Письмом ФНС России от 28.12.2018 N ГД-4-14/25946 направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2018).

3. Иные споры с участием регистрирующих органов

3. Иные споры с участием регистрирующих органов.

3.1. Принятое вышестоящим регистрирующим органом применительно к положениям пункта 2 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, не изменяет правового статуса решения нижестоящего регистрирующего органа, не является новым решением, не затрагивает права заявителя, не возлагает на него дополнительные обязанности и не нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По делу N А14-10748/2017 С.Г.М. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления от 11.04.2017 N 15-1-18/09729@ об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просил решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.03.2015 межрайонной инспекцией принято решение N 5950А о государственной регистрации создания акционерного общества в форме преобразования коммандитного товарищества.

Не согласившись с вынесенным регистрирующим органом решением, С.Г.М. обратилась в Управление с жалобой на указанное решение.

Решением Управления от 11.04.2017 N 15-1-18/09729@ в удовлетворении жалобы С.Г.М. отказано.

Полагая, что решение Управления от 11.04.2017 N 15-1-18/09729@ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено в пункте 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также следует из системного толкования положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, и (или) обжаловано в судебном порядке (пункт 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ решение, принятое вышестоящим регистрирующим органом по результатам рассмотрения жалобы на решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, и (или) в суд.

Пунктами 2 и 3 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что вышестоящий регистрирующий орган без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган принимает одно из следующих решений: либо об отмене решения регистрирующего органа; либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Из содержания оспариваемого решения Управления следует, что указанное решение представляет собой оценку доводов жалобы заявителя на решение межрайонной инспекции от 18.03.2015 N 5950А и содержит вывод об отсутствии оснований для отмены указанного решения регистрирующего органа.

Оспариваемое решение принято в порядке, предусмотренном статьями 25.1 - 25.6 Закона N 129-ФЗ, заявителем реализовано право на обжалование действий и решений регистрирующего органа, а Управлением исполнена обязанность по рассмотрению его жалобы.

Принятое вышестоящим регистрирующим органом применительно к положениям пункта 2 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ решение, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, не изменяет правового статуса решения нижестоящего регистрирующего органа, не является новым решением, не затрагивает права заявителя, не возлагает на него дополнительные обязанности, не нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования.

3.2. Поскольку регистрирующим органом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации по заявлениям физического лица по форме N Р34001, которое повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя по своевременному и правильному рассмотрению поданных им в регистрирующий орган заявлений, суды признали незаконным соответствующее бездействие. При этом суды отметили, действующим законодательством не предусмотрен такой результат рассмотрения заявлений по форме N Р34001, как "оставление без обработки".

По делу N А43-44054/2017 К.А.Л. обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия регистрирующего органа и обязании устранить нарушение его прав и законных интересов.

Решением от 19.02.2018 Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным оспоренное бездействие регистрирующего органа, обязал устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просила отменить решение суда.

Первый арбитражный апелляционный суд посчитал, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.

К.А.Л. 26.06.2017 обратился в Инспекцию с заявлениями по форме N Р34001 о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как об учредителе (участнике) юридического лица и как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица общества.

В ответ на заявления Инспекция направила К.А.Л. письмо от 05.07.2017 N 03-24/014309, которым сообщила об оставлении без обработки поданных заявлений и необходимости представления документов, подтверждающих недостоверность сведений о физическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Федеральная налоговая служба как уполномоченный орган Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) осуществляет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация сведений, вносимых в единые государственные реестры, производится в порядке и на основаниях, установленных этим Законом.

Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ утверждена форма N Р34001 заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, а также основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий.

Подпунктом 3 пункта 5 приложения N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ установлено, что указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случае если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ определено, что регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ, в том числе, к ним относятся непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (подпункты "а", "б", "г").

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 26.06.2017 К.А.Л. представил в регистрирующий орган два заявления по форме N Р34001 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ как об учредителе (участнике) юридического лица и как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - общества.

Между тем, Инспекцией до настоящего времени не принято решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации по заявлениям Калашникова А.Л.

При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, составленное регистрирующим органом письмо от 05.07.2017 N 0234/014309 не свидетельствует о соблюдении приведенных требований Закона N 129-ФЗ и приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой результат рассмотрения заявлений К.А.Л. по форме N Р34001 как "оставление без обработки".

В рассматриваемом случае регистрирующим органом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации по заявлениям К.А.Л., которое повлекло нарушение прав и законных интересов К.А.Л. по своевременному и правильному рассмотрению поданных им в регистрирующий орган заявлений.

При этом доводы Инспекции о том, что действия Калашникова А.Л. направлены на уклонение от погашения задолженности перед кредиторами по денежным обязательствам, то есть имеет место злоупотребление правом, не являются основанием для нерассмотрения заявлений Калашникова А.Л., не свидетельствуют об отсутствии обязанности у регистрирующего органа соблюдать положения действующего законодательства.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба регистрирующего органа удовлетворению не подлежит.