7. Привлечение к административной ответственности органа местного самоуправления, в связи с несоблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В период с 20 апреля по 20 мая 2015 года в отношении Администрации муниципального образования города Братска (далее - администрация) Главным управлением МЧС России по Иркутской области (далее - управление) на основании плана проведения плановых проверок проведена плановая выездная проверка по контролю соблюдения обязательных требований, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По факту выявленных проверкой нарушений составлен акт проверки N 19/ЧС-5 и администрации выдано законное предписание N 19/ЧС-5.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным предписания N 19/ЧС-5, так как в нем отсутствуют указания на мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов власти необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. (10)

Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пункта 92 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Административный регламент) утвержденного приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2016 N 42814), в случае выявления по результатам проверки невыполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностное лицо надзорного органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать объекту надзора предписание об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с указанием сроков их устранения.

В рассматриваемом случае поводом для выдачи администрации предписания N 19/ЧС-5 послужило выявление надзорным органом следующего нарушения: местная система оповещения, созданная на территории администрации, не обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения до всего населения, проживающего в жилых районах на территории города Братска. В указанных районах не установлены громкоговорящие устройства.

Согласно пункту 1.2 "Положения о системе оповещения и информирования населения муниципального образования города Братска об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий от 26.12.2013 N 3565" система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных на территории города Братска, специальных технических средств оповещения и информирования населения г. Братска, сетей вещания и каналов связи, а также подачи сигналов оповещения и передачи речевой информации.

Согласно абзацу "а" подпункту 1 пункту 2.1 "Положения от 26.12.2013 N 3565", муниципальная система оповещения, включает в себя автоматизированную систему централизованного оповещения гражданской обороны с электрическими сиренами и внешними акустическими устройствами, которые в свою очередь используются для экстренного оповещения населения при чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера.

Согласно подпункту "м" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Пунктами 4, 6, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 года N 422/90/376 установлено, что системы оповещения создаются на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования). Администрация обязана принимать меры по незамедлительному доведению информации до населения, проживающего на территории города с использованием системы оповещения, которая должна на всех уровнях взаимодействовать и слаженно работать как технически, так и программно.

Как следует из материалов дела, в ряде жилых районов на территории города Братска отсутствуют оконечные устройства для доведения информации до населения, что также подтверждается обращением директора муниципального казенного учреждения "Центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций" города Братска к начальнику Управления Министерства внутренних дел России по городу Братску о привлечении патрульных автомобилей с громкоговорящими установками для оповещения населения вышеуказанных районов.

Допущенные администрацией нарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность.

Довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания в связи с тем, что оно не содержит мероприятий по устранению выявленных нарушений является необоснованным по следующим основаниям.

Проверки органов местного самоуправления регламентированы статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Требования к предписаниям установлены частью 2.7 статьи 77 названного Федерального закона, а именно предписания должны содержать перечень выявленных нарушения и сроки их устранения. Оспариваемое предписание содержит все необходимые данные, содержащиеся в вышеуказанной норме закона.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2015 года по делу N А19-13466/2015

оставлено без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2016 г. N 04АП-28/16.