2. Федеральный государственный надзор за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования; основные виды выявленных нарушений

2. Федеральный государственный надзор за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования; основные виды выявленных нарушений.

В части надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлена 471 проверка (в первом полугодии - 222, во втором полугодии - 249). В 2015 году - 661 (в первом полугодии - 276, во втором полугодии - 385).

Наиболее распространенными нарушениями, выявленными в результате проверок, проведенных в 2016 году, являлись следующие нарушения:

1) Федерального закона об образовании:

расписание занятий не предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся;

образовательная организация не предоставляет безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся;

организация не создала условий для систематического повышения профессионального уровня преподавателей;

организация не создала условий для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

организация не направляет педагогических работников для прохождения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с трудовым законодательством;

организация не создала условий для прохождения педагогическими работниками в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;

а также статьи 56 указанного Федерального закона:

не во всех договорах о целевом обучении определены меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам в период обучения;

в ряде договоров о целевом обучении отсутствуют обязательства по трудоустройству в соответствии с полученной квалификацией, обязательства по организации учебной, производственной и преддипломной практик;

в рамках целевой квоты принимаются на обучение по образовательным программам высшего образования граждане, заключившие договоры о целевом обучении, в отсутствие договоров о целевом приеме;

допущено заключение договоров о целевом обучении с организациями, не предусмотренными Федеральным законом об образовании, и без определения такими организациями списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме;

2) Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 N 1076:

договоры о целевом приеме заключались с хозяйственными обществами, в уставном капитале которых не присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

образовательные организации в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме не сообщают органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме;

проект договора о целевом приеме направляется в образовательную организацию без списка граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме;

в образовательных организациях договоры о целевом обучении в 2016 году заключены после начала целевого приема, либо не имеют даты и/или номера регистрации документа;

несовершеннолетние граждане заключали договор о целевом обучении без письменного согласия родителей (законных представителей);

3) Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706:

в договорах на оказание платных образовательных услуг не указываются: полная стоимость образовательных услуг; вид и уровень образовательной программы; вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им части образовательной программы; права заказчика и обучающегося;

локальный акт образовательной организации предусматривает оплату: повторной процедуры защиты дипломного проекта; повторного прохождения итоговой государственной аттестации; оплату за пересдачу экзаменов и зачетов;

локальный акт образовательной организации допускает увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора на величину, превышающую уровень инфляции, предусмотренный основными характеристиками федерального бюджета на плановый период;

в договорах об оказании платных образовательных услуг предусмотрено право исполнителя на изменение стоимости обучения по иным факторам, кроме увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

4) Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293:

организацией не определены порядок формирования и регламент деятельности аттестационных комиссий;

5) Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 N 749:

заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность не предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности;

на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт организации) информация об объявлении конкурса с перечнем вакантных должностей педагогических работников размещается менее чем за два месяца до даты его проведения;

руководитель организации (уполномоченное им лицо) на сайте организации не объявляет фамилии и должности педагогических работников, у которых в следующем учебном году истекает срок трудового договора, не позднее двух месяцев до окончания текущего учебного года;

объявление о проведении конкурса на сайте организации не содержит сведении о квалификационных требованиях по должностям педагогических работников, о месте (адресе) приема заявлений для участия в конкурсе, месте проведения конкурса и дате его проведения;

к конкурсу допускались претенденты, не представившие все установленные документы, а также претенденты, представившие документы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к соответствующей должности;

организацией не определены регламент деятельности коллегиального органа образовательной организации и процедура избрания по конкурсу на должности педагогических работников;

6) Порядка проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.09.2016 N 937:

положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, ее состав и порядок работы не размещены на сайте организации;

в состав конкурсной комиссии организации не включены ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля;

7) Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147:

на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде не размещена обязательная информация или представлена не в полном объеме;

приемной комиссией образовательной организации не обеспечено функционирование официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение;

правилами приема в организацию не определены: сроки начала и завершения приема документов по заочной форме обучения; срок завершения проводимых самостоятельно вступительных испытаний; срок зачисления на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг; перечень учитываемых индивидуальных достижений поступающих и порядок их учета;

в программах вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, не установлены шкала оценивания и минимальное количество баллов для каждого вступительного испытания;

в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе отсутствуют пандусы, подъемники, поручни, расширенные дверные проемы);

правилами приема на обучение в образовательную организацию установлены преимущественные права на зачисление, не предусмотренные порядком приема;

8) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367:

в учебных планах не предусмотрено формирование обязательных компетенций;

имеются несоответствия в указании формируемых компетенций в рабочих программах дисциплин и учебном плане по основной образовательной программе;

в рабочих программах учебных дисциплин отсутствуют: перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю); перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

в программе учебной практики основной образовательной программы отсутствуют: указание объема практик в зачетных единицах; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем;

организацией не установлен срок начала учебного года по заочной форме обучения;

информация об основной образовательной программе не размещена организацией на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

отсутствует локальный акт организации, устанавливающий порядок обеспечения возможности освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей);

отсутствуют индивидуальные учебные планы для обучающихся, осваивающих образовательную программу по ускоренному обучению;

фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся, входящие в рабочие программы дисциплин, а также программы практики не включают в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций;

фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации не включает в себя методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы;

отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по реализуемым образовательным программам;

9) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1259:

информация о реализуемых в организации программах аспирантуры не размещена на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

не разработан локальный нормативный акт организации, устанавливающий порядок освоения факультативных и элективных дисциплин (модулей);

в основной образовательной программе высшего образования - программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре отсутствуют рабочие программы дисциплин, оценочные средства по дисциплинам, программа научно-производственной практики;

организацией при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации не разработаны программы практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры;

в рабочих программах дисциплин не определены навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения программы аспирантуры;

не разработаны индивидуальные учебные планы, сформированные на основе учебного плана программы аспирантуры (адъюнктуры) для каждого обучающегося, который обеспечивает освоение программы аспирантуры (адъюнктуры) на основе индивидуализации ее содержания и (или) графика обучения с учетом уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося;

не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий формы, систему оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся;

10) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499:

в программах повышения квалификации отсутствуют сведения об итоговой аттестации слушателей;

в программах профессиональной переподготовки, программах повышения квалификации не указан уровень образования лиц, допущенных к освоению дополнительных профессиональных программ;

в структуре программ не представлена характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

содержание программ не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;

в структуре дополнительных профессиональных программ отсутствуют: календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия в части отсутствия требований к кадровому обеспечению;

в организации отсутствуют дополнительные профессиональные программы, разработанные и утвержденные организацией, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование;

в структуре программы повышения квалификации отсутствует перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;

в организации освоение дополнительных профессиональных программ не завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией;

11) Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008:

в дополнительных общеобразовательных программах организацией не определены сроки обучения;

организацией не разработаны индивидуальные учебные планы для реализации дополнительных общеобразовательных программ;

организацией не обновляются ежегодно дополнительные общеобразовательные программы;

организацией не определены формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся;

организацией не определен порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы;

в организации отсутствуют локальные нормативные акты, определяющие количество учащихся, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в зависимости от направленности дополнительных общеобразовательных программ;

в организации отсутствует локальный нормативный акт, определяющий возможность получения дополнительного образования на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой;

12) Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного приказом Минобразования России от 24.02.1998 N 501:

в личных делах обучающихся отсутствуют выписка из приказа о переходе студента с одной основной образовательной программы по специальности или направлению подготовки на другую (в том числе с изменением формы обучения);

в личных делах, отчисленных из организации в порядке перевода в другую образовательную организацию, отсутствуют студенческий билет и зачетная книжка;

в организации отсутствуют документы о проведении аттестации при переводе студентов из одной организации в другую;

в приказах о зачислении отсутствуют записи "Зачислен в порядке перевода из... вуза, на... специальность (направление), на... курс, на... форму обучения", записи об утверждении индивидуального учебного плана студента;

13) Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383:

в составе основной профессиональной образовательной программы отсутствуют программы практик;

программы практик основных профессиональных образовательных программ не включают в себя фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

программы практик основных профессиональных образовательных программ не содержат указание на форму проведения практики, перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики;

программы преддипломной практики основных профессиональных образовательных программ не предусматривают согласование руководителем практики от профильной организации индивидуального задания, содержания и планируемых результатов практики, а также составление руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации совместного рабочего графика (плана) проведения практики;

в приказах о направлении на практику не указывается способ проведения практики;

в образовательной организации отсутствуют:

рабочие графики (планы) проведения практик обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

индивидуальные задания, выполняемые в период практики, для обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

распорядительные акты организации о направлении на практику обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования;

сведения о назначении руководителей практики от предприятий (учреждений, организаций);

согласования индивидуального задания обучающихся, содержания и планируемых результатов со стороны руководителей практик от профильной организации;

документы, подтверждающие назначение руководителя (руководителей) практик из числа работников профильной организации при проведении практики в профильной организации; согласование руководителями практик от профильной организации индивидуальных заданий, содержания и планируемых результатов практики; проведение инструктажа обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

14) Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636:

в состав государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации включены менее 50 процентов ведущих специалистов - представителей работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности;

организацией не разработан и не утвержден порядок выполнения выпускных квалификационных работ, критерии оценки результатов их защиты; не определены требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственному экзамену;

организацией не созданы апелляционные комиссии;

графиком выполнения магистерской диссертации не предусмотрено ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы;

выпускная квалификационная работа передается в государственную экзаменационную комиссию позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы;

организацией не установлен регламент работы государственной экзаменационной комиссии и апелляционной комиссии;

в протоколах заседания государственной экзаменационной комиссии по приему государственного аттестационного испытания не отражаются перечень заданных обучающемуся вопросов и характеристика ответов на них, мнения председателя и членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося;

протоколы заседаний государственной экзаменационной комиссии не сшиваются в книги;

перед государственными экзаменами не проводится консультирование обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена;

не утвержден перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся;

для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся не закрепляется распорядительным актом организации руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников организации;

не утверждено распорядительным актом расписание государственных аттестационных испытаний, в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний и предэкзаменационных консультаций;

выпускные квалификационные работы по программам специалитета не проходят рецензирование;

в организации не установлен порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе организации, проверки их на объем заимствования;

15) Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112:

в приложениях к дипломам не указана трудоемкость государственной итоговой аттестации, отсутствуют сведения об "общей трудоемкости освоенной программы", об "объеме работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем";

книга регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не прошнурована, не скреплена печатью организации с указанием количества листов;

в книгу регистрации выданных документов об образовании и о квалификации не вносятся обязательные данные, в том числе, в случае получения документа по доверенности;

документы об образовании и (или) квалификации выданы позднее 10 дней с даты издания приказа об отчислении выпускника;

бланки документов об образовании и о квалификации не хранятся как бланки строгой отчетности;

не ведется специальный реестр бланков документов об образовании и о квалификации;

16) Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443:

организация не обеспечила открытость информации о сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения указанной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

в комплекте документов студентов, претендующих на переход с платного обучения не бесплатное, не представлена информация об отсутствии у претендентов дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате за обучение;

в организации отсутствуют документы, определяющие состав, полномочия и порядок деятельности специально создаваемой образовательной организацией комиссии по вопросам перевода с платного обучения на бесплатное;

при принятии решения о переходе/отказе в переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное не учтено мнение совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся и совета родителей (законных представителей);

17) Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2:

при реализации образовательной программы по направлению подготовки лицензиат не доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора;

при реализации образовательной программы лицензиат:

не определил объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

не обеспечил соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам;

18) нарушения Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582, выявлены в большинстве проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в части отсутствия информации (размещение неполной информации) на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По результатам проведенных в 2016 году плановых и внеплановых выездных и документарных проверок возбуждено 177 дел об административном правонарушении (в 2015 году - 508), сумма штрафов составила 2801 тыс. руб.

Выдано 436 предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования.