Д. Описание алгебраической системы

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подразделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

Д. Описание алгебраической системы.

Д 1. В этом описании "фигура" означает какую-либо фигуру помимо пешки.

Д 2. Каждая фигура обозначается первой буквой (заглавной) ее названия. Например: K = король, Q = ферзь, R = ладья, B = слон, N = конь (в случае коня для удобства используется N).

Д 3. В качестве первой буквы названия фигуры каждый участник может использовать первую букву ее названия обычно принятого в его стране.

Примеры: F = fou (французское слово для обозначения слона), L = loper (голландское слово для обозначения слона). В печатных периодических изданиях для обозначения фигур рекомендуется использовать их символы.

Д 4. Пешки не обозначаются своей первой буквой, а распознаются по отсутствию такой буквы. Примеры: e5, d4, a5 (Рисунок 19.33).

Рисунок 19.33

Обозначение фигуры

00000124.png

Д 5. Восемь линий шахматной доски (идущих слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются малыми буквами: соответственно, a, b, c, d, e, f, g, h.

Д 6 Восемь горизонталей на шахматной доске (снизу вверх - или от белых фигур к черным - для белых и сверху вниз - или от черных фигур к белым - для черных) нумеруются, соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Следовательно, в начальном положении белые фигуры и пешки помещаются, соответственно, на первой и второй горизонталях, а черные фигуры и пешки, соответственно, на восьмой и седьмой.

Д 7. Как следствие предыдущих правил, каждое из шестидесяти четырех полей неизменно обозначается единственным сочетанием буквы и цифры.

Д 8. Каждый ход фигуры указывается (а) первой буквой названия данной фигуры и (б) полем, на которое она ставится. Черта между (а) и (б) не ставится.

Примеры: Be5, Nf3, Rd1.

В случае пешек указывается только поле, на которое они ставятся.

Примеры: e5, d4, a5.

Д 9. Когда фигура совершает взятие, символ x ставится между (а) первой буквой названия данной фигуры и (б) полем, где совершено взятие. Примеры: B x e5, N x f3, R x d1.

Когда взятие делается пешкой, то надо указать с какой линии делается взятие, затем вставить знак x и затем указать поле, на котором делается взятие. Примеры: d x e5, g x f3, a x b5. В случае взятия на проходе поле, на котором совершается взятие указывается как то, на которое окончательно ставится берущая пешка и к записи добавляется "e. p" Пример: e x d6 e.p.

Д 10. Если на одно и то же поле могут пойти две одинаковых фигуры, фигура, делающая ход, обозначается следующим образом:

1. Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали, то при помощи (а) первой буквы названия фигуры, (б) линии поля, с которого ходит фигура, и (в) поле, на которое она ходит;

2. Если обе фигуры находятся на одной и той же линии, то при помощи (а) первой буквы названия фигуры, (б) горизонтали поля, с которого ходит фигура и (в) поле, на которое она ходит.

3. Если эти фигуры находятся на разных горизонталях и линиях, то предпочтителен метод, описанный в пункте 1.

В случае взятия необходимо вставить символ x между (б) и (в).

Примеры:

Имеется два коня - на полях g1 и e1 - и один из них ходит на поле f3: либо Ngf3, либо Nef3, в зависимости от того, что имеет место.

Имеется два коня - на полях g5 и g1 - и один из них ходит на поле f3: либо N 5f3, либо N 5f3, либо N1f3, в зависимости от того, что имеет место.

Имеется два коня - на полях h2 и в4 - и один из них ходит на поле f3: либо Nhf3, либо Ndf3, в зависимости от того, что имеет место.

Если на поле f3 производится взятие, записи в предыдущих примерах изменяются путем вставки знака x: 1) либо Ng x f3, либо Ne x f3, либо Ne x f3, 2) либо N5 x f3, либо N1 x f3, либо Nd x f3, в зависимости от того, что может иметь место.

Д 11. Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку противника, то та пешка, которая ходит, указывается (а) буквой, обозначающей горизонталь ее нахождения, (б) знаком x, (в) полем назначения. Пример: Если на полях c4 и e4 находятся белые пешки, а на поле d5 черная пешка или фигура, то запись хода белых будет c x d5 или e x d5, в зависимости от того, что может иметь место.

Д 12. В случае превращения пешки - указывается фактический ход пешки, за которым сразу же указана первая буква названия новой фигуры.

Примеры: d8 Q, f8N, b1B, g1R.

Д 13. Предложение ничьей должно отмечаться знаком (=).

Существенные используемые сокращения:

0 - 0

рокировка с ладьей h1 или ладьей h8 (короткая рокировка)

0 - 0 - 0

рокировка с ладьей a1 или ладьей a8 (длинная рокировка)

x

взятия

+

шах

+ + или #

мат

e.p.

взятие на проходе

Примерная партия: 1. e4 e5 2. Nf3 Nf6 3. d4 e x d4 4. e5 Ne4 5. Q x d4 d5 6. e x d6 d5 6. e x d6 e.p. N x d6 7. Bg5 Nc6 8. Qe3 + Be7 9. Nbd2 0 - 0 10. 0 - 0 - 0 Re8 11. Kb1 (=).

Данные правила являются дополнением к правилам по шахматам. Они позволяют спортсменам с нарушением зрения принимать участие в соревнованиях по шахматам, как среди зрячих спортсменов, так и среди инвалидов по зрению.