Таблица N 1

Задачи

Основные мероприятия

Основные показатели

Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза

Реализация комплексных проектов благоустройства муниципальных образований

Количество обустроенных общественных пространств

Реализация проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях

Количество реализованных проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях

Синхронизация выполняемых мероприятий по благоустройству с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов

Значение индекса качества городской среды

Формирование перечня городов (агломераций), в которых приоритетное финансирование мероприятий, направленных на повышение качества городской среды, будет осуществляться в комплексе с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов

Количество городов с благоприятной средой

Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов

Обсуждение конкретных проектов создания комфортной городской среды

Доля граждан, принявших участие в решение вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (%)

Проведение рейтингового голосования граждан, на территории проживания которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, в ходе которого жители определяют приоритетные объекты для благоустройства

8.4. Количество показателей (индикаторов) региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется определять исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач по повышению качества городской среды.

Рекомендуется сформировать систему показателей (индикаторов) региональной и (или) муниципальной программ, позволяющую оценивать прогресс в достижении всех целей и решении всех задач таких программ и охватывать существенные аспекты таких целей и задач. В качестве показателей (индикаторов) рекомендуется определить количественные значения, запланированные по годам. Кроме того, формализацию показателей (индикаторов) региональной и (или) муниципальной программ и установление их значений целесообразно соотнести с показателями Правил предоставления федеральной субсидии, Правил предоставления региональной субсидии, паспорта федерального проекта, документов стратегического планирования федерального и регионального уровня, обеспечивая преемственность в наименованиях показателей различных уровней, и методикой их расчета. Показатели результативности региональной и (или) муниципальной программ включают в себя все показатели, отраженные в соглашении о предоставлении субсидий в рамках Федерального проекта.

9. Информация о ресурсном обеспечении региональной и (или) муниципальной программ приводится по источникам финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные средства), по главным распорядителям, подпрограммам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации программы.

10. Особенности осуществления контроля реализации региональной (муниципальной) программы.

10.1. В целях обеспечения контроля и координации хода выполнения региональных программ, муниципальных программ, в том числе реализации конкретных мероприятий в рамках указанных программ, рекомендуется в субъектах Российской Федерации рекомендуется создать межведомственные комиссии (далее - МВК), в состав которых могут быть включены представители заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, объединений предпринимателей и иных лиц, а также по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе - представитель его аппарата на основании предложения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, направленного на имя полномочного представителя.

Проведение заседаний МВК рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием средств видеофиксации и последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10.2. В целях осуществления контроля и координации реализации муниципальных программ, проведения комиссионной оценки предложений заинтересованных лиц в части содержания и реализации таких программ рекомендуется создавать на уровне муниципальных образований общественные комиссии, включающие в себя представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций и иных лиц (далее - муниципальная общественная комиссия).

Проведение заседаний муниципальной общественной комиссии рекомендуется осуществлять в открытой форме с использованием средств видеофиксации и последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

11. Содержание региональных и муниципальных программ.

11.1. С учетом требований, установленных Правилами предоставления федеральной субсидии, в региональной и (или) муниципальной программе рекомендуется предусматривать:

а) паспорт региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям), содержащий:

наименование региональной и (или) муниципальной программы

наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется региональная программа (муниципального образования - для муниципальных программ);

сроки и этапы реализации региональной и (или) муниципальной программы в целом;

номер и дату нормативного правового акта об утверждении региональной и (или) муниципальной программы;

б) текстовую часть региональной и (или) муниципальной программы, содержащую:

характеристику текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании - для муниципальной программы);

описание приоритетов региональной (муниципальной - для муниципальной программы) политики в сфере благоустройства, формулировка целей и постановка задач региональной и (или) муниципальной программы;

прогноз ожидаемых результатов реализации региональной и (или) муниципальной программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления - для муниципальной программы) в достижение результатов федерального проекта;

минимальный и дополнительный (в случае принятия решения субъектом Российской Федерации о принятии такого перечня) перечни работ по благоустройству (для региональных программ);

условия о форме участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству;

условия о форме участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках дополнительного перечня работ по благоустройству;

адресный перечень;

адресный перечень, сформированный исходя из минимального перечня работ по благоустройству;

адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее последнего года реализации федерального проекта за счет средств указанных лиц в соответствии с требованиями утвержденных правил благоустройства территории муниципального образования;

мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков;

порядок осуществления расходов, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий (для региональных программ);

объем средств, необходимых на реализацию региональной и (или) муниципальной программ за счет всех источников финансирования на каждый год реализации;

иные мероприятия по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

в) приложения к региональной и (или) муниципальной программам, содержащие:

правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (для региональных программ);

сведения о показателях (индикаторах) региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения об основных мероприятиях региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о ресурсном обеспечении региональной и (или) муниципальной программ за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации (рекомендуемая форма приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);

план реализации региональной и (или) муниципальной программ (рекомендуемая форма приведена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям).

11.2. Текстовую часть региональных и (или) муниципальных программ рекомендуется формировать с учетом следующих положений:

а) характеристика текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании - для муниципальной программы).

В данный раздел рекомендуется включать информацию о состоянии сферы благоустройства в муниципальном образовании (для муниципальных программ), муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, численность населения в которых составляет более 1000 человек (для региональных программ), за период, составляющий не менее 3 лет, предшествующих году начала реализации региональной и (или) муниципальной программ.

Региональную и (или) муниципальную программы рекомендуется разрабатывать с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации оценки потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства.

При описании текущего состояния городской среды муниципального образования целесообразно выделить наиболее интенсивно используемые жителями территории, территории жилой застройки, общественные территории, территории, приспособленные для выполнения разнообразных функций (далее - многофункциональные территории), дворовые пространства.

Оценку состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях рекомендуется проводить по следующим показателям:

количество и площадь благоустроенных дворовых территорий (обеспеченных твердым покрытием, позволяющим осуществлять комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов);

доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий;

охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации);

количество и площадь площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки, площадки для выгула собак) (далее - площадки);

доля населения, имеющего в пешеходной доступности площадки по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду;

количество общественных территорий (например, парков, скверов, набережных);

доля и площадь общественных территорий от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве;

площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования;

объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);

б) приоритеты политики благоустройства, формулировка целей и постановка задач региональной и (или) муниципальной программ.

В текстовой части региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется привести описание приоритетов государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления - для муниципальных) в достижение результатов федерального проекта, осуществить постановку целей и задач региональной и (или) муниципальной программ.

Основные приоритеты государственной политики в сфере благоустройства субъекта Российской Федерации рекомендуется сформировать на основании приоритетов, отраженных в паспорте федерального проекта, стратегических документах по формированию комфортной городской среды федерального уровня, стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и иных документах стратегического планирования.

Цели региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется определять как планируемый конечный результат решения проблемы развития сектора благоустройства в регионе (муниципальном образовании) посредством реализации региональной и (или) муниципальной программ, или как ожидаемое (планируемое) состояние дел в сфере благоустройства.

Цели региональной и (или) муниципальной программ рекомендуется формулировать исходя из сложившейся ситуации и ресурсного обеспечения и предусматривать количественную измеримость результата, а также их достижение в определенном отрезке времени.

Целесообразно сформулировать основную цель и задачи региональной и (или) муниципальной программ в соответствии с формулировками целей и задач федерального проекта. При формулировании цели рекомендуется использовать описание характера изменений, осуществляемых в ходе реализации региональной и (или) муниципальной программ (например, повышение, ускорение, улучшение, развитие, снижение, укрепление того или иного показателя) и не использовать формулировки, характеризующие процесс, текущую деятельность (например, реализация задач, создание условий, проведение политики). Для формулирования основной цели муниципальных программ рекомендуется использовать идентичные с целями региональных программ формулировки в целях обеспечения максимальной эффективности от вложенных финансовых и иных ресурсов. Рекомендуется формулировать задачи и определять их состав исходя из необходимости обеспечения достижения поставленной цели. Пример формулирования цели и задач региональной (муниципальной) программы приведены в таблицах N 2 и N 3.