2.1.2. Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях

2.1.2. Разработка дополнительных критериев мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях.

Основным бюджетообразующим налогом региональных и местных бюджетов является НДФЛ. Его собираемость в большинстве случаев определяется величиной заработной платы наемных работников.

Таким образом, важной частью деятельности комиссий по легализации налоговой базы, существующих в том или ином виде во всех регионах, следует считать меры, касающиеся мониторинга уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях. В частности, рекомендуется обращать внимание на выявление задолженностей по выплате заработной платы, занижение уровня заработных плат и занижение численности работников (по сравнению со средними уровнями по отрасли).

Мониторинг уровня заработных плат и уровня занятости работников на предприятиях требует разработки регламента ведения подобного мониторинга. Необходимо определиться с критическими уровнями задолженности, заработных плат и численности работников, которые надлежит считать заниженными. Критические уровни целесообразно увязывать со средними значениями по отрасли. Так, в качестве критического уровня по заработной плате можно, например, ориентироваться на уровень в две трети от среднего уровня заработной платы по отрасли.

Также следует обращать внимание на особо низкие показатели: когда уровень заработной платы на предприятии оказывается ниже минимального уровня оплаты труда в регионе.

Выбор лишь средних и минимальных значений заработных плат может оказаться недостаточным для целей выявления заниженных заработных плат, поскольку средние значения могут завышаться наличием высоких зарплат у относительно небольшого числа руководящих сотрудников на предприятии. В целом, необходимо также обращать внимание на другие показатели, при этом конкретные пороговые значения следует определять во взаимодействии с Федеральной налоговой службой.

В число таких показателей следует включить, например, среднее количество работников на единицу стоимости выпускаемой продукции. Можно учитывать и другие показатели распределения зарплат на предприятиях. В практику работы данных комиссий следует ввести запросы у Федеральной налоговой службы информации о предприятиях, имеющих неоправданно низкие показатели налоговой нагрузки.

Регламенты обмена данными с самими предприятиями или ведомствами, способными предоставить подобные данные, должны учитывать необходимость подсчета требуемых показателей, наряду с защитой персональных данных работников предприятия.

Кроме того, в хорошо разработанном регламенте должна учитываться отраслевая специфика и некоторые другие факторы - например, размер предприятия. Для учета отраслевой специфики при разработке регламента полезно привлекать отраслевых экспертов и профсоюзных работников.

Также в качестве критериев по определению потенциальных нарушителей могут использоваться следующие показатели:

уровень заработных плат ниже МРОТ в данном регионе;

предоставление "нулевой" отчетности по налогам и страховым взносам;

указание в отчетности численности рабочей силы, значительно отличающейся от средней по данной отрасли;

непредоставление письменных подтверждений о приеме на работу по заявленным вакансиям в Центры занятости населения.