Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.9. Обозначения, которые приобрели различительную способность в результате их использования

Нормативно-правовые и иные акты

Могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, состоящие только из неохраноспособных элементов, если они приобрели различительную способность в результате их использования и потребитель воспринимает заявленное обозначение как товарный знак заявителя.

пп. 1 п. 1.1 ст. 1483 Кодекса

п. 35 Правил

При оценке наличия приобретенной различительной способности заявленного обозначения во внимание могут быть приняты представленные заявителем материалы, содержащие следующие сведения:

п. 35 Правил

п. 2.1 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39

- объемы производств и продаж товаров, маркированных заявленным обозначением;

- территория продвижения товаров, маркированных заявленным обозначением;

- длительность использования заявленного обозначения для маркировки товаров;

- объемы затрат на рекламу товаров, маркированных заявленным обозначением;

- сведения о степени информированности потребителей, в том числе результаты социологических опросов;

- сведения о публикации в открытой печати информации о товарах, маркированных заявленным обозначением, в том числе рекламного характера;

- сведения об экспонировании на выставках в Российской Федерации и за ее пределами товаров, маркированных заявленным обозначением;

- иные сведения.

Перечисленные выше сведения не должны быть декларативными. Требуется документальное подтверждение каждого высказанного заявителем довода.

Следует также отметить, что вышеперечисленные сведения могут быть учтены экспертизой как в целом, так и в части, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Правовая охрана заявленному обозначению предоставляется, если представленные заявителем документы подтверждают, что такое обозначение воспринималось потребителем как обозначение товаров конкретного изготовителя (лица, оказывающего услуги) до даты подачи заявки в отношении товаров или услуг, указанных в заявке.

Ниже приведены примеры товарных знаков, зарегистрированных на основании доказанной приобретенной различительной способности.

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

561631

00000085.jpg

Публичное акционерное общество "Газпром" доказало приобретение различительной способности обозначением, состоящим исключительно из синего цвета в отношении товаров и услуг 01, 04, 35, 37, 39, 40 и 42 классов МКТУ.

Были представлены сведения о длительности использования синего цвета; об объемах производства и продаж товаров, маркированных заявленным обозначением; о территории реализации товаров, маркированных заявленным обозначением; об объемах затрат на рекламу; о степени информированности потребителей и иные документы.

514906

СУ-155

ЗАО "Строительное управление N 155" была испрошена правовая охрана указанного обозначения, представляющего собой сочетание общепринятого термина "СУ" - строительное управление" и цифр "155", не имеющих характерного графического исполнения, в отношении услуг 36, 37, 42 классов МКТУ.

Заявитель представил в качестве доказательства приобретенной различительной способности документальное подтверждение о длительности использования заявленного обозначения (с 1993 г.); сведения о степени информированности потребителей, в том числе сведения о публикации в открытой печати информации; о территории оказания услуг (54 города Российской Федерации) и иные документы.

м.р.784154

м.р.798984

00000086.jpg

Компания SOREMARTEC S.A. доказала приобретение различительной способности для обозначений, представляющих собой внешний вид товара (конфеты) в обертке и без нее. Товарные знаки были зарегистрированы для товаров 30 класса МКТУ "кондитерские изделия".

В некоторых случаях заявитель может доказать приобретение заявленным обозначением различительной способности в отношении гораздо более узкого перечня товаров и/или услуг, чем было первоначально указано в заявке (например, для нескольких позиций из всего перечня одного или нескольких классов МКТУ).

В такой ситуации товарный знак может быть зарегистрирован в отношении тех товаров и/или услуг, для которых доказана приобретенная различительная способность.

Пример:

N регистрации товарного знака

Изображение товарного знака

Примечание

м.р.719344

X5

Компания Bayerische Motoren Werke Aktiengesellschaft заявила указанное обозначение в отношении широкого перечня товаров 06, 07, 09, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 25, 28 классов МКТУ. С учетом представленных документов, подтверждающих приобретение заявленным обозначением различительной способности, ему была предоставлена правовая охрана в отношении товаров 12 класса МТКУ "автомобили".

Нередко в качестве доказательства приобретения заявленным обозначением различительной способности заявители представляют фотографии рекламных плакатов, сувенирную продукцию (часы, футболки, кепки и т.п.), буклеты с изображениями заявленного обозначения. Как правило, данные материалы не содержат информацию, из которой явным образом бы следовало, что заявитель является лицом, разместившим соответствующую рекламу или заказавшим изготовление товаров с соответствующим обозначением. Кроме того, подобные материалы не содержат информации, позволяющей определить дату и территорию использования обозначения.

В этой связи указанные материалы могут быть приняты во внимание в совокупности со следующими документами: договорами на размещение рекламы с использованием заявленного обозначения (с указанием территории, на которой реклама должна быть размещена); заказами на изготовление буклетов, сувенирной продукции; накладными; выписками-счетами.

Встречаются случаи, когда заявитель представляет документы, свидетельствующие об использовании обозначения на территории лишь одного субъекта Российской Федерации (например, города или области, в которых находится заявитель). Такие документы не могут служить основанием для вывода о приобретении обозначением различительной способности, позволяющей предоставить обозначению правовую охрану в качестве товарного знака, поскольку исключительное право на товарный знак будет действовать на всей территории Российской Федерации.

ст. 1479 Кодекса