II. Общая характеристика, требования к параметрам

и условиям функционирования энергосистем

5. На территории Российской Федерации созданы и функционируют Единая энергетическая система России и технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы. Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления определяется Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" (далее - Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике).

6. В составе Единой энергетической системы России выделяются:

территориальные энергосистемы;

объединенные энергосистемы.

Перечень объединенных энергосистем и образующих их территориальных энергосистем, входящих в Единую энергетическую систему России, приведен в приложении N 1.

7. Единая энергетическая система России включает в себя 2 синхронные зоны.

Первая синхронная зона включает в себя все объединенные энергосистемы, кроме объединенной энергосистемы Востока.

Вторая синхронная зона включает в себя объединенную энергосистему Востока, которая работает изолированно от первой синхронной зоны.

8. Работа Единой энергетической системы России с энергосистемами иностранных государств осуществляется параллельно или совместно (с использованием вставок постоянного тока и линий электропередачи постоянного тока). Условием осуществления параллельной или совместной работы Единой энергетической системы России с энергосистемами иностранных государств является наличие действующих договоров об организации такой работы, заключенных (согласованных) системным оператором и организациями, выполняющими функции оперативно-диспетчерского управления в энергосистемах иностранных государств.

9. Функционирование Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики.

10. Электроэнергетический режим энергосистемы характеризуется следующими параметрами:

частота электрического тока (далее - частота);

перетоки активной мощности в электрической сети, в том числе в контролируемых сечениях;

токовая нагрузка линий электропередачи и электросетевого оборудования напряжением 110 киловольт и выше;

напряжение на шинах с номинальным напряжением 110 киловольт и выше электрических станций и подстанций.

11. В первой синхронной зоне Единой энергетической системы России значения частоты, усредненные на 20-секундном временном интервале, должны находиться в пределах 5000000001.wmz0,05 герц с допустимым отклонением значений частоты в пределах 5000000002.wmz0,2 герц и восстановлением частоты до уровня 5000000003.wmz0,05 герц за время, не превышающее 15 минут.

Во второй синхронной зоне Единой энергетической системы России, технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в энергорайонах (энергоузлах), временно выделенных на изолированную работу от первой синхронной зоны Единой энергетической системы России, а также в первой синхронной зоне Единой энергетической системы России при ее работе в вынужденном режиме:

значения частоты, усредненные на 20-секундном временном интервале, должны находиться в пределах 5000000004.wmz0,2 герц не менее 95 процентов времени суток без выхода за величину 5000000005.wmz0,4 герц;

восстановление частоты до указанных значений должно обеспечиваться за время, не превышающее 72 минуты.

12. Для поддержания в энергосистеме частоты в допустимом диапазоне используются:

общее и нормированное первичное регулирование частоты;

вторичное регулирование частоты и перетоков активной мощности, включающее в себя вторичное регулирование частоты, вторичное регулирование перетоков мощности (в том числе с коррекцией по частоте), ограничение перетоков мощности по контролируемым сечениям электрической сети;

третичное регулирование активной мощности.

13. Для регулирования частоты и перетоков активной мощности в энергосистеме должны планироваться и постоянно поддерживаться резервы первичного регулирования, резервы вторичного регулирования и резервы третичного регулирования.

14. Для обеспечения уровней напряжения, допустимых для оборудования электрических станций и электрических сетей, устойчивости генерирующего оборудования, энергосистем и нагрузки потребителей электрической энергии, а также для обеспечения качества электрической энергии в соответствии с обязательными требованиями в энергосистеме осуществляется регулирование напряжения.

15. Функционирование энергосистемы обеспечивается во всех режимах ее работы.

16. При работе энергосистемы в нормальном режиме должны соблюдаться следующие требования:

перетоки активной мощности в контролируемых сечениях не должны превышать максимально допустимые значения;

напряжение на объектах электроэнергетики должно быть выше минимально допустимых значений, но не должно превышать наибольшие рабочие значения, определенные в разделе VI настоящих Правил;

токовые нагрузки линий электропередачи и электросетевого оборудования не должны превышать длительно допустимые значения;

отклонения частоты электрического тока не должны превышать допустимые значения, указанные в пункте 11 настоящих Правил;

объем резервов активной мощности на загрузку и разгрузку должен соответствовать требованиям, указанным в разделе IV настоящих Правил, и позволять обеспечивать приведение соответствующих параметров электроэнергетического режима к допустимым значениям после нормативных возмущений за время, определяемое в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

17. В отношении энергосистемы обеспечивается ее надежность и устойчивость.

18. Надежность энергосистемы обеспечивается посредством выполнения субъектами оперативно-диспетчерского управления, иными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии положений настоящих Правил и требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, установленных нормативными правовыми актами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

19. При планировании электроэнергетического режима энергосистемы, управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы, планировании (проектировании) развития энергосистемы, строительстве и реконструкции объектов электроэнергетики, их модернизации, техническом перевооружении, связанном с заменой оборудования, ведущей к изменению его технических параметров (далее - реконструкция), технологическом присоединении объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии к электрическим сетям, выводе объектов электроэнергетики из эксплуатации обеспечивается выполнение требований к устойчивости энергосистемы, предусмотренных настоящими Правилами и методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - методические указания по устойчивости энергосистем).

Проведение расчетов устойчивости энергосистемы (установившихся режимов, статической устойчивости в доаварийных и послеаварийных режимах, динамической устойчивости генерирующего оборудования) и расчетная проверка мероприятий по ее обеспечению осуществляются при:

планировании и управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы;

планировании (проектировании) развития энергосистемы;

проектировании строительства (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше, объектов по производству электрической энергии и технологическом присоединении указанных объектов электроэнергетики к электрическим сетям;

технологическом присоединении к электрическим сетям объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, технические условия на технологическое присоединение которых подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления и проектировании строительства (реконструкции) указанных объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств;

выводе из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии.

Максимально допустимые перетоки активной мощности и аварийно допустимые перетоки активной мощности в контролируемых сечениях, структура и параметры настройки устройств и комплексов противоаварийной и режимной автоматики, мероприятия по повышению устойчивости энергосистемы определяются на основании расчетов устойчивости энергосистемы.

20. Максимально допустимые перетоки активной мощности и аварийно допустимые перетоки активной мощности определяются для всех контролируемых сечений.

Определение максимально допустимых перетоков активной мощности и аварийно допустимых перетоков активной мощности в контролируемых сечениях осуществляется диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем.

21. Расчеты устойчивости энергосистем и расчетная проверка мероприятий по ее обеспечению выполняются для нормальных схем энергосистемы и ремонтных схем энергосистемы, определенных методическими указаниями по устойчивости энергосистем.

При проведении расчетов устойчивости энергосистем учитываются нормативные возмущения, состав и распределение которых по группам нормативных возмущений определяются методическими указаниями по устойчивости энергосистем.

22. При проведении расчетов устойчивости энергосистем используются верифицированные расчетные модели энергосистем.

При проведении расчетов устойчивости энергосистем выполнение требований к устойчивости энергосистем оценивается на основании следующих показателей:

минимальный коэффициент запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности в контролируемых сечениях;

минимальный коэффициент запаса статической устойчивости по напряжению в узлах нагрузки.

Нормативные величины минимальных коэффициентов запаса устойчивости энергосистем (величины минимальных коэффициентов запаса статической апериодической устойчивости по активной мощности и величины минимальных коэффициентов запаса статической устойчивости по напряжению для различных электроэнергетических режимов) приведены в приложении N 2.

23. Для обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы объекты электроэнергетики, энергопринимающие установки, их оборудование и устройства, входящие в состав энергосистемы, должны обладать техническими характеристиками, обеспечивающими выполнение требований к параметрам электроэнергетического режима энергосистем.

Все субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых присоединяются к энергосистеме или функционируют в ее составе, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики.

24. При планировании и управлении электроэнергетическим режимом энергосистемы необходимо обеспечивать:

поддержание баланса между производством и потреблением электрической энергии (мощности) с учетом приоритетности производства электрической энергии электростанциями различных типов, определенной Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Правила оптового рынка электрической энергии и мощности);

нахождение параметров электроэнергетического режима энергосистемы в пределах допустимых значений.

25. Планирование и управление электроэнергетическим режимом энергосистемы осуществляются на основе фактических и прогнозируемых параметров режима работы с использованием математического моделирования режимов энергосистем.

Математическое моделирование режимов энергосистем осуществляется с использованием расчетных моделей энергосистем. Формирование и поддержание в актуальном состоянии расчетных моделей энергосистем осуществляет субъект оперативно-диспетчерского управления.

Расчетные методы, размерность расчетных моделей энергосистем, математические модели линий электропередачи, электросетевого и генерирующего оборудования и нагрузки потребителей электрической энергии, комплексов релейной защиты и автоматики и устройств релейной защиты и автоматики обеспечивают необходимую точность результатов математического моделирования режимов энергосистем и расчетов значений токов короткого замыкания, определяемую субъектом оперативно-диспетчерского управления.

26. Для обеспечения функционирования энергосистемы, организации планирования и управления электроэнергетическим режимом энергосистемы субъект оперативно-диспетчерского управления организует и осуществляет централизованное непрерывное оперативно-диспетчерское управление.

27. Для обеспечения функционирования объектов электроэнергетики в составе энергосистемы их владельцами независимо от класса напряжения и мощности объектов электроэнергетики обеспечиваются организация эксплуатации, ремонт и техническое обслуживание принадлежащих им линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, организация и осуществление в их отношении непрерывного оперативно-технологического управления.

28. Владельцами объектов электроэнергетики независимо от их класса напряжения и мощности и субъектами оперативно-диспетчерского управления организуется и проводится постоянная работа, направленная на обеспечение готовности их работников, относящихся к категориям административно-технического персонала, диспетчерского персонала, оперативного персонала, оперативно-ремонтного персонала, ремонтного персонала и вспомогательного персонала, к выполнению профессиональных функций, включая проведение обязательных форм работы с указанным персоналом, поддержание и повышение его квалификации в соответствии с правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Для вводимых в работу новых и реконструируемых объектов электроэнергетики осуществляется опережающая подготовка персонала. До начала проведения пробных пусков и комплексного опробования оборудования объекты электроэнергетики укомплектовываются обученным персоналом, допущенным к самостоятельной работе.

Для формирования и поддержания у диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного персонала надлежащих навыков работы проводятся противоаварийные тренировки с периодичностью и в порядке, установленном правилами проведения противоаварийных тренировок в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

29. В целях исследования свойств Единой энергетической системы России, технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, отдельных территориальных энергосистем или объединенных энергосистем, а также для проверки функционирования систем автоматического регулирования и управления электроэнергетическими режимами энергосистемы в соответствующих энергосистемах по решению субъекта оперативно-диспетчерского управления в соответствии с утвержденной им комплексной программой проводятся системные испытания с участием владельцев объектов электроэнергетики. Системные испытания проводятся в соответствии с правилами организации и проведения системных испытаний в сфере электроэнергетики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.