5. Назначение административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, допущенные в результате бездействия, и выявленные в рамках одной проверки по разным адресам осуществления деятельности организацией

5. Назначение административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, допущенные в результате бездействия, и выявленные в рамках одной проверки по разным адресам осуществления деятельности организацией.

В результате проверки, проведенной в помещениях и на территории МБОУ ООШ расположенному по адресу "А" и на территории по адресу "Б" выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

По данному факту должностным лицом административного органа возбуждено два дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 и частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Постановлением N 1 МБОУ ООШ признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ ему административное наказание по части 4 статьи 20.4 в виде административного штрафа назначено административное наказание в пределах санкции части 4 статьи 20.4 в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Постановлением N 2 МБОУ ООШ признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ и с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ ему назначено размере 150 000 рублей.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Административное наказание должно основываться на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности и назначаться за совершение административного правонарушения в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 данной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Из материалов дела об административных правонарушениях усматривается, что нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в зданиях МБОУ ООШ в ходе проверки, проведенной, были допущены учреждением в результате бездействия, эти нарушения установлены в рамках проведения одной проверки.

То обстоятельство, что нарушения имеют место по разным адресам осуществления деятельности учреждения, в данном случае не является основанием для назначения самостоятельных наказаний по частям 3, 4 статьи 20.4 и по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку эти нарушения допущены в результате одного бездействия, выявлены в рамках одной проверки.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении МБОУ ООШ подведомственно одному должностному лицу.

Следовательно, МБОУ ООШ совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 3, 4 статьи 20.4 и частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на постановления должностного лица судья районного суда пришел к выводу о том, что эти акты подлежат изменению в части назначенного наказания с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Данная норма введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ и при наличии исключительных обстоятельств предусматривает возможность назначения юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

По итогам рассмотрения жалобы постановления должностного лица судьей районного суда были изменены, размер административного штрафа, назначенного постановлением N 1 за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, снижен до 75 000 рублей. Размер административного штрафа, назначенного постановлением N 2 за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, снижен до 75 000.

Вместе с тем судьей районного суда было проигнорировано то обстоятельство, что административное наказание за совершение данных административных правонарушений подлежало назначению в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, а именно, в пределах санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

При этом положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ могли быть применены только после назначения учреждению наказания с соблюдением требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.

Допущенное нарушение правил назначения административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений также не устранено судьей и заместителем председателя областного суда при рассмотрении соответствующих жалоб.

Данное нарушение является существенным и не позволяет признать состоявшиеся по делу акты законными. Подобное разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Учитывая изложенные обстоятельства, решением судьи Верховного Суда Российской Федерации постановления административного органа N 1 и N 2, решение районного, областного суда и постановление заместителя председателя областного суда, вынесенные в отношении МБОУ ООШ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 и частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП, отменены, производство прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

(В соответствии с постановлением Верховного Суда РФ от 25 января 2016 г. N 46-АД15-36) (1).

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.