1. Общие положения

1. Общие положения.

В соответствии со статьей 93 Федерального закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.

Одним из эффективных методов получения информации о состоянии и качестве системы образования является проведение мониторинга системы образования. Мониторинг системы образования - это законодательно регламентированная деятельность Рособрнадзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований.

Результаты мониторинга системы высшего образования в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства в сфере образования эффективно использовались Рособрнадзором при принятии управленческих решений в отношении образовательных организаций, выступают дополнительной информационной платформой при проведении процедур государственного контроля и надзора, а также учитываются при формировании ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц.

В целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 97 Федерального закона об образовании и Правилами осуществления мониторинга системы образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662, в ноябре 2016 года проведен мониторинг системы высшего образования в отношении образовательных организаций высшего образования, имеющих действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности и функционирующий (работающий) официальный сайт в сети "Интернет".

Надзор за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлялся в части соблюдения требований:

по размещению на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновлению информации об образовательной организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582;

к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785;

по внесению сведений в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755.

В результате проведения мониторинга были выявлены нарушения:

в части соблюдения требований по внесению сведений в ФИС ГИА и приема, в том числе в части предоставления информации об организации и проведении приемной кампании - у 98% образовательных организаций высшего образования (далее - образовательная организация, организация) (в 2015 году - у 93%);

в части соблюдения требований по размещению на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт организации) и обновлению информации об образовательной организации - у 85% (в 2015 году - у 93%) проанализированных образовательных организаций высшего образования выявлены нарушения, а у 17% (в 2015 году - 28,5%) этих нарушений - более 30%.

На основе данных, предоставленных из ФИС ГИА и приема, были выявлены следующие нарушения: отдельными организациями в ФИС ГИА и приема не представлены сведения о результатах вступительных испытаний, о количестве мест для приема, о заявлениях о приеме, о контрольных цифрах приема на обучение, о минимальном количестве баллов единого государственного экзамена, необходимых победителям и призерам олимпиад для использования особого права на поступление, об особых правах, предоставленных поступающим при приеме, о лицах, зачисленных в образовательную организацию (приказы о зачислении), о квотах целевого приема на обучение, о квоте приема лиц, имеющих особое право, правила приема и др.

Практически каждой образовательной организацией нарушаются те или иные требования по организации и проведению приемной кампании. Более 50% нарушений отмечено у 17% образовательных организаций, у 20% зафиксировано 20 и менее процентов нарушений. Наибольшее количество нарушений отмечается в части предоставления сведений о результатах вступительных испытаний (58,7% организаций).

Отдельно были проанализированы сроки проведения приемной кампании в образовательных организациях. Анализ позволил выявить несоблюдение сроков начала/окончания/проведения приемной кампании (несоответствие фактической даты и даты, установленной в нормативных правовых актах) более чем у 30% образовательных организаций.

В соответствии с приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 на официальном сайте образовательной организации должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации". По результатам мониторинга официальных сайтов образовательных организаций данный раздел отсутствует на сайтах 8% (в 2015 году - 26%) образовательных организаций. Обеспечили наличие альтернативной версии официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" для слабовидящих 77% (в 2015 году - 57%) организаций.

Наиболее распространенные нарушения в части размещения на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования требуемых законодательством сведений - это отсутствие копий предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования (или информации об их отсутствии), о результатах приема, перевода, восстановления и отчисления студентов и др.

Копии отдельных локальных нормативных актов отсутствуют у 14% (в 2015 году - 39%) организаций. Зачастую на официальных сайтах организаций отсутствуют копии порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллективного договора.

Правила приема на 2017/18 учебный год не размещены на официальных сайтах 37% образовательных организаций.

У 12% (в 2015 году - 15%) организаций отсутствует на официальном сайте информация о федеральных государственных образовательных стандартах и/или об образовательных стандартах, у 5% (в 2015 году - 7%) - копии устава образовательной организации, у 10% (в 2015 году - 19%) - информация о реализуемых образовательных программах.

На официальных сайтах 15% (в 2015 году - 25%) организаций в неполном объеме представлена информация о персональном составе педагогических работников. Чаще всего на официальных сайтах организаций не указываются сведения о повышении квалификации, о стаже работы, о базовом образовании педагогических работников, о преподаваемых дисциплинах.

Несоблюдение требований о размещении и актуализации на официальных сайтах организаций информации об образовательной организации приводит к ненадлежащему информированию абитуриентов и их родителей и нарушению прав и законных интересов последних в сфере высшего образования. Это относится и к информации о созданных в образовательной организации условиях для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

У 63% (в 2015 году - 37,7%) организаций на официальном сайте представлена информация об обеспечении материально-технических условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания (в том числе информация о наличии пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов).

Наличие базы данных электронного каталога (регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами) отмечено у 53,5% образовательных организаций.

Результаты мониторинга официальных сайтов образовательных организаций высшего образования, проведенного в 2016 году, подтвердили наметившуюся в 2015 году положительную тенденцию соблюдения организациями требований законодательства.

По итогам проведенного мониторинга на официальном сайте Рособрнадзора размещено письмо в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, "О результатах мониторинга системы высшего образования" для проведения анализа официальных сайтов образовательных организаций, а также информации, направляемой в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и принятия соответствующих мер по устранению выявленных нарушений.

Отчет о результатах мониторинга системы образования направлен в Минобрнауки России для подготовки доклада в Правительство Российской Федерации.

По запросу Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, в Экспертное управление Президента Российской Федерации была направлена информация о проверочных мероприятиях, проведенных Рособрнадзором, по соблюдению образовательными организациями высшего образования требований федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Был проведен мониторинг официальных сайтов образовательных организаций высшего образования в части обеспечения информационной открытости их деятельности, направленной на создание условий лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Данное мероприятие проводилось Рособрнадзором по следующим показателям:

наличие на сайте образовательной организации информации о материально-технических условиях, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов);

наличие версии официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению);

наличие информации об условиях приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в правилах приема в образовательные организации высшего образования на 2016/17 учебный год.

По результатам проведенного мониторинга на официальном сайте Рособрнадзора были размещены письма в адрес руководителей образовательных организаций о выявленных нарушениях и необходимости немедленного размещения требуемой информации в целях обеспечения прав на получение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 13.07.2016 N ДМ-П8-4171 об обеспечении проведения проверки соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, требований, установленных статьей 56 Федерального закона об образовании, при проведении целевого приема на обучение, по запросу Рособрнадзора учредителями образовательных организаций представлена информация об установлении в 2016 году квот целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В результате был определен перечень образовательных организаций, в отношении которых необходимо провести проверки соблюдения требований, установленных статьей 56 Федерального закона об образовании, при проведении целевого приема на обучение, в который включены более 500 образовательных организаций.

На основании поручения и в соответствии с Федеральным законом о защите прав юридических лиц издан приказ Рособрнадзора "О проведении внеплановых проверок соблюдения образовательными организациями высшего образования требований законодательства Российской Федерации в сфере образования", а также сформирован график проведения проверок.

Информация о первых результатах проведенных контрольно-надзорных мероприятий и выявленных нарушениях, допускаемых, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями или хозяйственными обществами, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, заключившими с гражданами договор о целевом обучении, направлялась Рособрнадзором в Правительство Российской Федерации и Минобрнауки России.

В соответствии с поручением поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 21.01.2016 N ОГ-П8-222 и на основании приказов Рособрнадзора о проведении внеплановых проверок образовательных организаций высшего образования в 2016 году была продолжена работа по проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций высшего образования и филиалов, выполнивших по итогам мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2015 года менее 4 показателей или не представивших информацию для проведения мониторинга эффективности.

В ходе проверок практически во всех образовательных организациях, признанных неэффективными по результатам мониторинга, или не участвовавших в мониторинге, были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований и требований к содержанию и качеству подготовки выпускников.

Информация о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях и принятых по их результатам мерах ежеквартально направлялась в Минобрнауки России для подготовки доклада в Правительство Российской Федерации.

Всего в 2016 году проведено 639 проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования (338 документарных проверок и 301 выездная проверка), из них 500 внеплановых проверок в отношении 414 образовательных организаций.

В 2015 году проведено 1116 проверок по государственному контролю (надзору) в сфере образования (528 документарных проверок и 588 выездных проверок), из них 711 внеплановых проверки в отношении 549 образовательных организаций.

Ниже приведена диаграмма, отражающая количество проведенных проверок в отношении образовательных организаций в 2016 году и в 2015 году.

00000001.jpg