IV. Актуальные вопросы правоприменительной практики в сферах розничной торговли пищевой продукции, услуг общественного питания, производства пищевой продукции

1) В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях установления соответствия (несоответствия) документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности обязательным требованиям необходимо проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иных видов оценок.

При этом документом, удостоверяющим соответствие (несоответствие) санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств является санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Экспертное заключение, выдаваемое федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, лишь подтверждает проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержит обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.

2) Требования к маркировке товаров бытовой химии определены пунктом 1.4 Подраздела I раздела 5 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 (далее - Единые требования). В соответствии в п. 1.4.2 раздела 5 Единых требований, в потребительскую маркировку включается перечень ингредиентов, входящих в состав товаров бытовой химии. Указания состава входящих в товары бытовой химии ингредиентов Едиными требованиями не предусмотрено.

3) В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Евразийского экономического союза (далее - Союза) Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования. Таким образом, отбор образцов продукции при оценке соответствия продукции требованиям технического регламента Союза проводится в соответствии с правилами, установленными в стандартах, вошедших в перечень стандартов технического регламента Союза. В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" при оценке соответствия подконтрольных товаров Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), используются методы и методики исследования (испытания), включая правила отбора образцов, утвержденные в установленном порядке.

4) В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии действует на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

В соответствии с ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" срок действия декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции требованиям настоящего технического регламента ТС при декларировании соответствия парфюмерно-косметической продукции по схеме Зд составляет не более 5 лет, по схеме бд - не более 7 лет, по схеме 4д устанавливается с учетом срока годности продукции.

При декларировании соответствия парфюмерно-косметической продукции по схемам Зд и бд декларация о соответствии действует до внесения в название этой продукции и (или) рецептуру изменений, приводящих к изменениям показателей безопасности, но не более установленного ТР ТС 009/2011 срока действия.

Правила оформления декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293. Внесение изменений в действующую декларацию указанными Правилами не предусмотрено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845 организацию работ по регистрации деклараций о соответствии в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, регистрацию деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, и по ведению единого реестра деклараций о соответствии и единого реестра сертификатов соответствия осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

Согласно Положению о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 76 "Об утверждении положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза", декларация о соответствии и прилагаемые к ней в соответствии с пунктом 5 Положения документы направляются на регистрацию в орган по сертификации либо в уполномоченный орган (по выбору заявителя).

В связи с этим по вопросам внесения изменений в ранее оформленные декларации о соответствии необходимо обращаться в Федеральную службу по аккредитации.

5) В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5.

Маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать список ингредиентов и особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информацию о предупреждениях, изложенных в приложениях 2 - 5 настоящего технического регламента.

В соответствии со сноской 11 приложения N 2 ТР ТС 009/2011 при использовании салициловой кислоты с соблюдением ограничений, предусмотренных указанным приложением, вынесение предупреждающей информации "не предназначено для использования детьми в возрасте менее 3 лет" необходимо только для продуктов, которые могут использоваться для детей до трех лет и которые контактируют с кожей в течение продолжительного времени.

В соответствии с ТР ТС 009/2011 к детской косметике относится парфюмерно-косметическая продукция, предназначенная для детей в возрасте до 14 лет и имеющая соответствующую информацию в маркировке.

При использовании салициловой кислоты в составе косметической продукции, предназначенной для детей в возрасте до 14 лет, а также в продукции с областью применения для детей и взрослых, производитель обязан предупреждать потребителей об особых мерах предосторожности при ее использовании в соответствии с приложением 2 ТР ТС 009/2011.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 одной из целей принятия технических регламентов является защита жизни и (или) здоровья человека. Таким образом, указание при маркировке парфюмерно-косметической продукции информации об особых мерах предосторожности при использовании продукции, связанное с предупреждением возможного негативного воздействия используемых в производстве данной продукции веществ на организм человека, допустимо и не является введением потребителя в заблуждение.

6) Требования, предъявляемые к маркировке пищевых продуктов, установлены техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, целью которого является предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение.

Согласно пункту 5 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать срок годности пищевой продукции. При этом общие требования к указанию в маркировке срока годности пищевой продукции содержатся в части 4.7 статьи 4 ТР ТС 022/2011, пункт 2 которой допускает, что "в целях указания срока годности пищевой продукции может использоваться слово "годен" с указанием количества суток, месяцев или лет либо при сроке годности до 72 часов слово "годен" с указанием количества часов".

При исчислении срока годности на конкретный товар следует руководствоваться положениями статьи 473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривающей, что "срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию", а также совокупностью взаимосвязанных положений статей 190 - 192 ГК РФ.

7) Право потребителей на информацию о товарах и ее получение в наглядной и доступной форме в целом защищается положениями статей 8, 10, и 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", нормами соответствующих технических регламентов, а в административном порядке - положениями статьи 14.7, части статьи 14.8, статей 14.43 - 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, согласно пункту 1 части 4.12 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), "маркировка пищевой продукции, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка".

При формировании наименования пищевой продукции изготовитель должен учитывать положения части 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011, согласно которой "наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции". При этом "не допускается в наименовании пищевой продукции указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции".

8) Требования, предъявляемые к маркировке пищевых продуктов, установлены техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.

При этом перечень обязательной информации о товаре, которой должна сопровождаться продукция, содержится в части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011.

В то же время согласно пункту 3 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "в маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция".

Учитывая вышеизложенное, указание в маркировке (на этикетке) упакованной пищевой продукции сведений о нормативном документе, в соответствии с которым вырабатывается продукция, осуществляется на добровольной основе, т.е. не носит обязательный характер.

9) Требования, предъявляемые к маркировке пищевых продуктов, установлены техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.

Согласно пункту 7 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "в маркировке пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, указывается наименование и место нахождения импортера".

В вопросах применения ТР ТС 022/2011, также как и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, следует исходить из того, что обязательной стороной по соблюдению соответствующих установленных ими обязательных требований (включая требования к маркировке упакованной пищевой продукции) равно как и заявителям при оценке (подтверждения) соответствия пищевой продукции (см. ст. 22 ТР ТС 021/2011 и ст. 5 ТР ТС 022/2011), изначально является либо изготовитель пищевой продукции, т.е. "организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов", либо импортер, т.е. "резидент государства - члена Таможенного союза, выпускающий в обращение пищевую продукцию на таможенной территории Таможенного союза, поставляемую нерезидентом государства - члена Таможенного союза, и несущий ответственность за соответствие такой продукции требованиям настоящего технического регламента" (см. определения, приведенные в статье 4 ТР ТС 021/2011).

Вышеизложенное в своей совокупности означает, что все вопросы, в том числе касающиеся указания в маркировке соответствующих сведений, предусмотренных пунктом 7 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011, заявитель в области обязательного подтверждения соответствия (изготовитель или импортер) разрешает в процессе проведения им оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции в зависимости от видов продукции, которые являются объектами технического регулирования согласно ТР ТС 021/2011 (см. статью 3 и главу 4 ТР ТС 021/2011).

10) Требования, предъявляемые к маркировке пищевых продуктов, установлены техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (Решение N 881).

Согласно части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения об условиях хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки. Однако учитывая, что в настоящее время не принят специальный технический регламент Таможенного союза на алкогольную продукцию, который бы устанавливал обязательные требования к порядку предоставления информации об условиях хранения алкогольной продукции, то данное обстоятельство (в силу положений подпункта 6 пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011) предоставляет право изготовителю самостоятельно устанавливать критерии этих показателей и заявлять их в документах, подтверждающих соответствие данной продукции требованиям в части ее маркировки. В любом случае в вопросах применения ТР ТС 022/2011, также как и технического регламента Таможенного союз "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, следует исходить из того, что обязательной стороной по соблюдению соответствующих установленных ими обязательных требований (включая требования к маркировке упакованной пищевой продукции) равно как и заявителям при оценке (подтверждения) соответствия пищевой продукции (см. ст. 22 ТР ТС 021/2011 и ст. 5 ТР ТС 022/2011), изначально является либо изготовитель пищевой продукции, т.е. "организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов", либо импортер, т.е. "резидент государства - члена Таможенного союза, выпускающий в обращение пищевую продукцию на таможенной территории Таможенного союза, поставляемую нерезидентом государства - члена Таможенного союза, и несущий ответственность за соответствие такой продукции требованиям настоящего технического регламента" (см. определения, приведенные в статье 4 ТР ТС 021/2011). При этом также необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что, по своей сути, подтверждает законность обращения такой продукции на потребительском рынке Таможенного союза.

11) Требования, предъявляемые к маркировке пищевых продуктов, установлены техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881.

В соответствии с требованиями части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "состав пищевой продукции не требуется указывать в отношении пищевой продукции, состоящей из одного компонента, при условии, что наименование пищевой продукции позволяет установить наличие этого компонента". В данном случае виноградные вина (вино) относятся к такому виду пищевой продукции, в отношении которой состав пищевой продукции указывать не требуется, что также подтверждается приложением 1 ТР ТС 022/2011 "Виды компонентов, наименования которых могут заменяться наименованием видов пищевой продукции".

12) Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей", Закон) импортер организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Предоставление информации об импортере для импортных товаров по определению является обязательным, в связи с чем хозяйствующие субъекты должны обеспечить безусловное соблюдение требований, содержащихся в абзаце 8 пункта 2 статьи 10 Закона. Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 3 ст. 10 Закона).

При этом необходимо иметь в виду, что ответственность за нарушение прав потребителей в соответствии с положениями ст. В Закона РФ "О защите прав потребителей" несет импортер продукции.

Данное обстоятельство также учтено в законодательстве о техническом регулировании. В частности, общие требования к указанию в маркировке сведений об импортере содержатся в части статьи 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881. Согласно пункту 3 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 0/2011 сведения об импортере должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно статье 22 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, обязанность по обеспечению соответствия пищевой продукции требованиям, установленным ТР ТС 021/2011 и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, изначально возложена на заявителя, каковым по смыслу ТР ТС 021/2011 является изготовитель пищевой продукции и импортер (см. основные понятия, приведенные в статье 4 ТР ТС 021/201), именно они на основе проведенной идентификации соответствующей пищевой продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия осуществляют выбор формы оценки (подтверждения) соответствия и несут ответственность за правильность такого выбора.

Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011).

Наличие на потребительской упаковке пищевой продукции единого знака обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные техническим регламентом Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям, предъявляемым к данной продукции.

При этом необходимо учитывать, что любые изменения маркировки после подтверждения соответствия продукции будут означать ее несоответствие маркировке, которой сопровождалась продукция при проведении оценки соответствия в форме декларирования.

Вышеизложенное в своей совокупности означает, что все вопросы относительно использования (применения) тех или иных носителей информации для достижения целей обеспечения соблюдения требований технического регламента ТР ТС 022/2011 заявитель в области обязательного подтверждения соответствия (изготовитель или импортер) должен разрешать в процессе проведения оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции в зависимости от видов продукции, которые являются объектами технического регулирования согласно ТР ТС 021/2011 (см. статью 3 и главу 4 ТР ТС 021/2011).

13) Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания регулируются Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, которые обеспечивают права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав.

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах и условия их оказания, обеспечивающих возможность правильного выбора. Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами (пункт 16 Правил).

Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги, при этом потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (пункт 24 Правил).

В этой связи относительно правомерности включения в меню отдельной строкой "Сервисное обслуживание 10 в качестве дополнительной платной услуги, то, по мнению Роспотребнадзора, сам термин "сервисное обслуживание" не может рассматриваться как платная дополнительная услуга, если эта услуга не сопровождается какими-то дополнительными действиями, не связанными с услугой общественного питания, и предлагается по желанию потребителя на альтернативной основе.

14) Редакция пункта 34 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусматривает, что "в случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика".

В настоящее время законодательно определение понятия "товары с короткими сроками годности" отсутствует, однако к этой группе товаров допустимо отнести скоропортящуюся пищевую продукцию с учетом соответствующего понятия, приведенного в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), согласно которому "скоропортящаяся пищевая продукция пищевая продукция, сроки годности которой не превышают 5 дней...".

15) Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях" (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2015 N 40154) внесены изменения в пункт 4.21 СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58, зарегистрированным в Минюсте России 09.08.2010 N 18094 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий установлены в разделе VI СанПиН 2.1.3.2630-10.

В номенклатуру медицинских организаций, утвержденную приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н, входят амбулатории, участковые больницы, при которых организуются участки, в том числе фельдшерско-акушерские пункты.

Таким образом, норма пункта 4.21 СанПиН 2.4.2.2821-10 не противоречит ранее действующей редакции нормативного правового акта и допускает медицинское обслуживание учащихся в фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях, расположенных в сельской местности.

16) Требования безопасности молочной продукции на территории Таможенного союза установлены в ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации (от 21.05.2014 N 474 и от 28.08.2013 N 745) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований указанных технических регламентов Таможенного союза осуществляют Роспотребнадзор, Россельхознадзор, иные уполномоченные на осуществление государственного ветеринарного надзора федеральные органы в пределах своей компетенции.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 2327 Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 2745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", на соответствие которому отбиралась молочная продукция, контроль в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов.

Отбор проб продукции для исследований осуществляется в соответствии с Перечнем стандартов, содержащим правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований упомянутых технических регламентов.

17) С учетом положений пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю всю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, из числа обязательной информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 10.

Информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 Закона доводится до сведения потребителей в технической документации, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, в том числе адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (пункт 3 статьи 10 Закона).

С точки зрения отношений, регулируемых Законом о защите прав потребителей, вопрос о том, является или нет тот или иной хозяйствующий субъект реальным изготовителем, должен разрешаться таким образом, чтобы этим субъектом было не только обеспечено безусловное соблюдение права потребителей на своевременное получение в наглядной и доступной форме достоверной информации о товаре, но и то, что заявленное на маркировке (упаковке и т.д.) в качестве изготовителя юридическое лицо (либо индивидуальный предприниматель) реально несло бремя соответствующей ответственности перед потребителем за недостатки (существенные недостатки) товара в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителей.

Поскольку в настоящее время вопросы, связанные с порядком доведения до потребителей информации, регулируются законодательством о техническом регулировании, то они должны разрешаться в соответствии с правилами, установленными техническими регламентами.

Требования, предъявляемые к указанию в маркировке наименования и места нахождения изготовителя пищевой продукции, уполномоченного изготовителем лица, импортера, установлены в части 4.8 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).

Согласно пункту 2 части 4.8 статьи 4 в информации, предоставляемой потребителю (приобретателю), следует использовать официально зарегистрированное наименование и место нахождения (адрес, включая страну) изготовителя. При несовпадении с адресом изготовителя также 3 указывают адрес(а) производств(а) и лица, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей (приобретателей) на ее территории (при наличии).

При этом обращаем внимание, что в целях обеспечения права потребителя на информацию о товаре соответствующее информирование об изменении наименования изготовителя продукции может быть обеспечено любым доступным способом, в том числе путем размещения соответствующих сведений на листке-вкладыше или этикетке, являющихся самостоятельными носителями информации, на которые наносится маркировка (см. статью 2 ТР ТС 022/2011).

18) пункт 2 статьи 1 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) позволяет маркировать упаковку тремя способами (на выбор изготовителя упаковки): цифровым обозначением, буквенным обозначением (аббревиатурой), цифровым и буквенным обозначением. Положение данного пункта распространяется только на изготовителя продукции, который одновременно является изготовителем упаковки (укупорочных средств).

Это означает, что особенности, установленные пунктом 2 статьи 1 ТР ТС 005/2011, которые должны учитываться в отношении упаковки (укупорочных средств) ее изготовителями при одновременном производстве ими же иной (помимо упаковки) продукции, упаковываемой в процессе производства такой продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, не возлагают каких-либо обременений, связанных с соблюдением этих требований ТР ТС 005/2011, на изготовителей упакованной продукции, не являющихся изготовителями (производителями) или импортерами упаковки (укупорочных средств) как готовой продукции, определение которых приведено в статье 2 ТР ТС 005/2011.

19) В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (продавце) и реализуемых им товарах. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

В частности, обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются в технических регламентах (см. ст. 2, ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании").

С 1 июля 2013 г. обязательные требования к маркировке (т.е. к информации о пищевой продукции, нанесенной в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним) пищевой продукции установлены в "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 (далее - ТР ТС 022/2011).

В этой связи, при размещении на "этикетках... безалкогольных напитков информации" о данном виде продукции необходимо иметь в виду, что согласно ст. 2 ТР ТС 022/2011 информацией об отличительных признаках пищевой продукции признаются "сведения о пищевой продукции, которые свидетельствуют о наличии свойств пищевой продукции, позволяющих отличить ее от другой пищевой продукции (в том числе о пищевой ценности, месте происхождения, составе, иных свойствах)", а придуманное название пищевой продукции должно состоять из слова или словосочетания, "которые могут дополнять наименование пищевой продукции. Придуманное название пищевой продукции может не отражать ее потребительские свойства и не должно заменять собой наименование пищевой продукции".

При этом конкретные требования к формированию наименования пищевой продукции и указанию в маркировке состава пищевой продукции должны соответствовать ч. 4.3 и ч. 4.4 ст. 4 ТР ТС 022/2011.

В частности, не допускается указывать в наименовании пищевой продукции компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции, а входящие в состав пищевой продукции компоненты должны быть указаны в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Таким образом, термины, предполагаемые к использованию в качестве сведений о пищевой продукции, указывающие на ее свойство в виде надписи о "100% натуральной основе" или как "100% натуральный лимонад", противоречат ТР ТС 022/2011.

За нарушение изготовителем или продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям административная ответственность установлена ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Кроме этого, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара или иной обман потребителей влечет ответственность в соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ.

20) В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до его сведения способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

При этом Закон о защите прав потребителей, определяя перечень обязательной для потребителя информации о товаре (включающей, в том числе, сведения об импортере), каких-либо условий по доведению этой информации или изъятий из этого императива не определяет.

В настоящее время вопросы, связанные с порядком доведения до потребителей (приобретателей) информации о товаре (продукции), регулируются также законодательством о техническом регулировании и разрешаются в соответствии с правилами, установленными техническими регламентами.

Так, согласно положениям п. 7 ч. 4.1 ст. 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) предусмотрено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения, в том числе наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера).

При этом общие требования к указанию в маркировке наименования и места нахождения изготовителя пищевой продукции определены ч. 4.8 ст. 4 ТР ТС 022/2011.

В соответствии с указанной нормой в маркировке пищевой продукции должно быть указано официально зарегистрированное наименование и место нахождения изготовителя. Место нахождения изготовителя пищевой продукции определяется местом государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. При несовпадении с адресом изготовителя также указывают адрес(а) производств(а).

В этом случае в маркировке пищевой продукции, производство которой осуществляется несколькими изготовителями, могут быть указаны наименование и место нахождения каждого изготовителя при условии, что способ доведения до потребителей (приобретателей) информации о каждом изготовителе (например использование букв, цифр, символов, выделений шрифтом иного начертания) позволяет однозначно определять изготовителя конкретной пищевой продукции.

В то же время продукты, упакованные не в месте их изготовления (за исключением случаев упаковывания пищевой продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли), должны содержать предусмотренную п. 1 ч. 4.8 ст. 4 ТР ТС 022/2011 информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя.

21) Согласно положениям статьи 9 технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (далее - ТР ТС 029/2012) маркировка ароматизаторов, а также пищевой продукции, содержащей пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства, должна содержать сведения, предусмотренные техническим регламентом Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011).

В этой связи, применительно к вопросу об указании в маркировке пищевой продукции сведений о пищевом продукте ароматизатора, входящего в состав пищевой продукции, необходимо иметь в виду, что маркировка состава должна содержать слово "ароматизатор(ы)", а наименование ароматизатора должно отвечать требованиям пунктов 2 и 3 части 1 статьи 9 ТР ТС 029/2012.

В частности, наименование ароматизатора(ов) может быть дополнено словом "натуральный(е)", если ароматизатор содержит только вкусоароматические препараты и (или) натуральные вкусоароматические вещества, полученные из натуральных исходных материалов.

Использование в придуманных названиях натуральных ароматизаторов указания на пищевую продукцию, вкус и (аромат) которой данные ароматизаторы имеют, допускается только в случаях, если такие натуральные ароматизаторы содержат только натуральные вкусоароматические вещества и (или) натуральные вкусоароматические препараты, выделенные из данной пищевой продукции.

В то же время придуманное название пищевой продукции в отношении ароматизаторов в составе пищевой продукции допускается не указывать (пункт 5 части 4.4 и пункты 1, 2 части 4.3 ТР ТС 022/2011).

22) Согласно ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) отдельные бытовые энергопотребляющие устройства, перечень видов которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1222, а перечень категорий в пределах видов - приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 769, производимые на территории Российской Федерации или импортируемые в Российскую Федерацию, должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности.

Помимо этого, положение о том, что информация о товарах должна содержать "информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", содержится в абз. 7 п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей").

По общему правилу, закрепленному п. 3 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", информация о товаре из числа обязательной, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

В этой связи обязанность в части включения информации о классе энергетической эффективности соответствующих товаров в прилагаемую к ним техническую документацию, в их маркировку, на их этикетки реализуется в том числе с соблюдением правил, утвержденных приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 768 (см. ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 261-ФЗ), а в части непосредственного определения класса энергетической эффективности товаров - с соблюдением требований приказа Минпромторга России от 29.04.2010 N 357 (см. ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 261-ФЗ).

Таким образом, принимая во внимание совокупность изложенного и отмечая при этом, что все перечисленные выше приказы Минпромторга России сами по себе к числу нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, не относятся в силу императивного принципа регулирования этих отношений, сформулированного в п. 2 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей", информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, доводится в технической документации, прилагаемой к товарам, если обязанность по передаче покупателю одновременно с соответствующим товаром относящихся к нему документов (например, технического паспорта, инструкции по эксплуатации и т.п.) предусмотрена законом, иными правовыми актами или договором (см. п. 2 ст. 456 и ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также на этикетках тех же товаров, причем с соблюдением особых требований, предусмотренных п. п. 5 - 7 Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку, утвержденных приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 768, либо в маркировке.

Поскольку этикетка является лишь одним из видов материальных носителей информации о товаре (продукции), т.е. служит формой доведения до потребителя информации, содержащейся в маркировке, то в том случае, когда необходимая маркировка с информацией об энергетической эффективности товара нанесена технологически непосредственно на сам товар, то требование об одновременном этикетировании (в тех же целях) этого товара будет излишним. При наличии же соответствующей информации на этикетке, располагаемой на товаре, какого-либо дополнительного маркирования самой продукции с дублирующей информацией не требуется.

Однако если маркировка с информацией об энергетической эффективности товара будет размещена только на его упаковке, то наличие на самом товаре этикетки, соответствующей правилам, установленным приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 768, будет обязательным.

23) В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до его сведения способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Поскольку в настоящее время вопросы, связанные с порядком доведения до потребителей информации, регулируются законодательством о техническом регулировании, то они должны разрешаться в соответствии с правилами, установленными техническими регламентами.

Так, с 1 июля 2013 года вступил в действие Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011), который разработан в целях установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки.

Согласно части 4.7 статьи 4 ТР ТС 022/2011 указание срока годности пищевой продукции в маркировке пищевой продукции может сопровождаться только словами "годен", "годен до", "годен до конца", которые могут быть заменены словами "срок годности", "употребить до" или аналогичными по смыслу словами. При этом дополнительные требования к указанию срока годности пищевой продукции, не противоречащие требованиям ТР ТС 022/2011, могут быть установлены лишь в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 6 части 4.7 статьи 4 ТР ТС 022/2011).

Таким образом, маркировка пищевой продукции, содержащая сведения о сроке годности, по истечении которого данная продукция не обладает заявленными потребительскими свойствами, противоречит требованиям названных выше технических регламентов Таможенного союза.

24) Согласно положениям ст. 2 и ст. 26.2 Закона о защите прав потребителей Правительство Российской Федерации устанавливает правила продажи отдельных видов товаров, призванные урегулировать отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (см. также статью 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), в том числе реализуемых дистанционным способом.

При этом согласно положениям ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 497 ГК РФ продажа товаров дистанционным способом осуществляется по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Особенности дистанционной торговли определены в соответствующем нормативном правовом акте - Правилах продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, согласно которым перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (п. 4 и п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом).

В этой связи п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила продажи), не распространяется на отношения, 24) связанные с дистанционной торговлей, поскольку вводит ограничения, связанные с реализацией отдельных видов товаров вне стационарной торговой сети, осуществляемой путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, дому или улице, к которой также относят торговлю с рук, ручных тележек, через прилавки, из корзин и иных специальных приспособлений (см. п. 74 ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст).

Учитывая изложенное выше, полагаем, что действующая редакция п. 4 Правил продажи не ограничивает прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, самостоятельно определять форму и способ торговли, а также ассортимент продаваемых товаров, закрепленных ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

25) Преамбула Закона РФ "О защите прав потребителей" определяет изготовителя как организацию независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, производящие товары для реализации потребителям.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, предусматривающую в том числе сведения об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" импортером признается организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по предоставлению названной выше информации в любом случае будет находиться в прямой зависимости от факта того - есть или нет в отношении конкретного товара уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер. В этой связи очевидным является лишь то, что в отношении любого импортного товара наличие соответствующей информации об импортере будет по определению обязательным.

В отношении отдельных видов товаров перечень и способы доведения соответствующей информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке" запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке о:

наименовании товара;

наименовании страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);

назначении (области использования), основных свойствах и характеристиках;

правилах и условиях эффективного и безопасного использования.

Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

Продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей").

В случае же обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе предъявить продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю одно из следующих требований:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом РФ "О защите прав потребителей" для удовлетворения соответствующих требований потребителя (см. п. 1, 2 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Требования о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; потребитель вправе предъявить изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру (п. 3 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"), либо вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

При этом в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

При этом необходимо иметь в виду, что гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Информация о гарантийном сроке или сроке годности доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (до заключения соответствующего договора купли-продажи товара или в момент его заключения).

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей").

За нарушение указанного срока продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей").

В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

26) Прежде всего отмечаем, что в соответствии с п. 1 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1007, далее - Правила), принятых в соответствии со ст. 26.2 Закон о защите прав потребителей, данный нормативный правовой акт регулирует отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В этой связи пункт 12 Правил, определяющий порядок предоставления продавцом информации об обязательном подтверждении соответствия продукции, применяется исключительно в целях реализации соответствующего права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, императивно установленного ст. 10 Закона о защите прав потребителей.

В частности, в товарно-сопроводительных документах должна содержаться информация о сертификате соответствия, его номере, сроке его действия, органе, выдавшим сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационном номере, сроке ее действия, наименовании лица, принявшего декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем (что в целом соответствует требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"). Товарно-сопроводительные документы предоставляются по требованию покупателя.

Данная норма в полной мере гармонизирована с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), предусматривающими установление обязанности для физических или юридических лиц, принимающих декларацию о соответствии или обращающихся за получением сертификата соответствия, а также получающих сертификат соответствия (далее - заявители), указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии (см. абз. 7 ст. 7 и абз. 4 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 184-ФЗ).

Что же касается взаимоотношений между хозяйствующими субъектами по представлению в рамках совершаемых ими сделок по реализации продукции (товаров), то вопрос о предоставлении копий сертификатов и иных документов, подтверждающих проведение процедуры подтверждения соответствия, то, по мнению Роспотребнадзора, он должен разрешаться в рамках соответствующих договорных отношений.

При этом считаем необходимым обратить Ваше внимание, что в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 184-ФЗ заявители, помимо указанной выше обязанности обязаны предъявлять заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии). Кроме этого, органы государственного контроля (надзора) вправе требовать предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, от изготовителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя (абз. 2 п. 1 ст. 34 Федерального закона N 184-ФЗ).

N п/п

Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 30 ноября 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора

1.

Вопрос:

Распространяются ли на предприятие, относящееся к малому бизнесу (в реестре малого бизнеса зарегистрирован) и одновременно оказывающее медицинские услуги "надзорные каникулы" объявленные В.В. Путиным с 2016 г.?

Ответ:

В декабрьском послании 2014 г. Федеральному Собранию РФ Президент РФ Владимир Путин предложил ввести трехлетний запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса с надежной репутацией - так называемые "надзорные каникулы". Основная идея заключается в снижении административного давления на предприятия, не допускавшие ранее серьезных нарушений законодательства, чтобы облегчить им жизнь в условиях непростой экономической ситуации.

Данное предложение получило поддержку бизнес-сообщества, а Правительству РФ были даны поручения разработать необходимые изменения в действующие нормативные акты. В связи с этим принят Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ФЗ-246 от 13.07.2015.

"Надзорные каникулы" - это временная мера, которая будет применяться только в период с 01.01.2016 по 31.12.2018. В период ее действия государственные (федеральные и региональные) и муниципальные контролирующие органы должны будут воздержаться от проведения плановых проверок в отношении микропредприятий и малых предприятий.

Под "надзорные каникулы" не попадут малые предприятия, которые в течение предыдущих трех лет подвергались административному наказанию за грубое нарушение законодательства, дисквалификации (в случае с ИП), приостановлению деятельности или были лишены лицензии. Обо всех таких случаях контролирующие органы извещают с приложением копий соответствующих постановлений Генеральную прокуратуру РФ на этапе составления сводного плана проверок. Если прокуратура сочтет доказательства убедительными, то предприятие лишится права на "надзорные каникулы", а в сводном плане проверок будет указано, по каким основаниям.

Также запрет на проведение плановых проверок не коснется малых предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, для которых установлена специальная периодичность плановых проверок. Например, не чаще чем один раз в год проводятся проверки предприятий, оказывающих амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, занимающихся розничной торговлей лекарствами, работающих в сфере дошкольного и начального общего образования и др. (постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" (с изменениями и дополнениями).

2.

Вопрос:

Периодичность проведения плановых проверок юридических лиц, имеющих филиалы представительства, обособленные структурные подразделения в нескольких субъектах Российской Федерации.

Ответ:

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок установлены ч. 8 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при этом периодичность проведения плановых проверок при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, зависит от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944).

При планировании проверок деятельности филиалов юридического лица, осуществляющих деятельность на территории нескольких субъектов РФ, названный срок исчисляется отдельно по каждому филиалу и, соответственно, проверка одного филиала в текущем году, не препятствует проверке другого филиала того же юридического лица либо самого юридического лица - в следующем.

3.

Вопрос:

Вправе ли общественные организации проводить массовые проверки магазинов по санитарным нормам и требованиям? Какими нормативными актами должны руководствоваться ОЗПП при проведении проверок?

Ответ:

Правовую основу деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определяет п. 1 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей". Никакими функциями по осуществлению госконтроля (надзора) и связанными с ними административными полномочиями объединения не наделены. Осуществление ими общественного контроля за соблюдением прав потребителей производится в порядке, определяемом самими этими объединениями на основе положений соответствующих уставов. Однако в любом случае должны быть исключены какие-либо противоправные действия с их стороны. Оспорить правомерность и обоснованность общественного контроля можно в судебном порядке либо обратиться в правоохранительные органы.

4.

Вопрос:

Основанием для проверки может служить обращение гражданина. С учетом повсеместного развития Интернета и его анонимности, каким образом добросовестные предприниматели защищены от необоснованных проверок по обращениям так называемых Ивановых Иванов Ивановичей?

Ответ:

Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Более того, с 01.01.2017 электронные обращения стали поводом для проверки только если заявитель авторизовался.

Если органом установлена анонимность или недостоверность обращения, то проверка прекращается.

Кроме того, Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, компании и ИП расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших анонимных обращений указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

5.

Вопрос:

В каких случаях органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обязаны предупреждать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении проверки?

Ответ:

Согласно Федеральному Закону N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены в случае, если это:

- плановая проверка

- внеплановая проверка по контролю предписания,

- внеплановая проверка, проводимая по Приказу руководителя контролирующего органа, изданного на основании поручения Правительства Российской Федерации,

- внеплановая проверка, проводимая по требованию органа Прокуратуры.

Без предупреждения орган контроля вправе проводить внеплановую проверку по фактам поступления информации об угрозе для жизни и здоровья граждан, о причинении вреда жизни и здоровью граждан, о нарушениях прав потребителей.

Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 N 532-ФЗ при проведении мероприятий по надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

6.

Вопрос:

В 2017 - 2018 г. вводится понятие проверочные листы. В соответствии с какими нормативно-правовыми актами и для каких типов производственных объектов предусмотрены данные проверочные листы в 2017 и в 2018 гг.

Ответ:

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении плановой проверки используются проверочные листы (список контрольных вопросов).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2017 N 707 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" с 01.10.2017 с использованием проверочных листов должно осуществляться проведение плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Приказом Роспотребнадзора утвержден следующий перечень типов производственных объектов в целях определения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 01.10.2017 плановых проверок которых предусматриваются проверочные листы: предприятия торговли, предприятия общественного питания, парикмахерские, салоны красоты, солярии.

С 01.07.2018 применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7.

Вопрос:

Как часто необходимо вносить изменения в программу производственного контроля?

Ответ:

Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносят при изменении вида деятельности, технологических процессов, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (или) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. И естественно, их вносят при изменении действующих нормативных документов, федеральных законов, санитарных правил и гигиенических нормативов, касающихся оказываемых организацией услуг.

8.

Вопрос:

Беспокоит нелегальная продажа табачной продукции из стран ЕАЭС. В чью компетенцию входит борьба с ними, кто осуществляет полномочия по пресечению такой продажи? Что можно сделать?

Ответ:

СанПиН 2.3.6.1079-01

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья включены в план разработки санитарного законодательства. Требования санитарных правил актуализированы с учетом положений международных актов. В настоящее время проект акта подготовлен для публичного обсуждения.

9.

Вопрос:

Не будет ли вводить в заблуждение БАД с названием "АЕДИТ", так как многие знают лекарственное средство "АЕВИТ"?

Ответ:

В соответствии с планом разработки (пересмотра) актов санитарного законодательства указанные вопросы будут рассмотрены при актуализации СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"

10

Вопрос:

Распространяются ли положения пунктов 1 и 2 статьи 6 ТР ТС 005/2011 на изготовителя упакованной продукции, не являющегося изготовителем (производителем) или импортером упаковки (укупорочных средств) как готовой продукции?

Ответ:

По данному вопросу имеются разъяснения Евразийской экономической комиссии, размещенные на Портале общих информационных ресурсов и открытых данных по адресу: https://portal.eaeunion.org/sites/odata/_layouts/15/Portal.EEC.Registry.UI/RegistryPstrQA.aspx

В случае отсутствия на упаковке соответствующей маркировки изготовитель продукции, который упаковывает данную продукцию в упаковку, должен нанести на ярлык (этикетку) маркировку, необходимую для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка, в соответствии с сопроводительной документацией на упаковку.

11.

Вопрос:

Какие документы будут являться обоснованием отсутствия петли Мебиуса и соответственно отсутствия цифрового кода и (или) буквенного обозначения (аббревиатуру) материала?

Ответ:

Вопрос требует уточнения.

Разъяснения не относятся в компетенции Роспотребнадзора. При этом следует учесть, что если речь идет о необходимости маркировки петлей Мебиуса. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТР ТС Маркировка должна содержать символы в соответствии с Приложением 4 рис 2 - петля Мебиуса в случае, если предусмотрена возможность утилизации использованной упаковки.

При этом следует учесть, что в соответствии с п. 11.3 статьи 4 ТР ТС в целях ресурсосбережения и исключения загрязнения окружающей среды упаковка (укупорочные средства), бывшая в употреблении, должна быть утилизирована в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Информация о возможности утилизации, должна быть приведена в сопроводительных документах (ч. 3 ст. 6 ТР ТС).

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления". В соответствии с указанным законом Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р утвержден Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В указанный перечень входят Мешки для упаковки готовых изделий, Пакеты для упаковки готовых изделий, Изделия упаковочные прочие из текстильных материалов, Упаковка печатная из бумаги и картона, Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс.

12.

Вопрос:

Достаточно ли наличие письма от производителя упаковки (зарубежного и/или отечественного) о том, что отсутствует возможность утилизации использованной упаковки (укупорочных средств)?

Ответ:

Разъяснения не относятся в компетенции Роспотребнадзора. При этом следует учесть, что в соответствии с п. 11.3 статьи 4 ТР ТС в целях ресурсосбережения и исключения загрязнения окружающей среды упаковка (укупорочные средства), бывшая в употреблении, должна быть утилизирована в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Информация о возможности утилизации, должна быть приведена в сопроводительных документах (ч. 3 ст. 6 ТР ТС).

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления". В соответствии с указанным законом Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р утвержден Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В указанный перечень входят Мешки для упаковки готовых изделий, Пакеты для упаковки готовых изделий, Изделия упаковочные прочие из текстильных материалов, Упаковка печатная из бумаги и картона, Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс.

13.

Вопрос:

Должна ли готовая продукция, произведенная до 21 мая 2017 года, но выпускаемая в обращение после указанной даты, иметь информацию о материалах из которых изготовлена упаковка (укупорочные средства) в соответствии с изменениями пункта 1 и пункта 2 статьи 6 ТР ТС 005/2011, вступившими в силу 21 мая 2017 года?

Ответ:

По данному вопросу имеются разъяснения Евразийской экономической комиссии, размещенные на Портале общих информационных ресурсов и открытых данных по адресу:

https://portal.eaeunion.org/sites/odata/_layouts/15/Portal.EEC.Registry.UI/RegistryPstrQA.aspx

Решением Коллегии Комиссии от 16 января 2017 г. N 4 "О порядке введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)" предусмотрены переходные положения по введению в действие изменений в ТР ТС 005/2011, принятых Решением N 96. В частности установлено, что:

а) документы об оценке соответствия продукции, в отношении которой Решением N 96 внесены изменения, обязательным требованиям, установленным ТР ТС 005/2011, принятые до дня вступления в силу Решения N 96, действительны до окончания срока их действия;

б) производство и выпуск в обращение на территориях государств - членов Евразийского экономического союза продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, при наличии документов об оценке соответствия, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, допускаются до окончания срока действия таких документов;

в) обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке соответствия, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, допускается в течение срока хранения (срока годности) этой продукции.

Таким образом, указанные переходные положения, в том числе распространяются на изготовителя продукции, который упаковывает продукцию в упаковку, в случае отсутствия на данной упаковке соответствующей маркировки, необходимой для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка, в соответствии с сопроводительной документацией на упаковку.