Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.3. Ледовые переправы. Передвижения по льду и работы на нем

5.3. Ледовые переправы. Передвижения по льду

и работы на нем

5.3.1. При появлении на реке шуги и льда работа паромов в зоне кривой подпора должна быть прекращена.

5.3.2. Подходить по льду к местам работ или наблюдений разрешается только по проложенным дорогам и тропам. Не разрешается передвижение по льду, если он находится в стадии подвижки (отрыва).

5.3.3. В месте устройства ледовой переправы и на 50 м в обе стороны от ее продольной оси не должно быть промоин, прорубей, площадок для заготовки льда, складирования материалов, выхода грунтовых и сброса промышленных теплых вод, нагромождения торосов. На ледовой переправе движение разрешается только в одном направлении в один ряд. Дорога противоположного направления устраивается на расстоянии не менее 100 м от первой.

5.3.4. При устройстве ледовой переправы следует обозначить вехами трассу переправы и съезда на лед, подготовить ледовую поверхность трассы для организации движения транспортных средств (очистить от снега, удалить наплывы, торосы и пр.), усилить ледовый покров трассы в слабых местах.

5.3.5. При устройстве ледовой переправы предварительно должна быть определена толщина льда по намеченной трассе.

Толщину льда следует замерять в лунках диаметром 6 - 10 см, пробиваемых в шахматном порядке по обеим сторонам трассы на расстоянии 5 м от ее продольной оси, через каждые 10 - 20 м по длине. По ширине реки менее 50 м с каждой стороны от продольной трассы должно быть не менее трех лунок.

Лунки следует ограждать плотным снеговым валиком высотой 0,2 - 0,3 м и шириной 0,5 - 0,7 м, закрывать дощатыми (хворостяными) щитами или соломенными матами и засыпать слоем снега.

В прибрежной части ледовой переправы интервалы между лунками по створу трассы должны быть уменьшены до 3 - 5 м, так как на этих участках лунки предназначаются также для обнаружения возможного "зависания" льда в местах съезда (выезда) транспорта, что необходимо при меняющемся уровне воды в реке (водоеме).

Если обнаружено "зависание" льда (вода заполняет лунку менее чем на 0,9 толщины льда), необходимо устраивать переправу в другом месте.

5.3.6. Прочностные характеристики льда и его структуру определяют по пробному образцу, вырезанному около лунки с наименьшей толщиной льда.

Данные о толщине льда, его структуре и величине допустимой нагрузки на момент исследования образца фиксируются в специальном журнале.

5.3.7. Расчетную толщину льда, см, вычисляют по формуле:

h = (hпр + 0,5hмут)K1K2,

где:

K1 = 0,5 - коэффициент, применяемый при кратковременных оттепелях;

K2 - коэффициент, учитывающий структуру льда (при раковистой структуре K2 = 1);

hпр - толщина прозрачного льда, см;

hмут - толщина мутного льда, см.

Требуемую толщину льда, см, для пропуска нагрузки определяют по формуле:

hтр = anP,

где:

P - нагрузка в тоннах;

a - коэффициент, зависящий от распределения нагрузки (при колесной - a = 11, при гусеничной - a = 9);

n - коэффициент, учитывающий интенсивность движения (n = 1,0 при N < 500 маш./сут., n = 1,1 при 500 < N < 2000 маш./сут., n = 1,25 при N > 2000 маш./сут.).

Во всех случаях толщина льда h должна быть не меньше hтр.

5.3.8. На основании промеров толщины и обследования состояния льда определяют место переправы, а после установления нагрузки согласно табл. 5.1 или вычисленной по формулам, приведенным в п. 5.3.7, намечают тип переправы (по естественному льду; по льду, усиленному намораживанием или деревянным настилом).

Таблица 5.1

ДОПУСТИМАЯ ТОЛЩИНА ЛЬДА, СМ, ДЛЯ РАЗНЫХ НАГРУЗОК

┌─────────────┬────────────────────────────────────┬─────────────┐

│ Pmax, т │Толщина льда при средней температуре│ Дистанция │

│ │ воздуха за трое суток │ между │

│ ├───────────┬──────────┬─────────────┤ машинами, м │

│ │-10 град. C│-5 град. C│0 град. C <*>│ │

│ │ и ниже │ │ │ │

├─────────────┼───────────┴──────────┴─────────────┼─────────────┤

│ │ Для гусеничных машин │ │

│ │ │ │

│ 4 │ 18 │ 20 │ 28 │ 10 │

│ 6 │ 22 │ 24 │ 31 │ 15 │

│ 10 │ 28 │ 31 │ 39 │ 20 │

│ 16 │ 36 │ 40 │ 50 │ 25 │

│ 20 │ 40 │ 44 │ 56 │ 30 │

│ 30 │ 49 │ 54 │ 68 │ 35 │

│ 40 │ 57 │ 63 │ 80 │ 40 │

│ 50 │ 63 │ 70 │ 88 │ 55 │

│ 60 │ 70 │ 77 │ 98 │ 70 │

│ │ │ │

│ │ Для колесных машин │ │

│ │ │ │

│ 3,5 │ 22 │ 24 │ 31 │ 18 │

│ 6,0 │ 29 │ 32 │ 40 │ 20 │

│ 8,0 │ 34 │ 37 │ 48 │ 22 │

│ 10,0 │ 38 │ 42 │ 53 │ 25 │

│ 15,0 │ 46 │ 50 │ 64 │ 30 │

└─────────────┴───────────┴──────────┴─────────────┴─────────────┘

--------------------------------

<*> Кратковременная оттепель.

Примечания. 1. При пешеходной переправе толщина льда должна быть не менее 15 см.

2. При средней температуре воздуха за последние трое суток выше 0 град. C допускаемую толщину льда (при -10 град. C) следует умножить на 1,5.

3. Указанные в таблице величины определены для пресноводного прозрачного раковистого льда. Если лед наморожен или мутный (торосистый), толщина льда, приведенная в таблице, увеличивается в два раза, а для водоемов с соленой водой - в 1,2 раза.

4. Нагрузку на лед при частых оттепелях и изменениях уровня воды в реке следует устанавливать практически, пропуская по льду грузы, уменьшая их в два и более раз по массе против норм указанной таблицы.

5. Для стационарных нагрузок допускаемая толщина льда увеличивается в 1,5 раза.

5.3.9. Очищать трассу ледовой переправы от снега, торосов и наплывов следует на 10 м в каждую сторону от оси переправы.

Очистка переправы от снега вручную допускается при толщине льда не менее 15 см.

Механизированная очистка переправы от снега может быть разрешена при толщине льда, допускающей пропуск снегоуборочной техники. При этом интервалы между отдельными снегоуборочными машинами должны быть не менее 50 м, а остановка машин на льду не разрешается.

5.3.10. При устройстве ледовой переправы должно быть оценено состояние сопряжения ледового покрова с берегом, а в районе гидроэлектростанции следует учитывать режим ее работы, график нагрузок и связанное с этим изменение гидрологии и условий образования льда. При зависаниях, трещинах и разломах льда переходы с берега на лед следует устраивать по деревянным настилам на прогоны и поперечины, уложенные на лед, опирающиеся на сваи или шпальную клетку.

5.3.11. После окончания работ по устройству ледовой переправы необходимо провести контрольные замеры толщины льда на наиболее опасных участках, определить грузоподъемность переправы, пропуская по ней пробные нагрузки, превышающие расчетные в 1,5 раза, выполнять работы по оборудованию переправы дорожными знаками, освещением и сигнализацией и составить акт готовности к эксплуатации ледовой переправы.

5.3.12. Перед въездами на ледовую переправу должны быть установлены знаки грузоподъемности, ограничения скорости движения транспорта, знаки, запрещающие остановки и обгон транспортных средств, а также стенды со сведениями о режиме работы переправы и порядке перевозки пассажиров.

Границы переправы с обеих сторон должны обозначаться хорошо заметными вехами, расставленными на расстояние 5 м от ее оси через 15 - 20 м одна от другой.

Въезды на переправу должны быть оборудованы шлагбаумами.

5.3.13. При эксплуатации переправы необходимо систематически наблюдать толщину и состояние льда, проверять его грузоподъемность, особенно на реках (водоемах) с частым изменением уровня воды, следить за сопряжением ледового покрова с берегом.

5.3.14. Для защиты от снежных заносов с обеих сторон переправы должны устраиваться снеговые валы или устанавливаться снегозащитные щиты (соответственно на расстоянии 40 - 50 м и 15 - 20 м от оси ледовой переправы).

5.3.15. Ледовая переправа должна быть оборудована спасательными средствами (спасательными кругами, баграми, веревками, трапами и т.п.) и аптечкой для оказания первой помощи.

5.3.16. Все места нижнего бьефа гидроэлектростанций, где отмечено взламывание или зависание льда при колебаниях уровня, должны быть обозначены видимыми в любое время суток запрещающими работу и передвижения знаками (плакатами).

5.3.17. При эксплуатации ледовой переправы не разрешаются:

- пропуск нагрузок, превышающих грузоподъемность льда;

- движение транспорта со скоростью выше 10 - 15 км/ч;

- сокращение дистанции между машинами (табл. 5.1);

- переключение скоростей, остановка (за исключением вынужденной), разворот и обгон транспортных средств;

- движение автомобилей и других транспортных средств с закрытыми дверьми кабины.

5.3.18. Во время ледо- или шугохода интенсивностью до трех баллов <*> работы и плавание по реке и водохранилищу разрешаются только на моторных судах с прочным металлическим корпусом, а при отдельных небольших льдинах - на гребных лодках и гидрометрических понтонах. При интенсивности ледо- и шугохода свыше трех баллов работа и плавание разрешаются только судам ледокольного типа.

--------------------------------

<*> По шкале интенсивности шуго- и ледохода ледоход оценивается в три балла, когда площадь плывущих льдин и шуги занимает 0,3 всей площади водной поверхности на створе, за исключением заберегов.

5.3.19. Во время ледо- и шугохода не разрешаются работы и плавание в ночное время и при течении со скоростью более 1,5 м/с.

5.3.20. Допуск персонала на поверхность ледяного затора или шугового зажора разрешается лишь в исключительных случаях, для ликвидации опасности, угрожающей сооружению.

Передвижение персонала по заторам или зажорам без специальных настилов, страховочных канатов и др. не разрешается.

5.3.21. При резке льда ледорезной машиной персонал должен находиться на расстоянии не менее 1 м от прорези, двигаясь по целому льду. Не разрешается становиться на лед между прорезями, а также поправлять руками цепи режущих механизмов.

При начальном врезании в лед необходимо находиться рядом с машиной. Не разрешается включать режущие органы при движущейся машине.

При удалении льда из прорези или затоплении льдин под ледяной покров необходимо двигаться на расстоянии не менее 0,5 м от кромки прорези.

5.3.22. Взрывные работы при ликвидации зажоров в верхнем бьефе и проведении других работ должны вестись специализированными организациями в соответствии с требованиями "Единых правил безопасности при взрывных работах" и специальных инструкций.