Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.

3. ЧИСТЫЕ ВНУТРЕННИЕ АКТИВЫ

-13,3

-15,0

-14,9

-15,5

-16,7

-15,5

-18,9

-15,4

-21,2

3.1.

Чистый кредит расширенному правительству

-6,3

-5,4

-5,4

-4,9

-6,2

-4,9

-8,6

-4,9

-11,1

3.2.

Чистый кредит банкам

-0,3

-3,7

-3,6

-4,9

-4,7

-5,0

-4,7

-5,2

-4,7

3.2.1.

Валовой кредит банкам

2,3

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

3.2.1.1.

Требования по операциям рефинансирования <4>

1,6

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

3.2.2.

Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России

-1,8

-2,2

-2,2

-2,3

-2,3

-2,4

-2,4

-2,5

-2,5

3.2.3.

Депозиты кредитных организаций в Банке России и КОБР <5>

-0,8

-2,5

-2,4

-3,6

-3,5

-3,7

-3,4

-3,7

-3,2

3.3.

Прочие чистые неклассифицированные активы <6>

-6,8

-5,9

-5,9

-5,7

-5,8

-5,5

-5,6

-5,3

-5,5

--------------------------------

<1> Показатели денежной программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2017 года.

<2> Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России (не включают средства на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, учитываемые в рамках использования механизма усреднения обязательных резервов).

<3> Включают операции с использованием денежных средств ГК АСВ и Фонда консолидации банковского сектора, чистые процентные расходы Банка России, а также валютную переоценку активов.

<4> Включают требования по операциям рефинансирования в рублях, в том числе обеспеченным кредитам, операциям репо, сделкам "валютный своп" по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.

<5> Включают сделки "валютный своп" по продаже Банком России долларов США и евро за рубли.

<6> Включают операции с использованием денежных средств ГК АСВ и Фонда консолидации банковского сектора, чистые процентные расходы Банка России, а также валютную переоценку активов.

Источник: Банк России.

В рамках реализуемой Банком России стратегии таргетирования инфляции основной целью денежно-кредитной политики является сохранение инфляции вблизи 4%, а операционной целью - сближение ставок сегмента овернайт денежного рынка с ключевой ставкой Банка России. Стратегия таргетирования инфляции не предполагает установления и достижения количественных ориентиров по каким-либо иным экономическим показателям, включая денежно-кредитные. Показатели денежной программы рассчитываются Банком России в дополнение к прогнозу ликвидности банковского сектора и включаются в круг прогнозных показателей, учитываемых при разработке и реализации денежно-кредитной политики Банка России.

На прогнозном периоде предполагается рост по графе 1 "Денежная база (узкое определение)". Этому будет способствовать увеличение объема наличных денег в обращении в связи с ожидаемым ростом экономической активности. При этом расширение практики использования безналичных платежей будет оказывать сдерживающее влияние на динамику данного показателя.

Другой компонент данной графы - обязательные резервы по обязательствам в рублях, хранящиеся на специальных счетах в Банке России, существенно не изменится в рассматриваемом периоде. При расчете этого показателя используется предположение о сохранении величины коэффициента усреднения обязательных резервов, равной 0,8.

На показатели денежной программы существенное влияние оказывает реализация бюджетной политики. Оценки объема использования суверенных фондов и покупок иностранной валюты для пополнения Резервного фонда близки к бюджетным проектировкам Минфина России.

Росту по графе 2 "Чистые международные резервы" будут способствовать операции Минфина России по покупке иностранной валюты, а также погашение задолженности банков по инструментам валютного рефинансирования Банка России до конца 2017 года. Увеличение международных резервов также будет связано с операциями Банка России по покупке монетарного золота.

Графа 3.1 "Чистый кредит расширенному правительству" учитывает использование средств суверенных фондов для финансирования дефицита федерального бюджета, а также продажу ОФЗ из портфеля Банка России.

Значение графы 3.2 "Чистый кредит банкам" в течение рассматриваемого периода останется отрицательным. В 2017 г. на формирование данной графы оказало влияние изменение по графе 3.3 "Прочие чистые неклассифицированные активы", которое было связано в том числе с перечислением средств на санацию банков и для выплат компенсаций вкладчикам банков с отозванной лицензией через Агентство по страхованию вкладов, а также операции с использованием средств Фонда консолидации банковского сектора. На прогнозном периоде изменений по данной статье в связи с вышеуказанными факторами не предполагается.

Графа 3.2.1.1 "Требования Банка России по операциям рефинансирования" учитывает операции банков по привлечению средств на длительные сроки, в том числе с помощью специализированных инструментов рефинансирования. В 2018 - 2020 гг. ожидается сохранение величины требований банков по этим операциям.

В 2017 г. среднее значение остатков средств на корсчетах кредитных организаций в Банке России составило около 1,9 трлн рублей. При этом к концу года предполагается сезонное увеличение значения графы 3.2.2 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России" до 2,2 трлн руб. и равномерный рост в последующие годы.

Графа 3.2.3 "Депозиты кредитных организаций в Банке России и КОБР" в условиях профицита ликвидности является балансирующей в денежной программе. Объем депозитов и размещения КОБР к концу 2020 г. может возрасти до 3,2 - 3,7 трлн рублей.

Динамика денежных агрегатов в 2017 - 2020 гг. будет соответствовать потребностям экономики и не создаст существенных проинфляционных рисков. Плавный рост кредитования, а также умеренные бюджетные расходы будут способствовать увеличению денежной массы и монетизации экономики.