4 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда

4.1 Оценку результатов деятельности в области охраны труда (ОРД) проводят с целью выяснения текущего состояния в области охраны труда и тенденции его изменения со временем, достижений и упущений организации в области охраны труда, а также в целях сравнения деятельности различных субъектов деятельности (организаций или подразделений).

Результаты деятельности организации в области охраны труда оценивают как с позиции результативности этой деятельности (т.е. степени достижения целей и задач) так и с позиции эффективности этой деятельности (т.е. оптимальности затраченных ресурсов), в том числе выраженной в стоимостной форме.

4.2 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда представляет собой упорядоченную совокупность (последовательность) постоянных процедур, осуществляемых по типичной модели управления (см. рисунок 1):

а) Планирование - выбор показателей для оценки результатов деятельности (из числа существующих показателей и/или разработка и внедрение новых показателей).

Организация должна использовать подходящие методы контроля процедуры планирования. Выбор показателей для ОРД должен осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена возможность определить и продемонстрировать способность элементов системы управления охраной труда достигать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты из-за тех или иных упущений, то должны быть предприняты необходимые коррекции и корректирующие действия по ГОСТ 12.0.230 (подраздел 4.15).

б) Выполнение:

1) сбор данных и информации, относящихся к выбранным показателям по установленным формам отчетности;

2) анализ и преобразование данных (включая их редукцию) в показатели, описывающие результаты деятельности организации в области охраны труда в соответствии с установленными методиками и критериями;

3) оценка показателей и иной информации, описывающих результаты деятельности в сравнении с критериями результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД);

4) подготовка отчета и передача информации о результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

в) Проверка и действие - анализ и совершенствование процедур ОРД.

┌────────────────────────────────────────────────────┐

│ ПЛАНИРОВАНИЕ │

│ Планирование оценки результатов деятельности │

┌────────>│ ┌──────────────────────────────────────────────┐ ├────────┐

│ │ │ Выбор показателей для оценки деятельности │ │ │

│ │ └──────────────────────────────────────────────┘ │ │

│ └────────────────────────────────────────────────────┘ │

│ \/

│ ┌──────────────────────────────────────────────────┐

│ │ ВЫПОЛНЕНИЕ │

│ │ Использование данных и информации │

│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │

│ │ │ Сбор данных │ │

│ │ └────────────────┬────────────────┘ │

│ │ Данные ├────────────────────────>┐ │

│ │ │ │ │

│ │ \/ │ │

│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │

│ │ │ Преобразование и анализ данных, │ │ │

│ │ │ включая показатели │ │ │

│ │ └────────────────┬────────────────┘ │ │

│ │ Информация ├────────────────────────>│ │

│ │ │ │ │

│ │ \/ │ │

│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │

│ │ │ Оценка информации │ │ │

│ │ └────────────────┬────────────────┘ │ │

│ │ Результаты │<────────────────────────┘ │

│ │ │ │

│ │ \/ │

│ │ ┌─────────────────────────────────┐ │

│ │ │ Отчетность и распространение │ │

│ │ │ информации │ │

│ │ └─────────────────────────────────┘ │

│ └────────────────────────────────────────────────┬─┘

│ │

│ ┌────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ │ ПРОВЕРКА И ДЕЙСТВИЕ │ │

└─────────┤ Анализ и совершенствование оценки результатов │<───────┘

│ деятельности │

└────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 1 - Оценка результатов деятельности в области

охраны труда

4.3 При планировании проведения ОРД необходимо учитывать:

- текущую и планируемую производственную и хозяйственную деятельность организации;

- организационную структуру;

- соответствие политике, целям, принятым в организации регламентам и стандартам;

- опасности и риски, которые могут контролироваться и на которые можно повлиять;

- информацию, необходимую для выполнения законодательных и прочих требований;

- информацию о результатах проверок, осуществляемых органами государственного управления, надзора и контроля;

- интересы заинтересованных сторон (в том числе органов государственного управления, надзора и контроля, а также подрядных организаций);

- информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов деятельности в области охраны труда;

- необходимость периодического (как правило, ежегодного) сопоставления информации, относящейся к деятельности в области охраны труда;

- данные научных исследований, общую стратегию деловой активности (бизнеса), культурные и социальные факторы;

- прочее.

4.4 ОРД должна быть основана:

а) на результатах проведения внешних и внутренних проверок (аудитов) системы и оценке результативности ее процедур;

б) результатах проверки деятельности организации специально уполномоченными органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда;

в) информации об имевших место происшествиях, заболеваниях, несчастных случаях и авариях, и результатах выполнения мероприятий по ликвидации их последствий;

г) результатах выполнения мероприятий, предусмотренных:

1) планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

2) планом мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда;

3) планами подготовки руководящего состава и специалистов организации в области охраны труда;

4) иными планирующими документами в области охраны труда;

д) оценке степени достижения целей по охране труда, установленных в соответствии с политикой организации в области охраны труда;

е) результатах адаптации и интегрирования системы управления охраной труда с другими системами управления, внедренными в организации (при их наличии).

4.5 ОРД также следует проводить с учетом:

- опыта совершенствования управления деятельностью по охране труда в соответствии с требованиями национального законодательства;

- рекомендаций партнеров, инвесторов, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в области охраны труда;

4.6 Руководством организации в рамках функционирования системы управления охраной труда должны быть предусмотрены финансовые, материальные, людские и временные ресурсы, необходимые для проведения ОРД.

4.7 Методология и процедуры ОРД должны соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОРД должна быть экономически оправданной и представлять собой специальный вид деятельности, который регулярно и на постоянной основе осуществляется в организации.

4.8 В зависимости от возможностей и ресурсов организации ОРД может затрагивать только отдельные элементы (аспекты) деятельности в области охраны труда, обладающие, по мнению руководства, наибольшим приоритетом. Со временем такие элементы (аспекты) деятельности должны быть расширены.

4.9 Линейные руководители играют ключевую роль в процедурах ОРД. Те из них, кто несет персональную ответственность за проведение ОРД, должны обладать необходимой компетентностью в данном вопросе.

4.10 При расчете эффективности мероприятий по охране труда с позиций экономических показателей следует учитывать то, что экономическая эффективность может быть подсчитана или оценена различными методами. Общая экономическая эффективность от поддержания работ по охране труда на должном уровне оценивается с помощью суммарного полученного продукта за счет улучшения условий труда, а также суммарного предотвращенного ущерба за счет сокращения случаев утраты трудоспособности. Суммарный предотвращенный ущерб равен сумме недополученного из-за утраты трудоспособности продукта и стоимости расходов по социальному обеспечению пострадавшего или оставшихся без кормильца иждивенцев.

Экономическая эффективность может быть оценена как интегрально на основе тех или иных экономических макропоказателей, так и детально на основе микроэкономических расчетов.