6 Сбор, преобразование и анализ исходных данных

6.1 В организации должен быть организован регулярный сбор исходных данных для определения значений выбранных ПРЭД.

Такие данные, как минимум, должны представляться подразделениями организации систематически с частотой, соответствующей периодичности ОРД.

6.2 Сбор данных должен включать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения, выборки и предоставления данных и информации.

6.3 Для ОРД в организации могут быть использованы:

а) собственные данные (отчеты подразделений):

1) результаты мониторинга и измерений, опросов и наблюдений, в том числе результаты производственного контроля за соблюдением требований охраны труда;

2) записи, предусмотренные системой управления охраной труда и/или производственные записи (протоколы);

3) записи о закупках и записи об организации подрядных работ;

4) отчеты по проверкам (внутреннему аудиту);

5) записи об образовании и обучении вопросам охраны труда;

6) финансовые и бухгалтерские записи;

7) и другое;

б) данные из других источников:

1) предписания и отчеты органов государственного управления, надзора и контроля;

2) акты расследования несчастных случаев, причин инцидентов и аварий, профессиональных заболеваний;

3) отчеты по экспертизе условий труда;

4) научные отчеты и исследования по проблемам охраны труда;

5) данные от подрядных организаций;

6) данные от общественных объединений;

7) и другое.

6.4 Сбор данных должен быть осуществлен по методикам, гарантирующим, что получаемые данные по типу и качеству <*> подходят для использования при ОРД.

--------------------------------

<*> Под "качеством данных" понимается совокупность свойств данных, обеспечивающих их пригодность для решения определенных задач (например, точность, полнота, адекватность, непротиворечивость, защищенность и др.)

Для повышения объективности результатов ОРД собранные данные должны быть проанализированы на предмет их достоверности. Для этого должны быть рассмотрены качество данных, их значимость, адекватность и полнота.

6.5 Собранные данные должны быть проанализированы и преобразованы в информацию, описывающую результативность и эффективность деятельности организации в области охраны труда в виде ПРЭД.

Преобразование данных для индикации (расчета) ПРЭД может быть проведено с использованием методов математической обработки, расчетов, экспертных оценок, статистических методов и/или графических средств (приложение В).

При определении ПРЭД должно быть четкое представление о преобразовании данных и о сделанных допущениях.

6.6 Формирование ПРЭД на основании представленных исходных данных, как правило, осуществляется службой охраны труда организации.

6.7 Для определения тенденций улучшения или ухудшения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда информация о ПРЭД должна рассматриваться и сравниваться с установленными в организации КРЭД.

6.8 Полученная по результатам сопоставления ПРЭД с КРЭД информация позволяет:

- оценить результаты деятельности в области охраны труда;

- судить о том, как функционирует система управления охраной труда;

- определить соответствие системы управления охраной труда национальному законодательству в области охраны труда и другим требованиям, с которыми организация согласилась и приняла на себя (например, требованиями заключенных подрядных договоров), а также продемонстрировать такое соответствие;

- определить, были ли своевременно и полностью реализованы все планируемые мероприятия в области охраны труда и достигнуты ли цели по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.230, подпункты 4.8 и 4.9);

- убедиться, что мероприятия по управлению рисками внедрены и поддерживаются на должном уровне, а также выявить возможности совершенствования процедур управления рисками (согласно ГОСТ 12.0.230, пункт 4.10.1);

- содействовать осуществлению процедур управления рисками путем обеспечения обратной связи для всех участвующих в реализации мер по управлению сторон (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.6);

- сделать выводы о сбоях и упущениях в системе управления охраной труда, исходя из анализа несоответствий в мерах по управлению рисками, наблюдаемых опасных происшествиях и случаев ухудшения здоровья (согласно ГОСТ 12.0.230 подраздел 4.12);

- выявить тенденции изменения состояния и условий охраны труда, тенденции изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, определить возможности и/или выработать рекомендации по повышению результативности и эффективности всей деятельности организации;

- определить области деятельности, в которых необходимо выполнить корректирующие действия для обеспечения соответствия фактической результативности и эффективности установленным КРЭД (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.13);

- использовать ее при проведении анализа системы управления охраной труда со стороны руководства организации (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.14);

- обеспечить основу для постоянного улучшения (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.16), в том числе определить пути экономии ресурсов или другие (в том числе финансовые) выгоды;

- обеспечить мотивацию повышения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.