Модель нарушителей

37. Подраздел "Модель нарушителей" содержит формализованное описание действий потенциальных нарушителей, основанное на результатах анализа уязвимости, представленных в отчете по анализу уязвимости ядерного объекта и входящих в проектную угрозу.

38. Рекомендуется, чтобы общая информация о нарушителях включала следующие сведения:

1) тип нарушителя по признаку права доступа на ядерный объект (внутренний, внешний нарушитель и нарушители, действующие в сговоре);

2) категория нарушителей по признаку цели акции (террористы, диверсанты, преступники, экстремисты, пособники другим категориям нарушителей, нарушители внутриобъектового режима);

3) максимальное число нарушителей каждого типа и категории;

4) цель акции нарушителей (хищение ЯМ, диверсия, террористический акт в отношении ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ);

5) наличие у нарушителей вооружения, например холодного оружия, огнестрельного оружия (указать типовые образцы);

6) наличие у нарушителей средств для преодоления физических барьеров и вскрытия защитных конструкций (подручные средства, инструменты для проделывания отверстий в ограждениях, стенах, защитных конструкциях, аппараты для прожигания отверстий в полотнах ограждения, строительных и металлических конструкциях, взрывчатые вещества и взрывные устройства);

7) наличие у нарушителей портативных средств связи, приборов наблюдения дневного и ночного видения (бинокли, приборы ночного видения, тепловизоры), приборов радиоперехвата переговоров по радиосредствам сил охраны и физической защиты, приборов подавления радиосредств на объекте для блокирования вызова внешних сил реагирования и передачи сообщений о тревоге;

8) способы преодоления физических барьеров на участках рубежей физической защиты (перелаз через ограждение с использованием подручных средств, проделывание отверстия в ограждении, строительной или защитной конструкции, проделывание подкопа под ограждением, строительной конструкцией, обход ограждения над ним);

9) осведомленность нарушителей об общем расположении зданий и сооружений, ограждения зон на территории, о характере предметов физической защиты и их размещении в зонах, зданиях, помещениях и о режимах функционирования СФЗ, размещении сил охраны, порядке доступа на объект, в его зоны и здания;

10) степень подготовленности нарушителей к совершению акции (обычный уровень подготовки, уровень общей военизированной подготовки военнослужащих частей общего назначения или частных охранников, уровень специальной подготовки войск специального назначения и террористических организаций);

11) формы совершения акции хищения и диверсии (открытое нападение на объект, скрытное проникновение, скрытное проникновение к местам размещения сил охраны с последующим открытым нападением, подавлением или уничтожением сил охраны).

39. Формализованные данные о нарушителях и их действиях включают следующие сведения:

1) перечень предметов физической защиты, для которых выполняются оценки эффективности СФЗ, разбитых на подгруппы для каждого места (охраняемой зоны) их размещения на объекте; в случае размещения в одном месте (зоне) нескольких предметов физической защиты с одними и теми же исходными данными для оценки эффективности, эти предметы рекомендуется представить одним групповым предметом физической защиты, для которого будет оцениваться одно значение показателя эффективности СФЗ;

2) перечень сценариев действий нарушителей, сформированный на основе исходных данных о типе, категории нарушителей, его цели и действиях, принимаемых для совершения акции (способах преодоления физических барьеров, скорости движения по территории объекта, тактике боя с силами охраны). Сценарии действий нарушителей используются для вычисления отдельных значений показателей эффективности СФЗ; при выборе сценариев действий нарушителей рекомендуется рассматривать:

сценарии хищения ЯМ, при которых нарушитель должен не только проникнуть к месту размещения ЯМ, но и вынести похищенный ЯМ за территорию объекта, и диверсии на ядерном объекте, совершаемой после проникновения в места размещения предметов физической защиты;

сценарии, использующие формы открытого нападения, скрытого проникновения и комбинированного воздействия;

сценарии действий:

- одиночного внешнего нарушителя;

- одиночного внутреннего нарушителя наиболее опасной категории;

- одиночного внешнего нарушителя, действующего в сговоре с помогающим ему внутренним нарушителем;

- группы внешних нарушителей максимальной численности, действующих одной группой;

- группы внешних нарушителей максимальной численности, действующих двумя группами, одна из которых выполняет хищение или диверсию, а вторая блокирует или уничтожает силы охраны.

Все сценарии действий для конкретной численности нарушителей рекомендуется рассматривать в случае использования нарушителями максимально возможного состава вооружения, оснащения и инструментов.

40. При формировании модели нарушителей рекомендуется приводить ссылки на используемые источники информации, а также давать пояснения для каждой разработанной модели, с указанием принятых допущений.

41. Указанные в пунктах 38, 39 настоящего Положения сведения могут дополняться по мере накопления опыта применения соответствующих комплекса моделей и методики для оценки эффективности СФЗ.

Эксплуатирующей организацией и (или) органом управления атомной энергии рекомендуется создавать и совершенствовать базу данных сведений, характеристик и параметров моделей нарушителей, используемых при оценках эффективности, проектировании и эксплуатации СФЗ на ядерных объектах.

42. При использовании программных комплексов оценки эффективности СФЗ исходные данные заносятся в соответствующие файлы, которые рекомендуется хранить на ядерном объекте для последующего использования при повторных оценках эффективности СФЗ, в том числе с внесением необходимых изменений и дополнений.