3.1. Выбор вида транспорта

Выбор вида транспорта осуществляется пассажиром на основе информации получаемой через сеть средств массовой информации, в том числе сеть интернет, а также непосредственно в поездах и на вокзалах.

На этапе выбора транспорта пассажиру необходимы:

- полная и актуальная информация о транспортной услуге, которую он собирается приобретать;

- наличие услуг, конкурирующих по скорости движения с альтернативными видами транспорта;

- возможность и удобство стыковки нескольких видов транспорта в одной поездке;

- стоимость билета в соотношении с качеством перевозки;

- удобный, понятный и легкий способ покупки билета;

- удобный и понятный интернет сайт.

I этап - Выбор вида транспорта

Мероприятия

назначение дополнительных ускоренных поездов в пригородном сообщении

00000002.png

расширение полигона курсирования пассажирских поездов в дальнем следовании в режиме "Дневной экспресс", в том числе с использованием подвижного состава "Ласточка"

00000003.png

Расширение полигона курсирования пассажирских поездов в дальнем следовании в режиме "Двухэтажный экспресс"

00000004.png

назначение скоростных пассажирских поездов дальнего следования

00000005.png

сокращение времени в пути поезда "Сапсан" на участке Москва - Санкт-Петербург для безостановочных маршрутов

00000006.png

организация мультимодальных сообщений и продаж проездных документов на иные виды транспорта

00000007.png

совершенствование тарифной политики на пассажирские перевозки в дальнем следовании и в пригородном сообщении

00000008.png

В рамках данного направления будет продолжена работа по текущему сопровождению деятельности пассажирского комплекса и информированию пассажиров о новых сервисах, повышению качества обслуживания, новых услугах и т.п. согласно программе.

Основное направление развития услуг по продаже билетов пассажиров нацелено на электронную коммерцию. Сегодня более 40% от общего количества проданных мест на поезда дальнего следования оформляются в сети Интернет. Дальнейшее направление: предоставить возможность пассажиру использовать мобильный "офис по продаже билетов и справочное бюро".

На этапе выбора пассажиром вида транспорта предусматривается реализация ряда мероприятий по улучшению логистики и скорости перевозки пассажиров:

- В пригородном сообщении предусматривается назначение дополнительных 22 ускоренных поездов 7000-й нумерации на полигоне трех компаний.

- Поэтапная реализация Комплексной долгосрочной программы организации движения двухэтажных пассажирских вагонов на сети железных дорог ОАО "РЖД" (утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" N 2822р от 30.12.16 г.) в целях сохранения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке пассажирских перевозок, увеличения экономической эффективности эксплуатации пассажирского подвижного состава, рационального использования пропускной способности сети железных дорог ОАО "РЖД". Практическая реализация Программы предусмотрена на 12 маршрутах <1> (490 вагонов на сумму свыше 40 млрд рублей), в том числе:

--------------------------------

<1> Реализация возможна в зависимости от текущей конъюнктуры рынка транспортных услуг, экономической ситуации в стране и регионах, изменения транспортной подвижности населения, графика поставки двухэтажного подвижного состава и заключения договоров.

I этап (2017 - 2018 годы) - организация курсирования двухэтажных поездов по маршрутам: Москва - Кисловодск (август 2017 г.), Ростов - Адлер (сентябрь 2017 г.) Москва - Ижевск (декабрь 2018 г.). Для реализации данного этапа потребуется приобретение 119 вагонов;

II этап (2019 - 2020 годы) - организация курсирования двухэтажных поездов в декабре 2019 г. по маршрутам: Москва - Ростов, Москва - Казань, Москва - Новороссийск, Москва - Адлер, Москва - Петрозаводск, Санкт-Петербург - Мурманск, Москва - Пенза, Москва - Анапа, Москва - Самара. Для реализации данного этапа необходимо закупить 371 вагон.

Реализация программных мероприятий позволит повысить качество обслуживания пассажиров, будет способствовать повышению доступности железнодорожного транспорта для населения в результате снижения стоимости билетов, а также повышению уровня комфорта пассажиров благодаря улучшенной технической оснащенности нового подвижного состава.

Новый подвижной состав отличается повышенной безопасностью движения за счет внедрения новых систем пассивной безопасности, сниженным энергопотреблением, сниженным негативным влиянием на окружающую среду, отсутствием выбросов продуктов горения.

- Реализация плана мероприятий, предусматривающих повышение скоростей движения пассажирских поездов и обеспечение ценовой доступности проезда в них (91+).

В связи со вступлением в силу 28 декабря 2016 г. приказа ФАС N 1836/16 от 23 декабря 2016 г. о внесении изменений в систему тарификации услуг по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта для скоростных поездов, предусматривающих снижение установленных приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 тарифов на услуги для скоростных поездов, имеющих маршрутную скорость от 91 до 140 км/ч., АО "ФПК" реализует поэтапный перевод в 2017 - 19 гг. поездов своего формирования в категорию скоростных, в том числе:

2017 г.: Москва - Смоленск до 3 часов 59 минут (июнь), Москва - Брянск до 3 часов 59 минут (ноябрь), Москва - Белгород до 6 часов 45 минут (июнь), Москва - Воронеж до 6 часов (ноябрь), Санкт-Петербург - Белгород до 14 часов (декабрь).

2018 - 2019 гг.: организация скоростного сообщения в декабре 2018 г. на маршруте Воронеж - Ростов со временем хода не более 7 часов, Санкт-Петербург - Нижний Новгород не более 12 часов.

Это предоставит возможность снижения себестоимости перевозок в скоростных поездах дальнего следования, как следствие, снизить тарифную нагрузку на пассажира, тем самым будет способствовать повышению доступности пассажирских перевозок, увеличению мобильности, экономическому росту регионов и развитию транспортных связей между ними.

- Реализация Программы повышения маршрутных скоростей пассажирских поездов дальнего следования (утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" N 2028р от 30.09.16 г.). Основными целями реализации Программы являются создание для пассажиров более привлекательных условий, как с точки зрения увеличения комфортности и безопасности пассажирских перевозок, так и с точки зрения сокращения времени в пути при сохранении наиболее удобного времени отправления и прибытия пассажиров и обеспечение высокого уровня мобильности населения страны при массовых перевозках пассажиров.

В соответствии с Программой повышения маршрутных скоростей (1 этап - 2017 - 2018 г.; 2 этап - 2019 - 2020 г.) будет реализовано:

- на первом этапе ускорение поездов дальнего следования в следующих сообщениях: Москва - Воронеж до 6 часов 20 минут в сентябре 2017 г. и до 6 часов в ноябре 2017 г., Москва - Белгород до 6 часов 45 минут (июнь 2017 г.), Москва

- Брянск до 3 часов 59 минут (ноябрь 2017 г.), Москва - Смоленск до 3 часов 59 минут (июнь 2017 г.), Санкт-Петербург

- Белгород до 14 часов (декабрь 2017 г.); Краснодар - Адлер до 4 часов 30 минут (декабрь 2018 г.), Москва - Саранск до 8 часов (декабрь 2018 г.);

- на втором этапе (декабрь 2018 г. на график 2018/19 гг.) ускорение поездов дальнего следования в следующих сообщениях: Санкт-Петербург - Адлер (до 35 часов), Санкт-Петербург - Воронеж (до 14 часов), Москва - Мурманск (до 33 часов), Москва - Пенза (до 9 часов 30 минут), Москва - Калининград (до 19 часов), Ростов - Адлер (до 9 часов), Москва - Кисловодск (до 23 часов 50 минут), Москва - Ростов (до 16 часов), Москва - Владикавказ (до 35 часов), Москва - Анапа (до 22 часов), Москва - Петрозаводск (до 10 часов), Москва - Псков (до 10 часов), Москва - Оренбург (до 22 часов), Москва - Ульяновск (до 12 часов 30 минут), Москва - Адлер (до 22 часов 30 минут), Санкт-Петербург - Нижний Новгород (до 12 часов).

- Расширение полигона курсирования поездов в режиме "Дневной экспресс"

В целях повышения конкурентоспособности с другими видами транспорта АО "ФПК" в 2017 - 2019 гг. продолжит работу по расширению сети поездов с дневным режимом пропуска, минимальным временем в пути, доступной ценовой политикой.

Ключевыми факторами определения маршрутов курсирования поездов с дневным режимом пропуска с точки зрения пассажира служат: сокращение времени хода поездов с удобным временем отправления и прибытия, внедрение инновационного комфортабельного подвижного состава с местами для сидения, конкурентные преимущества относительно авиа/автотранспорта (время в пути и тариф).

Этапность реализации данной программы:

на I этапе (2017 год) - расширение полигонов обращения дневных поездов по маршрутам: Иркутск - Улан-Удэ (1 пара - январь 2017 г.), Краснодар - Адлер (1 пара - май 2017 г.), в том числе с ускоренным режимом пропуска Москва - Смоленск (1 пара - январь 2017 г.), Москва - Нижний Новгород (организация ежедневного курсирования 9 пар скоростных поездов - май 2017 г.);

на II этапе (2018 год) - расширение полигонов обращения дневных поездов по маршрутам: Кисловодск - Ростов/Краснодар (1 пара - декабрь 2017 г.), Москва - Иваново маршрутом через Новки, Ковров (1 пара - декабрь 2017 г.), Москва - Ульяновск/Тольятти (1 пара - декабрь 2018 г.), в том числе с ускоренным режимом пропуска Самара - Пенза (1 пара - декабрь 2018 г.), Воронеж - Ростов (1 пара - декабрь 2018 г.) <2>;

--------------------------------

<2> Реализация маршрутов Москва - Ульяновск/Тольятти, Самара - Пенза, Воронеж - Ростов возможна в зависимости от текущей конъюнктуры рынка транспортных услуг, экономической ситуации в стране и регионах, изменения транспортной подвижности населения.

на III этапе (2019 год) - расширение полигонов обращения дневных поездов по маршрутам: Москва - Киров (1 пара) <3>, Москва - Череповец (1 пара), Москва - Пенза (1 пара), Москва - Кострома (1 пара), Москва - Сонково (1 пара).

--------------------------------

<3> Реализация возможна в зависимости от текущей конъюнктуры рынка транспортных услуг, экономической ситуации в стране и регионах, изменения транспортной подвижности населения.

Ежегодно при разработке и корректировке графика движения поездов рассматривается возможность повышения скоростей движения пассажирских поездов в соответствии с предложениями перевозчиков.

При реализации Комплексной долгосрочной программы организации движения двухэтажных пассажирских вагонов на сети железных дорог ОАО "РЖД", Плана мероприятий, предусматривающих повышение скоростей движения пассажирских поездов и обеспечение ценовой доступности проезда в них (91+), Программ повышения маршрутных скоростей пассажирских поездов дальнего следования на период 2017 - 2022 года и расширения полигона курсирования поездов в режиме "Дневной экспресс" по результатам опытных поездок в случае потребности в дополнительном финансировании необходимо его отдельное выделение по титулу каждой программы.

- сокращение времени в пути поезда "Сапсан" на участке Москва - С-Петербург с 3 часов 40 минут до 3 часов 35 минут для безостановочных маршрутов с вводом графика движения поездов на 2018 год.

- организация мультимодальных сообщений и продаж проездных документов на иные виды транспорта. В настоящее время на полигоне 9 пригородных компаний на 20 направлениях организованы мультимодальные перевозки. В период с 2017 по 2019 предусматривается развитие данного вида бизнеса с организацией 200 маршрутов.

В области тарифной политики реализация следующих мероприятий:

1. Проведение работы пригородными пассажирскими компаниями с субъектами РФ по ежегодному изменению тарифов на пригородные перевозки для пассажиров не выше инфляционных параметров в среднем по сети - 2017 г. не более 4%, 2018 г. - 2019 гг. с учетом ежегодной актуализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Цель мероприятия сохранение и повышение доступности пригородного пассажирского транспорта.

2. В дальнем следовании:

Совершенствование системы динамического ценообразования на пассажирские перевозки поездами дальнего следования.

В 2013 году Компанией внедрена подсистема управления доходностью (далее - УД), основанная на механизме гибкого тарифообразования в дерегулированном сегменте.

Целями внедрения УД являются:

- рост доступности услуг по перевозке пассажиров в поездах дальнего следования;

- увеличение доходных поступлений от предоставления услуг по перевозке пассажиров.

Первые поезда пилотного полигона, тарифицируемые по новой технологии, отправились в рейс 1 марта 2013 г. Внедрение УД происходило в период с 2013 по 2016 год. В 2016 году полигон УД для дерегулированного сегмента (внутригосударственного сообщения) расширен и охватывает 75% сети АО "ФПК".

В январе 2017 года отправились в рейс 250 поездов АО "ФПК", которые будут курсировать под контролем УД. Данные поезда включены в полигон системы УД в декабре 2016 года (с учетом продажи проездных документов за 60 суток до отправления). Таким образом, АО "ФПК" реализует шестой этап распространения УД, под управлением которого будут находиться 650 поездов в рамках ее управления в 2017 г. (100% поездов Компании, курсирующих во внутригосударственном сообщении, за исключением социально-значимого сегмента).

В УД сочетаются большинство подходов, ранее реализованных в виде маркетинговых акций: дифференциация тарифов в зависимости от категории места (верхняя, нижняя полка), дня недели, глубины продажи и др. При этом, в отличие от статичных маркетинговых акций, когда тариф определяется заранее на длительный период времени, благодаря применению УД осуществляется автоматизированное формирование гибких тарифов с учетом внутренних изменений, а также различных тенденций, происходящих во внешней среде, на дату продажи.

Доля проездных документов, реализуемых в рамках системы динамического ценообразования по тарифам ниже или на уровне базового значения: в 2017 г. - 70%; в 2018 г. - 72%; в 2019 г. - 74% (справочно: текущее значение - 68%). В том числе, доля проездных документов, реализуемых в рамках системы динамического ценообразования по тарифам на 30% и ниже базового значения: в 2017 г. - 17%; в 2018 г. - 19%; в 2019 г. - 20% (справочно: текущее значение примерно - 11,5%).

Для обеспечения большей гибкости тарифной политики на полигонах, не участвующих в УД, в 2017 году Компанией предусмотрена возможность применения скидок и надбавок к стоимости проезда в дерегулированном сегменте: от 5 до 50% на проезд во всех поездах (кроме полигона УД) в целях стимулирования покупки проездных документов.

В 2017 году для привлечения дополнительного пассажиропотока на поезда внутригосударственного сообщения будет продолжена практика применения маркетинговых акций (за исключением поездов, включенных в систему динамического ценообразования).

Основной целью применения скидок и надбавок является повышение продаж в период ранних дат оформления проездных документов для более эффективного управления вагонным парком (формирования схем поездов).

В данном случае применяется гибкая система ценообразования, предусматривающая предоставление скидок в периоды снижения спроса и надбавок - в периоды резкого роста спроса. Конкретный полигон применения акции определяется путем проведения кабинетных и полевых исследований. Механизм проведения акций будет включать в себя традиционные подходы по дифференцированию тарифов в зависимости от глубины продажи билетов и расположения полок в вагоне.

В 2017 году АО "ФПК" продолжит практику реализации маркетинговой акции "Удачный вторник" (для дерегулированного и регулируемого сегментов перевозок): скидка от 5 до 80% по вторникам на проезд в отдельных поездах для стимулирования совершения поездок.

С начала 2016 года в акции "Удачный вторник" в зависимости от даты отправления приняли участие все поезда АО "ФПК", курсирующие во внутригосударственном сообщении. При реализации проездных документов во вторник пассажирам на отдельные поезда/даты предоставляется скидка/специальный тариф. Анонс о поездах, участвующих в акции, публикуется накануне выходных дней.

В 2016 году в рамках акции "Удачный вторник", оформлено свыше 185 тыс. проездных документов (билетов) на поездах внутригосударственного сообщения. По вторникам в рамках акции в среднем приобреталось в 2,5 раза больше билетов, чем в обычные дни.

Использование данных маркетинговых решений позволит не только повысить лояльность пассажиров и улучшить основные показатели работы АО "ФПК" в дерегулированием сегменте (доход, прибыль), но также положительно скажется на имидже Компании.

На проезд в поездах формирования АО "ФПК" маломобильных пассажиров в специальных купе будет применяться фиксированная стоимость проезда, установленная, в диапазоне от - 50% до + 10% к действующим тарифам, в соответствии с распоряжением АО "ФПК" от 13 октября 2016 г. N 1050р "Об индексации тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в вагонах класса "Люкс", СВ и купейных вагонах, изменении стоимости комплекса услуг в вагонах повышенной комфортности и вагонах класса "Люкс" всех категорий поездов и изменении платы за пользование комплектом постельного белья". Период реализации данной инициативы, а также базовая стоимость, к которой применяется скидка/надбавка, определяется отдельно в соответствии с технологической возможностью.

Будет продолжена реализация маркетинговых акций в регулируемом сегменте. Основной механизм - дифференциация стоимости проезда в зависимости от категории места (верхняя, нижняя полка) и глубины продажи: скидка от 5 до 50% на проезд во всех поездах для стимулирования покупки менее востребованных категорий мест.

В общих вагонах и вагонах с местами для сидения (отдельных поездов) будет применяться дифференцированная тарифная политика в отношении стоимости проезда в зависимости от глубины продажи и дня недели.

В дерегулированном и регулируемом сегментах будет применяться дифференцированная тарифная политика в отношении стоимости проезда в поездах дальнего следования в зависимости от технических характеристик вагона: наличие установок кондиционирования воздуха (УКВ) и экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК). Предусматривается установление более низкой стоимости проезда пассажиров в вагонах, не оснащенных ЭЧТК и УКВ, а также более высокой стоимости проезда в вагонах, оборудованных данными системами. В связи с этим предусмотрена возможность применения скидок к стоимости проезда в вагонах, оборудованных ЭЧТК и УКВ (скидка от 5 до 70% на проезд во всех поездах с целью приведения стоимости проезда в соответствие с качеством услуг).

Во 2 квартале 2017 года в сфере ведения ДОСС будет утверждена и реализована маркетинговая политика, предусматривающая:

- детальное изучение рынка, развитие маркетингового взаимодействия с клиентами и формирование предложений, ориентированных на каждый сегмент потребителей (специальные тарифные планы для пожилых людей, молодежи, МГН). Также будет внедрена стимулирующая тарифная шкала по групповым перевозкам;

- дальнейшее совершенствование тарифного регулирования на скоростные поезда "Сапсан" и "Ласточка" перевозчика ОАО "РЖД";

- развитие системы маркетинговых соглашений с компаниями-партнерами для увеличения числа поездок на поезде "Аллегро".

Для реализации I этапа финансирование в рамках Программы мероприятий не предусматривается.