Ратификация договоров

82. Основания для ратификации договоров предусмотрены в статье 15 Закона и следующих федеральных законах:

82.1. Федеральный закон от 23 июня 1995 года N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" (статья 4);

82.2. Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (статья 24);

82.3. Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (статья 8);

82.4. Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (статья 23);

82.5. Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (статья 2);

82.6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ) (статьи 109 и 127);

82.7. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (статья 20);

82.8. Федеральный конституционный закон от 7 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (статья 7);

82.9. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (статья 2);

82.10. Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ) (статья 286).

83. Предложения о ратификации договоров, а также об утверждении, принятии договоров или присоединении к договорам, решения о согласии на обязательность которых подлежат принятию в форме федерального закона (т.е. по вопросам, указанным в статье 15 Закона и федеральных законах, перечисленных в п. 82 настоящих Рекомендаций), подготавливаются головным ведомством. <8>

--------------------------------

<8> Далее упоминания ратификации следует понимать как относящиеся также к утверждению, принятию договоров и присоединению к договорам по вопросам, указанным в пункте 1 статьи 15 Закона, либо других федеральных законах, предусматривающих основания для ратификации.

84. Пакет документов, необходимых для внесения договора на ратификацию, включает:

84.1. для предложений, вносимых федеральными органами исполнительной власти непосредственно Президенту или в Правительство:

84.1.1. проект сопроводительного письма Президенту или Председателю Правительства.

Если решение о подписании договора было принято Правительством, сопроводительное письмо адресуется Председателю Правительства. Если решение о подписании договора принято Президентом без предварительного рассмотрения Правительством, сопроводительное письмо адресуется Президенту.

Если готовится предложение о ратификации договора, который не подписывался от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (например, конвенции Международной организации труда, предусматривающей ратификацию без предшествующего ей подписания), при определении порядка представления предложения следует руководствоваться правилами, установленными Законом (п.п. 1 - 3 ст. 9).

В сопроводительном письме указывается основание представления соответствующего предложения (п. 2 ст. 16, п. 4 ст. 20, п. 4 ст. 21 Закона), приводятся краткие сведения о содержании представляемого предложения и его согласовании. Сопроводительное письмо подписывается Министром иностранных дел (место для его подписи расположено слева) и руководителем федерального органа исполнительной власти, который инициировал предложение о подписании договора (место для подписи расположено справа).

84.1.2. проект решения Президента о назначении его официального представителя (официальных представителей) при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации договора (в форме распоряжения) или Правительства о внесении договора на ратификацию и о назначении официального представителя (официальных представителей) Правительства при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации (в форме постановления). Во вводной части проекта постановления Правительства делается ссылка на положение Закона, на основании которого принимается решение (ст. 16, ст. 20, ст. 21 Закона);

84.1.3. проект письма Президента или Председателя Правительства Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В него включается ссылка на основание внесения законопроекта - если законопроект вносится Президентом - на статью 86 Конституции, если Правительством - на статью 104 Конституции;

84.1.4. проект федерального закона. Если необходимо сформулировать оговорку (заявление) Российской Федерации к договору, а также возразить против оговорки, сделанной другими участниками, такая оговорка (заявление, возражение) Российской Федерации включается в проект федерального закона;

84.1.5. пояснительная записка. Помимо сведений, указанных в п. 6.1.4 настоящих Рекомендаций, должна содержать указание на основание(-я) для представления договора на ратификацию (то есть ссылку на конкретные положения статьи 15 Закона либо федеральных законов, указанных в п. 82 настоящих Рекомендаций, с обоснованием их применения). При ссылке на пп. "а" п. 1 ст. 15 Закона пояснительная записка должна содержать сведения о том, в чем состоит расхождение между положениями договора и российским законом. Если ратификация договора сопровождается оговорками, заявлениями, возражениями против оговорок, сделанных другими участниками договора, в пояснительной записке излагается их обоснование и цель;

84.1.6. финансово-экономическое обоснование предложения о ратификации. Содержит сведения о расходах, которые повлечет реализация договора (данный документ подготавливается и в тех случаях, когда реализация договора расходов не повлечет);

84.1.7. перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием федерального закона о ратификации признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию. Содержит перечень соответствующих законов и подзаконных актов. При отсутствии актов, подлежащих отмене, изменению или принятию, в перечень включается соответствующее указание;

84.1.8. заверенную копию официального текста договора на русском языке <9>. Если аутентичного текста договора на русском языке не существует, в комплект документов включается заверенная копия официального текста договора на одном из иностранных языков, а также заверенный перевод договора на русский язык. Заверение перевода текста договора на русский язык осуществляется юридической службой или службой международных связей федерального органа исполнительной власти, который готовит предложение о ратификации договора. Заверение осуществляется путем проставления надписи "Копия верна" (для копии официального текста) или "Перевод верен" (для перевода) на последней странице текста или ее оборотной стороне, скрепляемой гербовой печатью и подписью руководителя соответствующей службы или его заместителя (с указанием фамилии, имени, отчества и должности). Заверение должно обеспечивать невозможность замены листов текста документа. Копия официального текста договора на русском языке или на иностранном языке для целей его внесения на ратификацию заверяется Правовым департаментом МИД России непосредственно перед представлением в Правительство или Президенту согласованного в установленном порядке пакета документов. На стадии разработки и согласования пакета документов о ратификации копия официального текста договора не заверяется и в головное ведомство не направляется;

--------------------------------

<9> О порядке заверения федеральными органами исполнительной власти копий официальных текстов международных договоров см. циркулярное письмо МИД России от 17 ноября 1994 г. N 3633 (копия прилагается).

84.1.9. материалы согласования подготовленного предложения с заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями. Материалы согласования включают письмо о согласовании и завизированные проекты постановления Правительства и федерального закона, а также заключения Минюста России на проекты нормативных актов (постановления Правительства и федерального закона), входящие в комплект документов;

84.2. для предложений, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство для последующего представления Президенту (в случаях, когда подлежащее представлению Президенту предложение о ратификации договора требует предварительного рассмотрения его Правительством):

84.2.1. проект сопроводительного письма Председателю Правительства. В сопроводительном письме указывается основание представления соответствующего предложения (п. 2 ст. 16, п. 4 ст. 20, п. 4 ст. 21 Закона), приводятся краткие сведения о содержании представляемого предложения и его согласовании. Сопроводительное письмо подписывается Министром иностранных дел (место для его подписи расположено слева) и руководителем федерального органа исполнительной власти, который инициировал предложение о подписании договора (место для подписи расположено справа).

84.2.2. проект постановления Правительства о представлении Президенту предложения о внесении договора на ратификацию в Государственную Думу. Во вводной части проекта делается ссылка на положение Закона, на основании которого принимается решение (п. 3 ст. 16, ст. 20, ст. 21 Закона);

84.2.3. проект заключения Правительства на проект федерального закона о ратификации. Готовится во всех случаях, в том числе не подпадающих под часть 3 статьи 104 Конституции. Данный проект подлежит обязательному согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России и Минюстом России.

84.2.4. проект письма Председателя Правительства Президенту. В нем указываются основание представления предложения (п. 2. ст. 16, ст. 20, ст. 21 Закона) и краткие сведения о его содержании;

84.2.5. проект распоряжения Президента о назначении его официального представителя при рассмотрении палатами Федерального Собрания вопроса о ратификации договора;

84.2.6. проект письма Президента Председателю Государственной Думы. В него включается ссылка на основание внесения законопроекта - статью 86 Конституции;

84.2.7. документы, указанные в п.п. 84.1.4 - 84.1.9 настоящих Рекомендаций.

85. Документы, указанные в п.п. 84.1 или 84.2 настоящих Рекомендаций, за исключением материалов согласования (п. 84.1.9 настоящих Рекомендаций) направляются на согласование в МИД России, другие заинтересованные федеральные органы государственной власти и организации. Предложение о ратификации договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, согласовывается с органами государственной власти такого субъекта.

86. Перед направлением документов на согласование в МИД России в головном ведомстве производится считка текста договора на русском языке и на иных языках, если тексты на них включаются в пакет о ратификации. Акт считки, оформляемый в соответствии с п. 63 настоящих Рекомендаций, должен содержать исчерпывающий перечень ошибок (опечаток), обнаруженных в тексте договора, либо подтверждение отсутствия таковых. Акт считки направляется в МИД России при направлении на согласование пакета о ратификации. На основании акта считки МИД России предпринимает действия, предусмотренные международным правом, необходимые для исправления допущенных ошибок. Документы, подтверждающие исправление ошибок, впоследствии включаются в заверенную копию договора.

87. После согласования с заинтересованными органами и организациями предложение о ратификации направляется на заключение в Минюст России в составе документов, указанных в п.п. 84.1 или 84.2 настоящих Рекомендаций, включая материалы согласования (п. 84.1.9 настоящих Рекомендаций).

88. После согласования предложения с заинтересованными федеральными органами власти и организациями и получения положительного заключения Минюста России руководитель федерального органа исполнительной власти, подготовившего предложение, а в его отсутствие - лицо, исполняющее его обязанности, подписывает сопроводительное письмо, визирует прилагаемые к нему документы (за исключением материалов согласования, заверенных копий договора и его перевода). Документы направляются в МИД России для представления, соответственно, Президенту или в Правительство.