Письмом ФНС России от 28.12.2018 N ГД-4-14/25946 направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2018).

2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

2.1. Принимая во внимание, что регистрирующим органом не были допущены какие-либо нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок совершения регистрационных действий, а также не установив нарушения права и законных интересов заявителя оспариваемым решением о государственной регистрации, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявления. При этом суды указали на то, что вопрос участия конкретного лица в учреждении общества относится к корпоративным отношениям и, соответственно, защита прав и законных интересов заявителя может быть осуществлена исключительно в рамках искового производства с привлечением в качестве надлежащего ответчика общества.

По делу N А40-77366/2017 В.Я.И. обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 21.05.2013 о государственной регистрации общества в качестве юридического лица, о признании недействительной регистрационной записи от 21.05.2013 в ЕГРЮЛ об учредителе общества В.Я.И.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2018 года, оставленным без изменения постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2018 года, заявление оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с судебными актами первой и апелляционной инстанции, В.Я.И. обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Не согласившись с судебными актами первой и апелляционной инстанции, В.Я.И. обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Заявитель указывает, что подписи от ее имени, имеющиеся на всех документах, представленных в регистрирующий орган, выполнены не ей и ей не принадлежат.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, В.Я.И. обратилась в Инспекцию с заявлением об исключении ее из состава учредителей общества и внесении об этом соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

13.03.2017 Инспекция в письме N 06-18/02017з сообщила о принятии решения о государственной регистрации общества в установленном законом порядке.

Как указывает заявитель, при получении им сведений о юридическом лице обществе по состоянию на 22.04.2017 из ЕГРЮЛ В.Я.И. стало известно, что требования, изложенные в вышеназванном заявлении, остались без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными требованиями.

Так, статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) установлено, что государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о юридических лицах.

Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание, что регистрирующим органом не были допущены какие-либо нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок совершения регистрационных действий, а также не установив нарушения права и законных интересов заявителя оспариваемым решением, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.

При этом суды правильно указали на то, что вопрос участия конкретного лица в учреждении общества относится к корпоративным отношениям и, соответственно, защита прав и законных интересов заявителя может быть осуществлена исключительно в рамках искового производства с привлечением в качестве надлежащего ответчика общества.

Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты права.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.

2.2. В силу того, что возражения по установленной форме до государственной регистрации оспариваемых изменений от участника общества не поступили, суды пришли к выводу о том, что оснований для проверки достоверности сведений и отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи на основании заявления по форме N Р14001 у инспекции не имелось.

По делу N А47-12760/2017 К.А.И. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к регистрирующему органу о признании недействительным решения от 23.08.2017 N 13972А о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи ГРН 2175658343200 в отношении общества, об обязании исправить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ записи о недействительности оспариваемой записи.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, К.А.И. обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материально права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2006.

Участниками общества являются К.А.И. (с долей в уставном капитале 50%) и Б.А.В. (с долей в уставном капитале 50%).

Для государственной регистрации в электронном виде от имени Б.А.В. 16.08.2017 в инспекцию представлен пакет документов, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), а именно заявление формы N Р14001 в отношении общества.

По результатам рассмотрения представленного заявления и в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации от 23.08.2017 N 13972А, а также внесена запись в ЕГРЮЛ N 2175658343200.

По результатам рассмотрения представленного заявления и в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации от 23.08.2017 N 13972А, а также внесена запись в ЕГРЮЛ N 2175658343200.

На основании пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Как следует из пункта 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.

Пунктом 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (подпункт "а"); руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица (подпункт "в"); конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (подпункт "г"); иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (подпункт "д").

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции общего собрания участников, если согласно уставу общества решение этих вопросов не входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества.

В соответствии со статьей 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью полномочия единоличного исполнительного органа общества возникают с момента его избрания компетентным органом управления общества. Аналогичные положения предусмотрены уставом общества.

Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "д" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).

Учитывая изложенное, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы и доказательства, установив, что на дату обращения Б.А.В. с заявлением по форме N Р14001 он являлся генеральным директором общества в соответствии с протоколом общего собрания участников общества от 26.12.2016, заявление по форме N Р14001 подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, приняв во внимание, что из материалов дела не следует, что у инспекции имелись достаточные основания для приостановления регистрации и внесения спорной записи в ЕГРЮЛ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ оспариваемой записи соответствовали закону, в связи с чем отказали К.А.И. в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются верными, соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что Б.А.В. не был уполномочен на подачу соответствующего заявления, поскольку на основании решения общего собрания участников общества от 17.07.2017 руководителем юридического лица был избран П.Е.В., являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, который обоснованно их отклонил, указав на то, что на дату регистрации оспариваемых изменений соответствующие возражения, поступившие от П.Е.В., подтверждены не были, протокол в регистрирующий орган не представлен.

В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе, в установленном пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, принять решение о приостановлении государственной регистрации.

Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы, решение о приостановлении государственной регистрации является правом, а не обязанностью регистрирующего органа.

В силу того, что возражения по установленной форме до государственной регистрации оспариваемых изменений от участника общества не поступили, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что оснований для проверки достоверности сведений и отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи на основании заявления по форме Р14001, поданного Б.А.В., у инспекции не имелось.

2.3. Руководствуясь пунктом 4.2 статьи 9, пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", суды пришли к выводу о недоказанности недостоверности сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ, в связи с чем действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности соответствующих сведений были признаны незаконными.

По делу N А65-32533/2017 общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действия Инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 26.09.2017 за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 6171690785557, об обязании регистрирующего органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРЮЛ записи об отмене записи за ГРН 6171690785557.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица МИФНС обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просила вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из материалов дела, общество с 08.09.2015 зарегистрировано по адресу: 422615, Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Именьково, ул. Советская, д. 21, помещение 1000.

На основании подпункта "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) 09.02.2017 должностное лицо МИФНС в присутствии понятых провело осмотр недвижимости по указанному адресу на предмет нахождения общества.

Инспекцией в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в адрес общества, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, были направлены уведомления о необходимости представления в инспекцию достоверных сведений в срок до 08.09.2017.

На указанное уведомление 28.08.2017 в инспекцию направлен (через канцелярию) ответ общества и его участников, датированный 28.08.2017, в котором пояснено, что порядок пользования собственным помещением, описанный в письме от 19.01.2016, действует до сих пор, с приложением копии свидетельства о государственной регистрации права от 04.12.2015; копии письма исх. N 3 от 19.01.2016, полученного МИФНС.

Получение данного ответа с приложениями регистрирующий орган не опроверг.

Между тем, регистрирующий орган, полагая, что заявителем в нарушение пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ достоверность адреса юридического лица не подтверждена, в ЕГРЮЛ 26.09.2017 за ГРН 6171690785557 внесены сведения о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ).

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о юридическом лице, в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В силу пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктам "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Судом первой инстанции установлено, что заявитель является собственником помещения по адресу Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Именьково, ул. Советская, д. 21, помещение 1000.

Суд первой инстанции, исследовав протокол осмотра от 09.02.2017, установил, что данный протокол не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств.

В ходе судебного заседания 18.01.2018 судом была исследована представленная заявителем видеозапись с камеры видеонаблюдения, установленной в коридоре при входе в помещение 1000 по спорному адресу за 09.02.2017 (четверг), из которой следует, что 09.02.2017 в 12 ч. 10 м в коридор вошли двое мужчин, один из них фотографировал входную дверь помещения 1000, а другой - постучал в дверь и прикоснулся к дверной ручке. Иных лиц, в частности понятых, указанных в протоколе осмотра при совершении указанных действий, не присутствовало. Представитель третьего лица пояснил, что присутствующие на видеозаписи лица являются сотрудниками МИФНС.

Судом первой инстанции установлено, что ранее МИФНС извещалось о графике работы общества: единственным рабочим днем является суббота, часы работы: с 10:00 до 14:00, перерыв: 11.30 - 12.00, выходные дни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, воскресенье.

Таким образом, указал суд первой инстанции, осмотр помещения был проведен в нерабочее время общества, в связи с чем отраженные в протоколе от 09.02.2017 (четверг) обстоятельства не могут подтвердить факт отсутствия юридического лица по заявленному адресу.

Третьим лицом 16.09.2017 (суббота) в 10 ч. 59 м проведены контрольные мероприятия по проверке адреса места нахождения юридического лица общества. Согласно акту осмотра от 16.09.2017, организация по заявленному в ЕГРЮЛ адресу: РТ, Лаишевский район, с. Именьково, д. 21, помещение 1000, отсутствует. Вывесок, указателей, рекламных щитов, указывающих на месторасположение данных организаций по вышеуказанному адресу, не обнаружено. Постоянно действующего исполнительного органа, или иного органа, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, не установлено. Акт осмотра от 16.09.2017 составлен без участия понятых.

Между тем, согласно представленным заявителем видеозаписям за сентябрь 2017 года, по субботам 02.09.2017, 09.09.2017, 16.09.2017 в рабочее время (с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.) приходил сотрудник, открывал помещение 1000, забирал почту и уходил после окончания рабочего дня.

Таким образом, указал суд первой инстанции, отраженные в акте от 16.09.2019 результаты осмотра не подтверждают отсутствие юридического лица по заявленному адресу, поскольку проверяющий не входил в само здание, в связи с чем не мог зафиксировать факт отсутствия заявителя в спорном помещении, которое находится на втором этаже.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что инспекция не представила информацию о том, что связь с обществом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представитель юридического лица по адресу не располагается и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), равно как и не представила в материалы дела доказательства того, что в отношении всех или значительной части иных зарегистрированных по данному адресу юридических лиц, связь с ними по этому адресу невозможна. При этом на все уведомления налоговых органов о подтверждении адреса заявитель предоставлял ответы о достоверности заявленного адреса места нахождения.

Руководствуясь пунктом 4.2 статьи 9, пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности недостоверности сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ, признал оспариваемые действия регистрирующего органа незаконными и регистрирующий орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

2.4. Отказывая в удовлетворении требований, обусловленных наличием в ЕГРЮЛ сведений о заявителях как об участниках общества, суды исходили из того, что оспариваемое решение о государственной регистрации не нарушает права и законные интересы заявителей, поскольку в ЕГРЮЛ в отношении данных лиц были внесены записи о недостоверности сведений о них как об участниках общества.

По делу N А55-20283/2017 И.О.С., Ш.О.А., П.Н.Е. обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ИФНС, МИФНС о признании незаконным решения от 01.12.2014 N 10363 о государственной регистрации, принятое МИФНС, на основании которого в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) была внесена запись за государственным регистрационным номером 2146320352275 от 01.12.2014; обязании ИФНС устранить нарушение прав заявителей путем исключения из сведений ЕГРЮЛ об обществе сведений об участниках общества И.О.С., П.Н.Е., Ш.О.А.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.01.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.

И.О.С., Ш.О.А., П.Н.Е., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, кассационную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 24.11.2014 в МИФНС представлено заявление вх. N 10363 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, в части увеличения уставного капитала общества, внесении изменений в сведения об участниках общества и внесение сведений о новом участнике П.Д.В., по результатам рассмотрения которого регистрирующим органом 01.12.2014 принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества N 10363, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2146320352275.

По мнению заявителей И.О.С., Ш.О.А., П.Н.Е., на момент вынесения оспариваемого решения от 01.12.2014 они не являлись участниками общества, в связи с чем просят признать его незаконным и исключить из ЕГРЮЛ указанные сведения.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о регистрации).

Исследовав и оценив в совокупности представленные в дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона о регистрации, Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, установив, что 05.12.2016 на основании заявлений П.Н.Е., Ш.О.А., И.О.С. о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения о недостоверности в отношении П.Н.Е., Ш.О.А., И.О.С. как участниках общества, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что заявителями не представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов оспариваемым решением N 10363 от 01.12.2014, в связи с чем отсутствует совокупность необходимых условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции учитывает и обстоятельства того, что при рассмотрении дела в апелляционной инстанции суд исследовал вопрос нарушения прав и законных интересов заявителей принятием оспариваемого решения регистрирующим органом и пришел к выводу, что в данной части доводы основаны на предположениях о возможных последствиях наличия в ЕГРЮЛ записи об указанных лицах как участниках общества.

Так, представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил о невозможности представления доказательств того, что к заявителям были предъявлены какие-либо требования как к участникам общества, либо возложены какие-либо обязанности, либо наличие в ЕГРЮЛ сведений об участниках общества И.О.С., П.Н.Е., Ш.О.А. каким-то иным образом нарушило их права и интересы, повлекло негативные последствия.

При этом, в ЕГРЮЛ в отношении указанного юридического лица имеется запись о недостоверности сведений в отношении И.О.С., Ш.О.А., П.Н.Е. как участников Общества.

Внесение такой записи является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в соответствии с пунктом 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

2.5. Учитывая неправильное применение судами норм права (статьи 20, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и признал недействительным решение о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

По делу N А45-33305/2017 П.В.И. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 10.10.2017 о ликвидации Общества; запись ГРН 7175476018095.

Решением от 24.01.2018 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе П.В.И., ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просил принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В 2017 году определением Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11615/2017 было принято к производству исковое заявление акционера Общества П.В.И. к Обществу и ООО "С." о признании недействительным соглашения об отступном от 24.10.2016; применении последствий недействительности сделки в виде обязания ООО "С." возвратить Обществу все имущество, полученное по соглашению об отступном от 24.10.2016. По мнению заявителя, указанное соглашение является для Общества сделкой с заинтересованностью, однако при его заключении не было получено одобрение общего собрания акционеров; оспариваемая сделка совершена действующим от имени юридического лица без доверенности органом юридического лица в ущерб интересам Общества.

Определением от 07.09.2017 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11615/2017 назначена судебная экспертиза, согласно заключению которой от 13.10.2017 определена величина рыночной стоимости каждого объекта недвижимости по состоянию на 24.10.2016 (предметом отступного являлось недвижимое имущество (нежилые помещения, земельный участок), доля в праве собственности на земельный участок).

Ранее, 30.06.2017 на годовом общем собрании акционеров Общества было принято решение о добровольной ликвидации и 19.07.2017 в официальном источнике "Вестник государственной регистрации" размещено сообщение о ликвидации юридического лица, указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 630032, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Станционная, 2А.

22.09.2017 общим собранием акционеров Общества утвержден и сдан промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган.

29.09.2017 регистрирующим органом внесена запись о составлении Обществом промежуточного ликвидационного баланса.

02.10.2017 в Инспекцию сдан ликвидационный баланс, утвержденный общим собранием акционеров Общества, и другие документы в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

10.10.2017 Инспекцией принято решение N 100324А о государственной регистрации ликвидации Общества, внесена запись N 7175476018095 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) об исключении из него Общества.

08.11.2017 П.В.И., полагая, что ликвидация Общества произведена на основании ликвидационного баланса, содержащего в себе недостоверные сведения о наличии кредиторов и кредиторской задолженности и при незавершенном судебном споре (дело Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11615/2017), обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Определением от 16.11.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу N А45-11615/2017 прекращено.

В рамках настоящего дела суды двух инстанций, ссылаясь на положения статей 61, 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 20, 21, 22 Закона N 129-ФЗ, отказали в удовлетворении заявленных П.В.И. требований, поскольку пришли к выводу, что Инспекция, рассмотрев представленные документы и с учетом отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, установленных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, обоснованно приняла решение о государственной регистрации от 10.10.2017 N 100324А, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена соответствующая запись о ликвидации Общества.

Как следует из судебных актов, суды, отклоняя доводы заявителя о наличии спора по делу N А45-11615/2017, указали, что данное обстоятельство не может служить препятствием для добровольной ликвидации юридического лица, - предметом названного спора являлось признание недействительным соглашения об отступном и применение последствий недействительности сделки. По мнению судов, с учетом неденежного характера спорного обязательства не имелось оснований для вывода о том, что его наличие могло послужить основанием для обращения ликвидационной комиссии (ликвидатора) в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (пункт 4 статьи 63 ГК РФ).

Кассационная инстанция полагает, что указанные выводы судов сделаны с нарушением требований пункта 4 статьи 20, статьи 21 Закона N 129-ФЗ в силу следующего.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

Как следует из материалов дела, заявленные требования по делу N А45-11615/2017 предполагали в случае их удовлетворения возврат в первоначальное положение сторон по спорной сделке, в связи с чем указанные обстоятельства должны были отразиться в данных бухгалтерского баланса Общества, что повлекло бы изменение данных промежуточного ликвидационного баланса и, соответственно, могло повлиять на права заявителя как акционера Общества.

При этом ликвидационная комиссия Общества была уведомлена об инициировании судебного процесса по делу N А45-11615/2017, поскольку в судебных заседаниях по данному делу принимал непосредственное участие председатель ликвидационной комиссии Общества А.В.А.

Кассационная инстанция отклоняет доводы Инспекции о том, что размер обязательства по делу N А45-11615/2017 в денежном выражении не установлен, что на момент подачи промежуточного ликвидационного баланса отсутствовал вступивший в законную силу судебный акт о возложении на Общество обязанности выполнить определенные действия, поскольку положения подпункта "б" пункта 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ не устанавливают таких ограничений. В рассматриваемом случае в период подачи в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса в производстве арбитражного суда находился неразрешенный спор с участием Общества, ликвидатор которого обладал сведениями об инициировании спора и, несмотря на данные обстоятельства, ликвидатор Общества мероприятия по ликвидации юридического лица до разрешения спора не приостановил.

Кроме того, сведения об арбитражном процессе по делу Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11615/2017 находятся в сети Интернет в общедоступной информационной системе "Картотека арбитражных дел", которая предусматривает поиск находящихся в производстве арбитражных дел, в том числе с применением ИНН участника.

Таким образом, кассационная инстанция полагает, что ликвидация Общества произведена с нарушением Закона N 129-ФЗ, поскольку в период ее осуществления в суде имелся спор, в предмет которого входило требование о возврате сторон по договору в первоначальное положение, о инициации которого (спора) Общество и его ликвидатор были уведомлены, в связи с чем ликвидация юридического лица не могла быть завершена, представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс нельзя признать достоверным.

Установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для отказа Обществу в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпунктов "а", "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований П.В.И. о признании незаконным решения Инспекции о ликвидации Общества.

Учитывая неправильное применение судами норм права (статьи 20, 21, 23 Закона N 129-ФЗ) применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.