Утверждена

Решением Коллегии

Евразийской экономической комиссии

от 25 июня 2013 г. N 144

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Список изменяющих документов

(в ред. решений Коллегии Евразийской экономической комиссии

от 12.05.2015 N 47, от 24.04.2017 N 39)

1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - показатели, государства-члены), являются Система национальных счетов (1993 год) и рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих показателей:

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) долг сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).

3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:

"безусловные долговые обязательства" - денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:

кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;

займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;

"взносы (отчисления) на социальные нужды" - фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения и (или) в бюджет центральных органов управления от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;

"внешний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внешним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"внутренний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внутренним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления с учетом операций с нефинансовыми активами над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами с учетом операций с нефинансовыми активами);

"долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных внешних и внутренних долговых обязательств сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;

"консолидированный бюджет сектора государственного управления" - совокупность бюджетов подсекторов сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

"национальный (резервный) фонд" - часть средств бюджета центральных органов управления, сосредотачиваемых на специализированных счетах и подлежащих обособленному учету и управлению для решения задач, направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости и развитие экономики государства-члена;

"операции с нефинансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов нефинансовых активов, включающих в себя основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы;

"операции с финансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов финансовых активов, включающих в себя финансовые требования, монетарное золото и специальные права заимствования (СДР), предоставляемые Международным валютным фондом в порядке распределения;

"операции с обязательствами" - операции (принятие за минусом погашения), приводящие к изменению запасов обязательств;

"сектор государственного управления" - органы государственного управления, относящиеся к подсекторам сектора государственного управления: центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

"социальные трансферты" - текущие пособия, выделяемые из фонда социального обеспечения и (или) из бюджета центральных, региональных и местных (муниципальных) органов управления для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;

"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входят расчет показателей и (или) взаимодействие с Комиссией по вопросам предоставления и получения необходимой информации;

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" - изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами (населением) для непроизводственного потребления, рассчитываемое как отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;

"условные долговые обязательства" - сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);

"фиксированный набор потребительских товаров и услуг" - перечень репрезентативно отобранных товаров и услуг, потребляемых домашними хозяйствами (населением), с определенными количественными соотношениями составляющих его элементов, не меняющимися в течение заданного периода времени;

"финансовый год" - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;

"фонд социального обеспечения" - внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:

в Республике Армения - отсутствует;

(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

в Республике Беларусь - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

в Республике Казахстан - акционерное общество "Государственный фонд социального страхования";

в Кыргызской Республике - Социальный фонд Кыргызской Республики, который включает в себя Пенсионный фонд, Государственный накопительный пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики и Фонд оздоровления трудящихся;

(абзац введен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

в Российской Федерации - Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.

4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

00000001.wmz,

где:

00000002.wmz - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;

00000003.wmz - доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;

00000004.wmz - расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;

00000005.wmz - операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.

Показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается по формуле:

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

00000006.wmz,

где:

00000007.wmz - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

ВВП - объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.

По предложению государства-члена Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию в соответствии с настоящей Методикой информации о номинальных объемах дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления и валового внутреннего продукта.

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

00000008.wmz,

где:

00000009.wmz - долг сектора государственного управления;

00000010.wmz - долг центральных органов управления;

00000011.wmz - долг региональных органов управления;

00000012.wmz - долг местных (муниципальных) органов управления;

00000013.wmz - взаимосвязанные показатели по консолидируемым позициям.

Долг сектора государственного управления состоит из внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления.

В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.

Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.

Показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается как сумма значений показателей внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта:

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

00000014.wmz,

где:

00000015.wmz - долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

00000016.wmz - внешний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

00000017.wmz - внутренний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту.

Показатели внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта рассчитываются как сумма отношений номинальных объемов долга, выраженных в иностранной (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) и национальной валютах заимствования, на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал) к сумме квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала). При этом часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в иностранной валюте заимствования (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США), делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте и пересчитанных в доллары США по среднему квартальному курсу национальной валюты, рассчитанному национальными (центральными) банками государств-членов, а часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в национальной валюте заимствования, делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте.

По предложению государства-члена Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой в Комиссию информации о номинальных объемах внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления по валютам обязательств (в национальной валюте, в иностранных валютах заимствования (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США)) на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), о квартальных объемах валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте, а также о среднем квартальном курсе национальной валюты к доллару США, рассчитанном национальным (центральным) банком этого государства-члена.

(в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39)

(см. текст в предыдущей редакции)

По предложению государства-члена Комиссия проводит сравнительную оценку показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитанного в соответствии с настоящей Методикой, с показателем долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитанным как отношение объема долга сектора государственного управления на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте (доллару США), установленному национальным (центральным) банком государства-члена на конец последнего дня отчетного периода (финансовый год, квартал), к объему валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженному в национальной валюте.

6. Абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39.

(см. текст в предыдущей редакции)

Показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении измеряется как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря анализируемого года к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.

Для квартального мониторинга уровня инфляции (индекса потребительских цен) используется показатель, измеренный в годовом выражении как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах последнего месяца квартала текущего года к его стоимости в ценах аналогичного месяца предыдущего года.

В аналитических целях используется показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) за период с начала года, измеряемый как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах анализируемого месяца к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.

Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.

При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в фиксированном наборе потребительских товаров и услуг, а также в долях (весах) потребления в общем объеме фиксированного набора потребительских товаров и услуг исходя из национальных особенностей потребления товаров и услуг домашними хозяйствами (населением) в государствах-членах.

7. Уполномоченные органы с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей Методики предоставляют в Комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также по показателям согласно приложению.

Предоставление уполномоченными органами в Комиссию указанной информации осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).