Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Проверка соответствия заявленного обозначения требованиям п. 2 ст. 1483 Кодекса (охрана официальных символов, наименований и отличительных знаков)

Нормативно-правовые и иные акты

При регистрации заявленного обозначения следует убедиться в том, что оно не включает государственный официальный символ или отличительный знак, наименование международной или межправительственной организации, ее официальный символ, знак либо узнаваемые части указанных символов, наименований, знаков, что обозначение не является их воспроизведением или имитацией.

ст. 6-ter Парижской конвенции

п. 2 ст. 1483 Кодекса

ст. 1231.1 Кодекса

п. 36 Правил

п. 2.10 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. N 39

Государственные официальные символы и отличительные знаки, наименования международных или межправительственных организаций, их официальные символы и знаки охраняются в Российской Федерации.

При проведении экспертизы следует принимать во внимание положения Парижской конвенции, которыми установлены минимальные запреты на регистрацию в качестве товарного знака или элемента товарного знака официальных символов, наименований и отличительных знаков, при этом каждой стране - участнице Парижской конвенции предоставлено право устанавливать более высокие национальные требования к охране прав государств и международных межправительственных организаций на такие официальные символы, наименования и отличительные знаки при регистрации товарных знаков.

ст. 6-ter Парижской конвенции

В соответствии с законодательством РФ не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, включающие, воспроизводящие или имитирующие официальные символы, наименования или отличительные знаки либо их узнаваемые части. Отмеченное обстоятельство следует учитывать при изложении выводов в документах экспертизы.

п. 2 ст. 1483 Кодекса

п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

Указанные положения российского законодательства и Парижской конвенции обеспечивают правовую охрану государственных официальных символов и отличительных знаков, наименований международных или межправительственных организаций, их официальных символов и знаков при регистрации товарных знаков в совокупности.

ст. 6-ter Парижской конвенции

п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

К официальным символам, наименованиям и отличительным знакам отнесены:

п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

1) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

Официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

п. 2 ст. 1231.1 Кодекса

К компетентным органам относятся органы государственной власти той страны, о государственных флагах, гербах, эмблемах или официальных знаках, клеймах контроля и гарантии которой идет речь. В случае гербов, флагов и других эмблем, сокращенных или полных наименований международных, межправительственных организаций - это высшие руководящие органы таких организаций. Эти органы могут разрешить использование официальных символов, наименований и отличительных знаков при регистрации товарных знаков, в том числе в интересах их собственных граждан.

Компетентным органом, который может предоставить заявителю согласие на использование в заявленном обозначении государственной символики, а также наград и других знаков отличия, в Российской Федерации является Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, к компетенции которого относится решение вопросов использования государственной символики.

Указ Президента РФ от 29 июня 1999 г. N 856 "О Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации"

Парижской конвенцией установлены международные нормы, которые предусматривают обязанность каждого государства - участника Парижской конвенции не допускать регистрацию или использование в качестве товарного знака или в качестве элемента товарного знака официальных символов (гербов, флагов и других государственных эмблем) государств - участников Парижской конвенции и введенных этими государствами официальных знаков отличия (клейм контроля и гарантии и др.), а также официальных символов (гербов, флагов и других эмблем), сокращенных или полных наименований международных межправительственных организаций, членами которых являются одно или несколько государств - участников Парижской конвенции.

ст. 6-ter Парижской конвенции

Также не допускается и всякое подражание указанным обозначениям "с точки зрения геральдики".

ст. 6-ter Парижской конвенции

Таким образом, Парижской конвенцией гарантируется соблюдение права каждого государства - участника Парижской конвенции на контроль использования символов его государственного суверенитета.

ст. 6-ter Парижской конвенции

Кроме того, Парижская конвенция предупреждает введение потребителя в заблуждение в отношении происхождения продукции, обозначенной государственными официальными символами и отличительными знаками, наименованиями международных или межправительственных организаций, их официальными символами и знаками. Под происхождением в таком случае понимается то, что знак принадлежит соответствующему органу государственной власти какого-либо государства либо международной межправительственной организации, а не то, что продукция произведена на территории какого-либо государства.

ст. 6-ter Парижской конвенции

Процедура охраны государственных, международных межправительственных официальных символов, наименований и отличительных знаков либо их узнаваемых частей, подпадающих под действие указанных положений Парижской конвенции, за исключением государственных флагов, основана на системе уведомления государствами - участниками Парижской конвенции, международными межправительственными организациями Международного бюро ВОИС об официальных символах, наименованиях и отличительных знаках, которые они хотели бы поставить под охрану.

По сравнению с положениями Парижской конвенции российское законодательство предъявляет более высокие требования к охране официальных символов, наименований и отличительных знаков, которые принимаются во внимание при проведении экспертизы заявленного обозначения: охраняется государственная символика других государств независимо от того, являются ли они участниками Парижской конвенции, в том числе государственная символика стран - членов Всемирной торговой организации (ВТО).

ст. 1231.1 Кодекса

Кроме того, указанные положения:

1) распространяются не только на товарные знаки, но и на знаки обслуживания;

2) охраняют наименования и официальную символику не только межправительственных, но и иных международных организаций;

3) допускают с разрешения соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации лишь включение официального символа, наименования или отличительного знака или их узнаваемых частей или соответствующих имитаций в товарный знак в качестве неохраняемого элемента, но не разрешают регистрацию такого символа, наименования или отличительного знака, или их узнаваемых частей (а также их имитаций) в качестве товарного знака;

4) не допускают "имитаций" официальных символов и отличительных знаков либо их узнаваемых частей, в то время как Парижская конвенция не допускает в таких же случаях лишь "геральдических имитаций".

ст. 6-ter Парижской конвенции

При проверке соблюдения положений, не допускающих предоставления правовой охраны обозначениям, включающим официальные символы, наименования или отличительные знаки, при отсутствии согласия на это компетентного органа, принимаются во внимание также следующие положения Парижской конвенции:

п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

а) Парижская конвенция устанавливает запрет на использование международных межправительственных официальных символов, наименований и отличительных знаков, их элементов и имитаций в товарном знаке только в том случае, если это использование или регистрация явно направлены на то, чтобы ввести общественность в заблуждение в отношении происхождения знака;

ст. 6-ter Парижской конвенции

б) положения Парижской конвенции, касающиеся регистрации или использования международных межправительственных официальных символов, наименований и отличительных знаков в товарном знаке, не распространяются на наименования и символику, которые уже являются объектами международных соглашений. Примером такого соглашения может служить Женевская конвенция по улучшению условий раненых и больных военнослужащих, положениями которой охраняется эмблема Красного креста на белом поле, слова "Красный крест" или "Женевский крест" и аналогичные эмблемы (при этом в соответствии с положениями российского законодательства символика международных организаций охраняется вне зависимости от того, является ли она предметом международного соглашения или нет);

ст. 6-ter Парижской конвенции

ст. 44 Женевской конвенции от 12 августа 1949 "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях"

в) запреты, установленные Парижской конвенцией в отношении клейм контроля и гарантии, действуют только в том случаях, когда знаки, содержащие их, предназначаются для использования на товарах того же рода или подобных им.

ст. 6-ter Парижской конвенции

При регистрации товарных знаков принимается во внимание, что под имитацией официальных символов и отличительных знаков понимается их воспроизведение, сходное до степени смешения с официальным символом, наименованием или отличительным знаком. При этом проверка сходства до степени смешения с официальным символом, наименованием или отличительным знаком проводится по тем правилам, по которым проводится проверка сходства до степени смешения товарных знаков.

Под "геральдической имитацией" понимается воспроизведение официального символа, отличительного знака в геральдическом смысле, т.е. воспроизведение геральдических характеристик официального символа, отличительного знака.

Оценка геральдической имитации особенно важна в случае, когда обозначение, заявленное на регистрацию в качестве товарного знака, включает официальный символ или отличительный знак или их узнаваемую часть (либо их имитацию) в качестве элемента, в особенности если этот элемент не занимает в композиции заявленного обозначения доминирующего положения.

Для определения того, включает заявленное обозначение имитацию официального символа или отличительного знака в геральдическом смысле, целесообразно принять во внимание геральдическое описание противопоставляемого символа или отличительного знака.

Геральдическое описание обычно представляет собой перечисление элементов герба, эмблемы и т.п. (например, лев, орел, цветок и т.д.), план размещения элементов в гербе, эмблеме, с указанием их цвета, фонового цвета. В геральдическом описании не приводятся ни детали изображений в эмблеме, ни особые элементы, в результате чего возможны разные художественные интерпретации одной и той же эмблемы на основании одного и того же геральдического описания. Хотя между этими интерпретациями возможно различие в деталях, все они все равно будут "имитациями с геральдической точки зрения" соответствующего символа, знака.

Геральдическое описание следует отличать от детального (геометрического) описания.

Например, геральдическое описание европейской эмблемы "на лазурном фоне круг из двенадцати золотых звездочек, не соприкасающихся остриями" (см. изображение ниже) существенно отличается детальностью от ее геометрического описания "эмблема имеет форму голубого прямоугольного флага, по горизонтали в полтора раза большего, чем по вертикали. Двенадцать золотых звездочек, расположенных через равные интервалы, образуют невидимый круг с центром в точке пересечения диагоналей прямоугольника. Радиус круга равен одной третьей высоты вертикали. Каждая звездочка имеет пять концов, расположенных по окружности невидимого круга с радиусом, равным одной восемнадцатой высоты вертикали. Все звездочки прямостоячие, т.е. один конец вертикальный, два по прямой линии под прямым углом к мачте флага. Круг выстроен таким образом, что звездочки занимают места цифр на часовом циферблате. Количество их неизменно".

00000087.jpg

Если бы учитывалось детальное (геометрическое) описание официального символа, отличительного знака, например эмблемы, то это привело бы к тому, что большей части заявляемых обозначений, включающих геральдические элементы такой эмблемы, следовало бы предоставлять правовую охрану.

Поскольку официальные символы, отличительные знаки, например государственные гербы, часто состоят из общих символов, в частности льва, орла или солнца, то в рамках Парижской конвенции подражания с геральдической точки зрения запрещены только в том случае, если они воспроизводят геральдические характеристики соответствующего государственного герба. Если характеристики воспроизведены, уместен вывод о геральдической имитации, что является препятствием для регистрации заявленного обозначения в соответствии с Парижской конвенцией.

ст. 6-ter Парижской конвенции

Вместе с тем наличие геральдической имитации может быть признано и в том случае, если охраняемый официальный символ (отличительный знак) воспроизведен только частично, если частично воспроизведенная часть является важным элементом охраняемого официального символа и уникальным геральдическим признаком.

Это объясняется тем, что различия между элементом заявленного обозначения и, например, государственной эмблемой, которые могут быть заметны специалисту по геральдике, необязательно будут заметны потребителю, который, несмотря на различия в некоторых геральдических характеристиках, может воспринять элемент как имитацию определенной эмблемы.

Следует отметить, что восприятие элемента заявленного обозначения потребителем в качестве имитации официального символа или отличительного знака является безусловным препятствием для регистрации заявленного обозначения без разрешения компетентного органа в соответствии с законодательством РФ.

ст. 1231.1 Кодекса

Парижской конвенцией также в целях охраны официальных символов и отличительных знаков государств, наименований и официальных символов международных межправительственных организаций допускается отказ в регистрации обозначения в качестве товарного знака, содержащего официальный символ, или наименование, или отличительный знак, или признание такой регистрации недействительной в соответствии с национальным законодательством на основании того, что такой знак противоречит нормам морали или общественному порядку и в особенности если этот знак может ввести потребителей в заблуждение.

ст. 6-ter Парижской конвенции

6-quinquies(в)(3) Парижской конвенции

Подобное положение, препятствующее регистрации в качестве товарных знаков обозначений, противоречащих общественным интересам, способных ввести потребителя в заблуждение, содержится и в российском законодательстве, которое также может быть применено в целях отказа в предоставлении правовой охраны обозначениям, воспроизводящим, имитирующим или включающим официальные символы, наименования и отличительные знаки.

п. 3 ст. 1483 Кодекса

п. 37 Правил

Таким образом, проверка соответствия заявленного обозначения требованиям российского законодательства, не допускающим регистрацию обозначения, содержащего официальные символы и отличительные знаки государств, наименования и официальные символы международных межправительственных организаций, знаки отличия, сопровождается проверкой соответствия заявленного обозначения требованиям Парижской конвенции. Если в результате проверки сделан вывод о несоответствии заявленного обозначения указанным требованиям, имеются основания и для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям недопустимости государственной регистрации в качестве товарного знака обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.

ст. 1231.1 Кодекса

ст. 6-ter Парижской конвенции

пи. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса

п. 37 Правил

Для поиска официальных изображений государственных, международных межправительственных и других официальных символов, наименований и отличительных знаков следует использовать БД ВОИС IPDL "Article 6-ter" (State Emblems, Official Hallmarks and Emblems of Intergovernmental Organizations), включающую в себя информацию в целях применения ст. 6-ter Парижской конвенции.

В БД ВОИС IPDL "Article 6-ter" можно провести два вида поиска:

- простой поиск http://www.wipo.int/ipdl/en/6ter/search-simp.jsp;

- структурированный поиск http://www.wipo.int/ipdl/en/6ter/.

Дополнительная информация о порядке проведения поиска по БД ВОИС IPDL "Article 6-ter" приведена в приложении А к настоящему Руководству.

При проведении поиска можно использовать иные информационные ресурсы, содержащие изображения государственных символов и знаков, в частности официальные сайты органов государственной власти иностранных государств либо сайты, адреса которых размещены на сайте Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, в том числе адреса:

- научно-просветительского ресурса о современном российском герб-творчестве: http://sovet.geraldika.ru/part/10;

- некоммерческого интернет-проекта по геральдике и вексиллологии: http://geraldika.ru;

- сайта Союза геральдистов России, содержащего информацию по геральдике и ссылки на другие информационные ресурсы, касающиеся геральдики: http://heraldik.ru.

Могут быть использованы издания на бумажных носителях, в том числе энциклопедии и словари, имеющиеся в фонде Всероссийской патентно-технической библиотеки (ВПТБ) - отделения ФИПС, в частности:

- монография Шепелев Л.Е. Геральдика России XVIII - начало XX века, издательство "Аврора", 2003;

- Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Сост. В. Андреева. - М.: Локид, Миф. - 1999.

Примеры официальных символов, наименований и отличительных знаков приведены ниже.

1. Государственные флаги обычно состоят из четкого прямоугольного рисунка, который используется как символ нации.

Ниже приведены примеры флагов.

00000088.jpg

Флаг Республики Хорватии

00000089.jpg

Флаг Республики Армении

00000090.jpg

Флаг Португалии

Использование государственного флага в Российской Федерации регулируется специальным законом.

Федеральный конституционный закон "О государственном флаге РФ" от 25 декабря 2000 N 1-ФКЗ

2. Государственные гербы состоят, например из рисунка или изображения на щите.

00000091.jpg

Герб Республики Кубы

00000092.jpg

Герб Австрийской Республики

00000093.jpg

Герб Республики Армения

3. К государственным символам могут быть отнесены любые эмблемы, символизирующие суверенность государства, включая гербы правящих домов, а также эмблемы республик, штатов федеративного государства.

00000094.png

Государственная эмблема Дании

Использование государственного герба в Российской Федерации регулируется специальным законом.

Федеральный конституционный закон "О государственном гербе РФ" от 25 декабря 2000 N 2-ФКЗ

4. К международным организациям относятся такие организации, как различные органы Организации Объединенных Наций, Всемирный почтовый союз, Всемирная туристская организация, ВОИС и т.п.

К эмблемам международных организаций, в частности, относится эмблема Международной организации по стандартизации (ISO).

00000095.jpg

Эмблема Международной организации по стандартизации (ISO)

00000096.jpg

Эмблема Международного Комитета Красного Креста

5. К международным организациям можно условно отнести Европейский Союз (ЕС), который должен рассматриваться не как международная организация в обычном смысле, не как ассоциация государств, скорее как "наднациональная организация", т.е. как автономное лицо с собственными суверенными правами и правовым порядком. Вместе с тем для целей применения положений Парижской конвенции, охраняющих флаги и эмблемы государств - участников Парижской конвенции, а также наименования и эмблемы международных межправительственных организаций от несанкционированной регистрации и использования в качестве товарных знаков, ЕС приравнивается к международной организации. Ниже приведены изображения официальной символики органов ЕС.

ст. 6-ter Парижской конвенции

00000097.jpg

Официальная символика Совета Европы

00000098.png

Официальная символика Европейской комиссии

00000099.jpg

Официальная символика

Европейского центрального банка

6. Назначение официальных знаков или клейм, обозначающих контроль или гарантию, заключается в том, чтобы подтвердить, что государство или уполномоченная им для этой цели организация проверили соответствие товаров определенным стандартам или определенному качеству. В некоторых государствах имеются официальные знаки или клейма, обозначающие контроль и гарантию, используемые для драгоценных металлов, а также для таких продуктов, как масло, сыр, мясо, электрооборудование и т.д. Официальные знаки и клейма могут также применяться для услуг, в частности, в отношении образования, туризма и т.п.

Отношения, связанные с использованием пробирных клейм на ювелирных и других изделиях, на драгоценных металлах и драгоценных камнях, регулируются правилами Федерального пробирного надзора, который на территории Российской Федерации осуществляется через государственные инспекции пробирного надзора (далее - госинспекции).

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

Постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов"

п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"

Положение о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов РФ, утв. приказом Минфина РФ от 12 декабря 2005 г. N 327

Примеры клейм представлены ниже.

00000100.jpg

Российские пробирные клейма России для золотых изделий

00000101.png

Клеймо Великобритании для платиновых изделий

7. Транснациональные знаки соответствия стандартам (приведены ниже) применяются в ряде стран с целью взаимного признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов Европейского комитета по стандартизации (СЕМ).

00000102.png

При проверке заявленного обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего государственные символы и знаки или их узнаваемые части (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), на соответствие требованиям российского законодательства и Парижской конвенции целесообразно применять нижеследующие правила.

6-ter Парижской конвенции

п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

Не предоставляется правовая охрана в качестве товарного знака обозначениям, которые:

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

идентично воспроизводят государственный символ или знак либо имитируют указанный символ или знак;

идентично воспроизводят узнаваемую часть государственного символа или знака либо имитируют такую узнаваемую часть;

включают идентичное воспроизведение государственного символа или знака, в том числе флага, герба, ордена, денежного знака и тому подобного, либо имитацию указанного символа или знака;

включают идентичное воспроизведение узнаваемой части государственного символа или знака либо имитацию такой узнаваемой части.

Указанные государственные символы или знаки, их узнаваемые части или соответствующие имитации могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа.

п. 2 ст. 1231.1 Кодекса

Если в результате исследования документов заявки и предварительного поиска эксперт делает предположение, что заявленное обозначение может быть признано включающим, воспроизводящим или имитирующим государственный символ или знак (узнаваемую часть государственного символа или знака) какого-либо государства либо его (ее) имитацию, необходимо выполнить следующие действия:

1. Провести поиск в специализированных информационных базах данных и найти официальное изображение государственного символа или знака.

2. Выявленное в результате поиска официальное изображение государственного символа или знака следует сравнить с заявленным обозначением и ответить на вопросы:

а) идентично ли заявленное обозначение государственному символу или знаку;

б) имитирует ли заявленное обозначение государственный символ или знак;

в) идентично ли заявленное обозначение узнаваемой части государственного символа или знака;

г) имитирует ли заявленное обозначение узнаваемую часть государственного символа или знака;

д) включает ли заявленное обозначение элемент, идентичный государственному символу или знаку;

е) включает ли заявленное обозначение элемент, имитирующий государственный символ или знак;

ж) включает ли заявленное обозначение элемент, идентичный узнаваемой части государственного символа или знака;

з) включает ли заявленное обозначение элемент, имитирующий узнаваемую часть государственного символа или знака.

3. Если ни на один вопрос не получен положительный ответ, имеются основания для вывода об отсутствии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

4. При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам а, б, в, г имеются основания для вывода о наличии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В дальнейшем заявителю направляется уведомление о результатах проверки заявленного обозначения с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

п. 3 ст. 1499 Кодекса

п. 105 Регламента

п. 56 Правил

5. При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам д, е, ж, з необходимо убедиться в том, что в деле заявки имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа.

п. 2 ст. 1231.1 Кодекса

Если согласие представлено, имеются основания для вывода об отсутствии препятствий, установленных законодательством РФ и Парижской конвенции, для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

6. Если заявителем согласие не представлено, целесообразно запросить согласие в порядке, предусмотренном для запроса дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно.

п. 4 ст. 1497 Кодекса

п. 102 - 104 Регламента

п. 51 Правил

Если в ответ на предложение представить согласие таковое не

представлено, имеются основания для вывода о наличии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В дальнейшем до принятия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака заявителю направляется уведомление о результатах проверки заявленного обозначения с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1

Кодекса

п. 3 ст. 1499 Кодекса

п. 105 Регламента

п. 56 Правил

7. Документ экспертизы, уведомляющий о результатах проверки охраноспособности заявленного обозначения, должен указывать источник информации, содержащий официальные сведения о противопоставленном флаге.

Товары и услуги, в отношении которых заявлено на регистрацию обозначение, при данной проверке во внимание не принимаются.

8. Следует принимать во внимание, что если заявленное обозначение включает, воспроизводит или имитирует официальный символ, наименование или отличительный знак международной неправительственной организации, то проверка, предусмотренная Парижской конвенцией, не проводится.

ст. 6-ter Парижской конвенции

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака допускается, если она не противоречит положениям законодательства РФ.

ст. 1231.1 Кодекса

пп. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса

Примеры, иллюстрирующие применение положений, не допускающих регистрацию обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих государственные символы и знаки или их узнаваемые части, приведены ниже.

а) Заявленное обозначение (справа) включает элемент, воспроизводящий узнаваемую часть флага Швейцарии (слева). В результате изучения геральдического описания флага Швейцарии был сделан вывод о том, что на изображениях идентифицируется совпадение уникальных геральдических признаков и, следовательно, имеет место геральдическая имитация.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака без разрешения компетентных государственных органов Швейцарии противоречила бы:

Парижской конвенции (использование в качестве элемента заявленного обозначения геральдической имитации флага Швейцарии);

ст. 6-ter Парижской конвенции

положениям законодательства РФ, не допускающим регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего официальные государственные символы и знаки (использование в качестве элемента заявленного обозначения узнаваемой части флага Швейцарии), а также положениям, не допускающим государственную регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (обозначение способно ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения товаров и услуг).

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

пп. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса

00000103.jpg

00000104.jpg

Швейцарский флаг

заявка на товарный знак ЕС 8 426 876

б) Заявленное черно-белое обозначение (справа) включает в качестве элемента воспроизведение узнаваемой части флага Канады (слева). В результате изучения геральдического описания флага Канады был сделан вывод о том, что на изображениях идентифицируется совпадение уникальных геральдических признаков и, следовательно, имеет место геральдическая имитация.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака без разрешения компетентных государственных органов Канады противоречила бы:

Парижской конвенции (использование в качестве элемента заявленного обозначения геральдической имитации флага Канады);

ст. 6-ter Парижской конвенции

положениям законодательства РФ, не допускающим регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего официальные государственные символы и знаки (использование в качестве элемента заявленного обозначения узнаваемой части флага Канады), а также положениям, не допускающим государственную регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (обозначение способно ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения товаров и услуг).

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

пп. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса

00000105.jpg

00000106.jpg

Канадский флаг

заявка на товарный знак ЕС 2 793 495

Данный пример иллюстрирует ситуацию, когда в качестве элемента обозначения, выполненного в черно-белом цвете, использован трехполосный флаг, включающий изображение кленового листа. Однако если бы флаг состоял только из трех полос (будь то вертикальные или горизонтальные), то черно-белое его воспроизведение не считалось бы геральдической имитацией, потому что такие флаги очень распространены.

Как видно из приведенных примеров, наличие в знаке других элементов не влияет на вывод о наличии геральдической имитации.

в) Ниже приведены примеры, иллюстрирующие отсутствие геральдической имитации флага Италии. Это случаи, когда элемент имеет, например, иную форму, чем флаг. Однако выводы в отношении охраноспособности таких обозначений могут быть сделаны разные.

В первом примере (заявленное обозначение - справа, а флаг Италии - слева) очевидно, что совпадения уникальных геральдических признаков не имеется, следовательно, геральдической имитации нет. Заявленное обозначение (справа) включает элемент, имеющий признаки, сходные до степени смешения с флагом Италии (слева), - цветную ленту. Образное и колористическое решение части этой ленты зрительно напоминает развевающийся флаг Италии.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака без разрешения компетентных государственных органов Италии противоречила бы положениям законодательства РФ, не допускающим регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего официальные государственные символы и знаки (использование в качестве элемента заявленного обозначения имитации флага Италии).

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

Во втором примере в заявленном обозначении нет элементов, напоминающих флаг Италии. Очевидно, что совпадения уникальных геральдических признаков не имеется, а следовательно, геральдической имитации нет. Совпадает лишь колористическое решение. Однако и оно сопровождается выразительной шрифтовой графикой, которая препятствует возникновению убедительных ассоциаций с флагом Италии.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака возможна без разрешения компетентных государственных органов Италии.

00000107.jpg

00000108.jpg

заявка на товарный знак ЕС 5 851 721

00000109.jpg

Итальянский флаг

заявка на товарный знак ЕС 7 087 281

г) Пример с флагом Финляндии аналогичен второму примеру с флагом Италии.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака возможна без разрешения компетентных государственных органов Финляндии.

00000110.jpg

00000111.jpg

Финский флаг

заявка на товарный знак ЕС 7 087 281

д) Пример (справа) с флагом Государства Израиль (слева) аналогичен первому примеру с флагом Италии.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака без разрешения компетентных государственных органов Государства Израиль вряд ли возможна, т.к. оно включает элемент, образное и колористическое решение которого имитирует развевающийся флаг Государства Израиль.

00000112.jpg

Аналогичные подходы применяются при экспертизе заявленных обозначений, включающих, воспроизводящих или имитирующих государственные эмблемы, гербы или их узнаваемые части.

Примеры, иллюстрирующие применение указанных положений, приведены ниже.

а) Заявленное обозначение (справа) включает элемент, воспроизводящий государственную эмблему Великобритании. В результате изучения геральдического описания эмблемы Великобритании можно сделать вывод о том, что на изображениях идентифицируется совпадение уникальных геральдических признаков - изображений стоящих животных. Незначительные отличия в убранстве животных, в частности в коронах, не будет замечено средним потребителем, и, следовательно, имеет место геральдическая имитация.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака без разрешения компетентных государственных органов Великобритании противоречила бы:

Парижской конвенции (использование в качестве элемента заявленного обозначения геральдической имитации эмблемы Великобритании);

ст. 6-ter Парижской конвенции

положениям законодательства РФ, не допускающим регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего официальные государственные символы и знаки (использование в качестве элемента заявленного обозначения узнаваемой части эмблемы Великобритании), а также положениям, не допускающим государственную регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (обозначение способно ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения товаров и услуг).

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

пп. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса

Аналогичные рассуждения применимы и в отношении эмблемы Канады. При этом черно-белое воспроизведение герба или другой государственной эмблемы может быть признано геральдической имитацией, если охраняемый символ содержит уникальные геральдические признаки, например лист клена в эмблеме Канады.

Охраняемая эмблема

Отказная заявка на товарный знак

00000113.png

00000114.jpg

Эмблема Великобритании: 6-ter Number: GB4

заявка на товарный знак ЕС 5 627 245

00000115.jpg

00000116.png

Эмблема Канады: 6-ter Number: СА2

заявка на товарный знак ЕС 2 785 368

б) Наличие геральдической имитации признается и в том случае, если охраняемый символ воспроизведен только частично, если частично воспроизведенная часть является важным элементом(ами) охраняемого символа и уникальным геральдическим признаком.

Например, заявленное обозначение (справа) включает элемент, воспроизводящий важный элемент охраняемого символа - эмблемы Министерства юстиции США. Элемент представляет собой орла со стрелами, является уникальным геральдическим признаком. Поскольку его важная геральдическая характеристика - орел - воспроизведена в заявленном обозначении, можно сделать вывод о том, что имеет место геральдическая имитация.

Регистрация такого обозначения в качестве товарного знака без разрешения компетентных государственных органов США противоречила бы:

Парижской конвенции (использование в качестве элемента заявленного обозначения геральдической имитации эмблемы Министерства юстиции США);

ст. 6-ter Парижской конвенции

положениям законодательства РФ, не допускающим регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего официальные государственные символы и знаки (использование в качестве элемента заявленного обозначения узнаваемой части эмблемы Министерства юстиции США), а также положениям, не допускающим государственную регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (обозначение способно ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения товаров и услуг).

пп. 1 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

пп. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса

Охраняемая эмблема

Отказная заявка на товарный знак

00000117.jpg

00000118.jpg

Эмблема Министерства юстиции США: 6-ter Number: US40

заявка на товарный знак ЕС 4 820 213

в) В следующем примере геральдическая имитация не была обнаружена, т.к. важная геральдическая характеристика охраняемого символа - щит (слева) - имеет выразительную полуовальную форму, которая не воспроизведена в заявленном обозначении (справа). Нельзя в данном случае также сказать, что в качестве элемента заявленного обозначения использована узнаваемая часть охраняемой эмблемы Австрии, т.к. выразительная форма элемента, включенного в заявленное обозначение, не ассоциируется с эмблемой ввиду существенного различия в формах заявленного элемента и эмблемы. В результате анализа может быть сделан вывод об отсутствии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

Охраняемая эмблема

Принятая заявка на товарный знак

00000119.jpg

00000120.jpg

6-ter number: AT 10

заявка на товарный знак ЕС 8 298 077

При проверке заявленного обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего полное или сокращенное наименование международной, межправительственной организации, ее флага, герба, других символов и знаков (далее - официальное наименование, символ, знак международной, межправительственной организации), данное обозначение проверяется на соответствие положениям как законодательства РФ, так и на соответствие требованиям, предусмотренным Парижской конвенцией.

пп. 2 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

ст. 6-ter Парижской конвенции

В соответствии с положениями законодательства РФ не предоставляется правовая охрана в качестве товарного знака обозначениям, которые:

пп. 2 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

идентично воспроизводят наименование, символ, знак международной, межправительственной организации либо имитируют указанный символ или знак;

идентично воспроизводят узнаваемую часть наименования, символа, знака международной межправительственной организации либо имитируют такую узнаваемую часть;

включают идентичное воспроизведение наименования, символа, знака международной, межправительственной организации либо имитацию указанных наименования, символа, знака;

включают идентичное воспроизведение узнаваемой части наименования, символа, знака международной, межправительственной организации либо имитацию такой узнаваемой части.

Указанные наименование, символ, знак международной, межправительственной организации, их узнаваемые части или соответствующие имитации могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа.

п. 2 ст. 1231.1 Кодекса

Если в результате исследования документов заявки и предварительного поиска эксперт делает предположение, что заявленное обозначение может быть признано включающим, воспроизводящим или имитирующим наименование, символ, знак международной, межправительственной организации (узнаваемую часть наименования, символа, знака международной, межправительственной организации) либо его (ее) имитацию, необходимо выполнить следующие действия.

1) Провести поиск в специализированных информационных базах данных официального наименования, символа, знака международной, межправительственной организации.

2) Выявленное в результате поиска официальное изображение наименования, символа, знака международной, межправительственной организации следует сравнить с заявленным обозначением и ответить на вопросы:

а) идентично ли заявленное обозначение наименованию, символу, знаку международной, межправительственной организации;

б) имитирует ли заявленное обозначение наименование, символ, знак международной, межправительственной организации;

в) идентично ли заявленное обозначение узнаваемой части наименования, символа, знака международной, межправительственной организации;

г) имитирует ли заявленное обозначение узнаваемую часть наименования, символа, знака международной, межправительственной организации;

д) включает ли заявленное обозначение элемент, идентичный наименованию, символу, знаку международной, межправительственной организации;

е) включает ли заявленное обозначение элемент, имитирующий наименование, символ, знак международной, межправительственной организации;

ж) включает ли заявленное обозначение элемент, идентичный узнаваемой части наименования, символа, знака международной, межправительственной организации;

з) включает ли заявленное обозначение элемент, имитирующий узнаваемую часть наименования, символа, знака международной, межправительственной организации.

3) Если ни на один вопрос не получен положительный ответ, имеются основания для вывода об отсутствии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 2 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

4) При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам а, б, в, г д, е, ж, з необходимо убедиться в том, что заявленное обозначение не будет ассоциироваться у потребителей с соответствующим органом международной, межправительственной организации.

Если установлено, что заявленное обозначение не будет ассоциироваться у потребителей с соответствующим органом международной, межправительственной организации, в частности, что заявленные товары, услуги неоднородны деятельности международной, межправительственной организации, имеются основания для вывода о том, что заявленное обозначение не может ввести потребителя в заблуждение, и соответственно для вывода об отсутствии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 2 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

5) Если установлено, что заявленное обозначение будет ассоциироваться у потребителей с соответствующим органом международной, межправительственной организации, осуществляются следующие действия.

При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам а, б, в, г имеются основания для вывода о том, что заявленное обозначение может ввести потребителя в заблуждение, и соответственно о наличии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В дальнейшем заявителю направляется уведомление о результатах проверки заявленного обозначения с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. В документе экспертизы указываются товары и услуги, в отношении которых сделан вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 2 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

п. 3 ст. 1499 Кодекса

п. 105 Регламента

п. 56 Правил

При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам д, е, ж, з необходимо убедиться в том, что в деле заявки имеется согласие соответствующего компетентного международного межправительственного органа.

п. 2 ст. 1231.1 Кодекса

Если согласие представлено, имеются основания для вывода об отсутствии препятствий, установленных законодательством РФ и Парижской конвенцией, для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

ст. 1231.1 Кодекса

Если заявителем согласие не представлено, целесообразно согласие запросить в порядке, предусмотренном для запроса дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно.

п. 4 ст. 1497 Кодекса

п. 102 - 104 Регламента

п. 51 Правил

Если в ответ на предложение представить согласие таковое не представлено, имеются основания для вывода о наличии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В дальнейшем до принятия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака заявителю направляется уведомление о результатах проверки заявленного обозначения с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. В документе экспертизы указываются товары и услуги, в отношении которых сделан вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 2 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

п. 3 ст. 1499 Кодекса

п. 105 Регламента

п. 56 Правил

6) Проверка, предусмотренная настоящим пунктом, не осуществляется, если установлено, что указанные наименования, символы, знаки уже являются объектами международных соглашений.

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие применение указанных положений в ситуации, если установлено, что заявленное обозначение будет ассоциироваться у потребителей с соответствующим органом ЕС.

Возникновение у потребителей ассоциации с ЕС возможно не только в том случае, если заявленные товары и услуги однородны деятельности ЕС, но и в том случае, если потребитель посчитает, что товары и услуги получили одобрение или гарантию органов ЕС или иным образом связаны с органами ЕС. Поскольку деятельность ЕС затрагивает все отрасли промышленности и торговли, что видно из огромного разнообразия принятых директив ЕС, а также поскольку средний потребитель может знать о такой деятельности, на практике это означает, что в подавляющем большинстве случаев можно найти такую связь.

При проведении этой проверки эксперт должен принять во внимание другие элементы, составляющие знак. Нельзя исключить, что все другие элементы знака приведут к выводу о том, что потребитель не будет связывать знак с международной, межправительственной организацией.

И наоборот, такие словесные элементы, как "EURO", "EUROPEAN", в составе заявленного обозначения такую связь усиливают, т.к. могут восприниматься как указывающие на одобрение, контроль качества или гарантию органа ЕС в отношении заявленных товаров и услуг.

а) Следующим заявленным обозначениям не могла бы быть предоставлена правовая охрана в качестве товарного знака, так как они включают элементы, представляющие собой геральдическую имитацию флага ЕС, охраняемого под кодом QO188 в реестре Международного бюро ВОИС, если они будут ассоциироваться у потребителей с ЕС.

00000121.jpg

00000122.jpg

00000123.jpg

заявка на товарный знак

ЕС 2 305 399

заявка на товарный знак ЕС 448 266

заявка на товарный знак ЕС 6 449 524

00000124.jpg

00000125.png

00000126.jpg

заявка на товарный знак ЕС 7 117 658

заявка на товарный знак ЕС 1 106 442

товарный знак ЕС 4 081 014 (1640 C)

00000127.jpg

заявка на товарный знак ЕС 2 180 800

00000128.jpg

Флаг Европейского союза

Для признания наличии Европейского союза необходимым считается:

- наличие 12 пятиконечных звездочек,

- расположение звездочек по кругу, без соприкосновения друг с другом,

- контраст звездочек на более темном фоне;

- в частности, следует учитывать, что "устройство в виде двенадцати звездочек, расположенных по кругу, является самым важным элементом эмблемы Европейского союза ("эмблемы") и имеет следующее значение:

- круг из золотых звездочек символизирует солидарность и гармонию между народами Европы;

- число двенадцать говорит о совершенстве, полноте и единстве.

Другим элементом эмблемы является фон такого цвета, который позволяет выделить устройство в форме двенадцати звездочек".

Представление флага ЕС в черно-белом виде также может считаться геральдической имитацией, если звездочки контрастируют на черном фоне таким образом, что создается впечатление черно-белого воспроизведения флага ЕС.

б) Ниже приведены два обозначения, которые в отличие от приведенных выше примеров не содержат геральдической имитации.

В первом примере черно-белое воспроизведение круга из двенадцати звездочек в кольце с темным фоном не создает впечатления черно-белого воспроизведения флага ЕС. Однако колористическое и графическое решение этой части обозначения ассоциируется с флагом ЕС.

Во втором примере полукруг, выполненный из желтых звездочек на синем фоне, также не создает впечатления воспроизведения флага ЕС как такового. Однако этот элемент оставляет впечатление части развевающегося за домиком флага ЕС. Впечатление усиливается использованием в заявленном обозначении словесного элемента "EURO". Таким образом, колористическое и графическое решение части обозначения, представляющей собой полукруг, выполненный из желтых звездочек на синем фоне, также ассоциируется с флагом ЕС.

Регистрация таких обозначений в качестве товарного знака без разрешения компетентных органов ЕС противоречила бы положениям законодательства РФ, не допускающим регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки (использование в качестве элемента заявленного обозначения узнаваемой части флага ЕС), а также положениям, не допускающим государственную регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (обозначение способно ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения товаров и услуг).

пп. 2 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

пп. 1 п. 3 ст. 1483 Кодекса

00000129.jpg

в) Регистрация следующих двух обозначений не будет противоречить Парижской конвенции и законодательству РФ. Отсутствие темного фона препятствует ассоциации обозначений с флагом ЕС.

00000130.jpg

При проверке заявленного обозначения, включающего, воспроизводящего или имитирующего официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия (далее - знаки отличия), на соответствие требованиям законодательства РФ и Парижской конвенции целесообразно применять нижеследующие правила.

пп. 3 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

ст. 6-ter Парижской конвенции

Не предоставляется правовая охрана в качестве товарного знака обозначениям, которые:

пп. 3 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

идентично воспроизводят знаки отличия либо их имитируют;

идентично воспроизводят узнаваемую часть знака отличия либо имитируют такую узнаваемую часть;

включают идентичное воспроизведение знака отличия либо его имитацию;

включают идентичное воспроизведение знака отличия либо его узнаваемой части.

Указанные знаки отличия, их узнаваемые части или соответствующие имитации могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа.

п. 2 ст. 1231.1 Кодекса

Если в результате исследования документов заявки и предварительного поиска эксперт делает предположение о том, что заявленное обозначение может быть признано включающим, воспроизводящим или имитирующим знак отличия (узнаваемую часть знака отличия) либо его (ее) имитацию, необходимо выполнить следующие действия.

1. Провести поиск в специализированных информационных базах данных официального изображения знака отличия.

2. Выявленное в результате поиска официальное изображение знака отличия следует сравнить с заявленным обозначением и ответить на вопросы:

а) идентично ли заявленное обозначение знаку отличия;

б) имитирует ли заявленное обозначение знак отличия;

в) идентично ли заявленное обозначение узнаваемой части знака отличия;

г) имитирует ли заявленное обозначение узнаваемую часть знака отличия;

д) включает ли заявленное обозначение элемент, идентичный знаку отличия;

е) включает ли заявленное обозначение элемент, имитирующий знак отличия;

ж) включает ли заявленное обозначение элемент, идентичный узнаваемой части знака отличия;

з) включает ли заявленное обозначение элемент, имитирующий узнаваемую часть знака отличия.

3. Если ни на один вопрос не получен положительный ответ, имеются основания для вывода об отсутствии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

пп. 3 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

ст. 6-ter Парижской конвенции

4. При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам а, б, в, г, д, е, ж, з необходимо убедиться в том, что товары, услуги, в отношении которых заявлено обозначение на регистрацию в качестве товарного знака, неоднородны товарам, услугам, для маркировки которых предназначены отличительные знаки.

Если установлена неоднородность, имеются основания для вывода об отсутствии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

пп. 3 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

ст. 6-ter Парижской конвенции

5. Если установлена однородность, осуществляются следующие действия.

При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам а, б, в, г имеются основания для вывода о наличии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В дальнейшем заявителю направляется уведомление о результатах проверки заявленного обозначения с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. В документе экспертизы указываются товары и услуги, в отношении которых сделан вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

пп. 3 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

ст. 6-ter Парижской конвенции

п. 3 ст. 1499

п. 105 Регламента

п. 56 Правил

При положительном ответе хотя бы на один из вопросов по подпунктам д, е, ж, з необходимо убедиться в том, что в деле заявки имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа.

п. 2 ст. 1231.1 Кодекса

Если согласие представлено, имеются основания для вывода об отсутствии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

Если заявителем согласие не представлено, целесообразно согласие запросить в порядке, предусмотренном для запроса дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно.

п. 4 ст. 1497 Кодекса

п. 102 - 104 Регламента

п. 51 Правил

Если в ответ на предложение представить согласие таковое не представлено, имеются основания для вывода о наличии препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. В дальнейшем до принятия решения об отказе в государственной регистрации товарного знака заявителю направляется уведомление о результатах проверки заявленного обозначения с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. В документе экспертизы указываются товары и услуги, в отношении которых сделан вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

ст. 6-ter Парижской конвенции

пп. 3 п. 1 ст. 1231.1 Кодекса

п. 3 ст. 1499 Кодекса

п. 105 Регламента

п. 56 Правил