования), которые по своему предназначению привлекаются и используются для решения отдельных задач гражданской обороны (расчеты пожаротушения и нейтрализации, подразделения пожарной охраны, пожарно-химические станции (лесопожарные формирования), медицинские пункты (подразделения), подразделения радиационной, химической и биологической защиты, инженерные подразделения (формирования), другие подразделения (формирования) и создаваемые нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в целях их участия и проведения ими не связанных с угрозой жизни и здоровью неотложных работ, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. К средствам гражданской обороны в Вооруженных Силах относятся материальные и технические средства, содержащиеся в Вооруженных Силах в соответствии с нормами обеспечения, а также штатные средства, которые используются в целях обеспечения личного состава Вооруженных Сил, устойчивого функционирования объектов, оснащения сил гражданской обороны Вооруженных Сил и обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

23. Состав, структура и оснащение сил гражданской обороны определяются приказом командира (начальника) на основании оценки обстановки при планировании гражданской обороны и исходя из выполняемых мероприятий по гражданской обороне.

Формируемые силы гражданской обороны включают следующие формирования (подразделения, команды, группы, звенья, расчеты, пункты, посты): комендантские (охраны общественного порядка); медицинские (санитарные); связи; обеспечения (материального, технического); обслуживания защитных сооружений; специальной обработки; разведки (наблюдения, контроля); аварийно-технические (инженерные); противопожарные; радиационной, химической и биологической защиты.

24. В целях обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне в мирное время, в период мобилизации и в военное время создаются следующие объекты гражданской обороны: убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения (места хранения) средств гражданской обороны, пункты санитарной обработки (бани, душевые), станции обеззараживания одежды, станции обеззараживания техники и иные объекты гражданской обороны <*>.

--------------------------------

<*> К иным объектам гражданской обороны относятся объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.