6. Заключение

Для реализации задач, изложенных в настоящей концепции, следует осуществить следующие программы:

а) краткосрочная - в период 2016 - 2017 годов;

б) среднесрочная - в период 2018 - 2020 годов;

в) долгосрочная - в период 2021 - 2025 годов.

Краткосрочная программа должна предусматривать выполнение следующих этапов:

а) проведение анализа существующей нормативной и технической документации по диагностике объектов путевого хозяйства, подготовка проекта плана-графика разработки и пересмотра нормативных документов, в том числе требующих утверждения или отмены в Министерстве транспорта Российской Федерации;

б) обеспечение повышения скоростей контроля рельсов мобильными средствами дефектоскопии до установленных на полигонах их обращения для возможности их совмещения с мобильными средствами путевых измерений;

в) разработка программы обновления и развития средств диагностики и мониторинга инфраструктуры на период 2016 - 2018 годов (во исполнение п. 2 протокола заседания Научно-технического совета ОАО "РЖД" от 26 февраля 2015 г. N 1);

г) реализация опытного использования для контроля состояния элементов верхнего строения пути системы видеонаблюдения с автоматизированным распознаванием визуально выявляемых дефектов шпал, скреплений, рельсов и балласта;

д) обеспечение всех диагностических средств НК и ТД системами позиционирования (ГЛОНАСС/GPS приемниками геодезического класса, считывателями RFID меток);

е) реализация пилотного проекта по внедрению услуги по диагностике элементов верхнего строения пути сторонней организацией, аккредитованной федеральной службой на данный вид деятельности, на малодеятельных участках железнодорожных линий в пределах отдельной железной дороги;

ж) разработка и реализация программы поэтапного вывода из эксплуатации съемных средств неразрушающего контроля рельсов и путевых измерений.

Среднесрочная программа должна предусматривать выполнение следующих этапов:

а) реализация программы обновления и развития средств диагностики и мониторинга инфраструктуры на период 2016 - 2018 годов (во исполнение п. 2 протокола заседания Научно-технического совета ОАО "РЖД" от 26 февраля 2015 г. N 1);

б) пересмотр, при необходимости разработка и актуализация нормативной и технической документации, регламентирующей организацию и проведение новой технологии комплексной диагностики объектов путевого хозяйства с применением прорывных научно-технологических решений, направленных на повышение безопасности движения поездов;

в) переход на преимущественное применение мобильных средств диагностики и малообслуживаемых систем измерения на подвижном составе, включая высокоскоростной;

г) создание и отработка технологии применения технических средств диагностики, встроенных в подвижной состав;

д) реализация задачи анализа и мониторинга фактического состояния объектов инфраструктуры, предупреждения их предотказного состояния, паспортизацию объектов инфраструктуры с помощью средств диагностики и подготовки оптимизации управленческих решений по планированию работ, связанных с поддержанием инфраструктуры пути в безопасном состоянии;

е) конкретизация критериев браковки дефектов по условиям эксплуатации и потенциальной опасности (живучесть рельсов), определить возможность эксплуатации рельсов при определенных условиях с дефектами не угрожающими безопасности движения;

ж) определение фактического состояния ГРК по результатам измерений основных и дополнительных параметров ГРК и на их основе автоматическое формирование заданий для путевых машин, а также добавление в контролируемые параметры измерения плавности хода и комфортности;

з) по результатам реализации пилотного проекта по внедрению оказания услуг по комплексной диагностике элементов верхнего строения пути сторонней организацией, аккредитованной Федеральной службой на данный вид деятельности, разработка и представление на утверждение в установленном порядке технико-экономического обоснования по внедрению таких услуг на всей сети железных дорог ОАО "РЖД".

Долгосрочная программа должна предусматривать выполнение следующих этапов:

а) введение в постоянную эксплуатацию технических средств диагностики, встроенных в подвижной состав;

б) продолжение работы по внедрению перспективных методов сплошного неразрушающего контроля рельсов (в том числе контроля перьев подошвы);

в) автоматизация процесса контроля состояния объектов и выдачи результатов на соответствующие уровни управления в режиме онлайн при безусловном обеспечении безопасности движения;

г) решение задач расширения перечня функциональных параметров диагностики и точности измерения.