3. Анализ поступивших обращений (заявлений) граждан, а также иных источников информации о нарушениях норм трудового права

3. Анализ поступивших обращений (заявлений) граждан, а также иных источников информации о нарушениях норм трудового права:

3.1. Проводится первоначальный анализ поступившего обращения на соответствие требованиям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Необходимо обратить внимание на наличие фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) обратившегося гражданина, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения. Если обращение поступило в форме электронного документа, то гражданин должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

При рассмотрении обращения гражданина необходимо в обязательном порядке учитывать статью 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и определить:

- является ли письменное обращение "анонимным", то есть в нем не содержатся фамилия, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. При отсутствии указанных сведений ответ не дается, данное обращение основанием для проведения проверки не является;

- обжалуется ли судебный акт. Если обжалуется, то обращение в семидневный срок возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования судебного акта;

- содержатся ли в письменном обращении нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. При наличии нецензурных выражений и угроз должностное лицо вправе оставить обращение без ответа, при этом необходимо сообщить заявителю о недопустимости злоупотребления правом;

- поддается ли прочтению текст письменного обращения. Если текст не поддается прочтению, то ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

- прекращена ли переписка с гражданином по вопросу, поставленному в обращении, а также содержатся ли в обращении вопросы, на которые ему давались неоднократные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства для прекращения переписки руководителем (заместителем) территориального органа. О прекращении переписки заявитель должен быть уведомлен;

- может ли быть дан ответ на вопрос без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В противном случае гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

3.2. Определяется подведомственность изложенных в обращении гражданина вопросов.

В случае если вопросы, поставленные в письменном обращении, не входят в компетенцию федеральной инспекции труда, определенную постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости", в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копии обращения в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

3.3. Далее проводится анализ поступившего обращения на:

- наличие в территориальном органе Роструда на рассмотрении нескольких обращений одного гражданина, либо от нескольких граждан по нарушению их трудовых прав одним работодателем;

Это необходимо для исключения проведения нескольких надзорных мероприятий по обращениям одного и того же гражданина и/или в отношении одного работодателя, в том числе разными госинспекторами труда.

При наличии нескольких обращений от одного и того же гражданина в отношении одного работодателя (по которым еще не назначена проверка) необходимо осуществить одно надзорное мероприятие, при этом следует исчислять сроки от первого поступившего обращения гражданина.

- необходимость возбуждения дела об административном правонарушении;

- необходимость проведения надзорных мероприятий;

- необходимость представления информации в Роструд (в срок, установленный Центральным аппаратом Роструда) и иные органы (организации), направившие обращение гражданина;

- содержание вопросов, поставленных гражданином в обращении, на предмет индивидуального трудового спора (коллективного трудового спора);

В случае если вопросы, поставленные в обращении, относятся к индивидуальным трудовым спорам (коллективным трудовым спорам), то обратившемуся гражданину направляется письменный ответ с разъяснением порядка рассмотрения таких споров.

В случае недостаточности сведений для возбуждения дела об административном правонарушении или проведения надзорных мероприятий (например, невозможно идентифицировать работодателя) госинспектору труда следует организовать получение дополнительных сведений, в том числе о работодателе, в отношении которого поступило обращение. Получение сведений осуществляется преимущественно в ходе устного запроса (при наличии номера телефона гражданина) либо направления письменного запроса.

Цель 3-го раздела:

во-первых, систематизация работы с обращениями;

во-вторых, оперативная организация проведения надзорных мероприятий.