Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Характеристика основных финансово-экономических показателей оценки достаточности финансовых ресурсов эксплуатанта

III. Характеристика основных

финансово-экономических показателей оценки достаточности

финансовых ресурсов эксплуатанта

9. Оценка финансово-экономического состояния эксплуатантов включает получение результатов объективного анализа показателей их ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, финансовой нагрузки по обслуживанию заемных средств, рентабельности (экономической эффективности деятельности) и располагаемых инвестиционных возможностей (включая собственные и привлекаемые инвестиционные ресурсы).

10. Показатели используются для обоснования выводов о наличии или отсутствии у эксплуатанта достаточных финансовых ресурсов, наличия рисков ухудшения финансового состояния эксплуатанта и потенциальных возможностях восстановления его платежеспособности.

(п. 10 в ред. распоряжения Минтранса России от 27.07.2016 N МС-103-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Выводы о наличии у эксплуатанта необходимых финансовых ресурсов на основании оценки данных текущей бухгалтерской и статистической отчетности эксплуатантов формируются на основе предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями значений соответствующих аналитических показателей и включают отнесение эксплуатанта к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности (возникновения банкротства) в соответствии с пунктами 40 и 47 настоящих Методических рекомендаций.

12. Выводы по прогнозной оценке наличия у эксплуатанта необходимых финансовых ресурсов формируются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями на основании оценки и анализа соответствующих прогнозных показателей бизнес-плана.

13. Выводы о наличии рисков ухудшения финансово-экономического состояния эксплуатанта формируются на основе анализа показателей экономической эффективности деятельности, уровня кредиторской задолженности и уровня финансовой нагрузки по обслуживанию заемных средств, а также динамики объемных показателей производственной деятельности эксплуатанта.

14. Выводы о наличии потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта формируются на основе анализа величины дефицита необходимых финансовых ресурсов по данным текущей бухгалтерской и статистической отчетности, показателей экономической эффективности деятельности и прогнозных показателей бизнес-плана, подготовленных с учетом планов собственников и инвесторов, предусматривающих инвестиции, финансовую поддержку и взносы в уставный капитал эксплуатанта (при необходимости у эксплуатантов могут быть запрошены необходимые подтверждения).

15. Показатели ликвидности и платежеспособности позволяют определить способность эксплуатанта оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода (года). Наиболее важными из них для анализа финансово-экономического состояния эксплуатанта являются следующие:

чистый оборотный капитал;

коэффициент текущей (общей) ликвидности;

период оборота (погашения) кредиторской задолженности.

16. Чистый оборотный капитал (00000001.wmz) рассчитывается как разность между текущими активами эксплуатанта (из которых исключается дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал <*>) и его краткосрочными обязательствами (за вычетом доходов будущих периодов и краткосрочных оценочных обязательств).

--------------------------------

<*> Сведения о дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал входят в состав пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Для целей расчета чистого оборотного капитала специалистам органов сертификации эксплуатантов или привлекаемым в рамках процедур сертификации специалистам-экспертам рекомендуется дополнительно запрашивать у эксплуатантов пояснения к промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности в части расшифровки состава дебиторской задолженности по срокам погашения и раскрытия информации о задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, если такие расшифровки или информация в составе представленной отчетности отсутствуют.

При отсутствии в составе промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности информации о составе дебиторской задолженности по срокам погашения и информации о задолженности учредителей по взносам в уставный капитал специалисты органов сертификации эксплуатантов или привлекаемые в рамках процедур сертификации специалисты-эксперты вправе для целей расчета чистого оборотного капитала использовать данные о доле дебиторской задолженности со сроком погашения свыше 12 месяцев, а также данные о размере задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, указанные в пояснениях к бухгалтерской отчетности эксплуатанта за прошедший год.

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости эксплуатанта, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что эксплуатант не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности эксплуатанта, в том числе от объема реализации, скорости оборота материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов, хозяйственной конъюнктуры.

На финансовом положении эксплуатанта может отрицательно сказываться как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала.

Недостаток этих средств может привести эксплуатанта к финансовой неустойчивости и ограниченной платежеспособности в связи с неспособностью своевременно погасить краткосрочные обязательства. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, возрастанием суммы просроченной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без соответствующих долгосрочных источников финансирования, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над реальной потребностью в нем может свидетельствовать о неэффективном использовании ресурсов.

17. Коэффициент текущей ликвидности (00000002.wmz) является наиболее применяемым показателем при рассмотрении угрозы возможного банкротства, рассчитывается как частное от деления величины оборотных средств (из которых исключается дебиторская задолженность со сроком погашения свыше 12 месяцев и задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал <*>) на краткосрочные обязательства (без учета доходов будущих периодов и краткосрочных оценочных обязательств) и показывает, достаточно ли у эксплуатанта средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Данный показатель характеризует возможности эксплуатанта по оплате его текущих обязательств за счет мобилизации всех располагаемых оборотных средств.

--------------------------------

<*> Аналогично примечанию к пункту 16 настоящих Методических рекомендаций.

Рекомендуемые для эксплуатантов значения показателя превышают 1,15 и зависят от оборачиваемости основных видов активов. Существенное превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков эксплуатанта.

18. Период оборота (погашения) кредиторской задолженности (00000003.wmz) характеризует средний срок оборачиваемости текущей задолженности (включая краткосрочные заемные средства и краткосрочные прочие обязательства) эксплуатанта и рассчитывается как отношение средней величины текущей кредиторской задолженности предприятия, включая краткосрочные заемные средства и краткосрочные прочие обязательства, за отчетный период, умноженной на количество месяцев отчетного периода, к сумме себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, с учетом изменения стоимости запасов за отчетный период.

Данный показатель позволяет судить о том, сколько в среднем требуется месяцев эксплуатанту для погашения счетов кредиторов.

19. Финансовая устойчивость эксплуатанта определяет степень его зависимости от заемных средств. В качестве основного показателя финансовой устойчивости эксплуатанта в настоящих Методических рекомендациях используется показатель стоимости чистых активов.

20. Стоимость чистых активов (00000004.wmz) для целей настоящих Методических рекомендаций рассчитывается как разница между активами эксплуатанта (без учета собственных акций, выкупленных у акционеров, и суммы задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал) и суммой долгосрочных и краткосрочных обязательств, включающими обязательства эксплуатанта перед пассажирами и грузоотправителями, уменьшенными на сумму доходов будущих периодов.

Данный показатель характеризует отраженный в бухгалтерском учете эксплуатанта объем собственных источников финансирования деятельности (с учетом доходов будущих периодов), его динамика зависит от экономической эффективности деятельности (прибыльности или убыточности). Значение показателя сравнивается с размером уставного капитала эксплуатанта для определения его соответствия требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

21. Показатели рентабельности показывают, насколько экономически эффективна деятельность эксплуатанта. Наиболее важными среди них для анализа финансово-экономического состояния эксплуатанта являются следующие:

рентабельность (убыточность) продаж по балансовой (до налогообложения) прибыли;

общая доходность (убыточность) продаж;

рентабельность (убыточность) продаж по EBITDA;

чистый денежный поток среднемесячный.

22. Рентабельность (убыточность) продаж по балансовой прибыли (00000005.wmz) рассчитывается как отношение балансовой (до налогообложения) прибыли (+) или убытка (-) к выручке от реализации продукции эксплуатанта, в процентах. Данный показатель характеризует политику ценообразования и способность эксплуатанта контролировать себестоимость реализованных воздушных перевозок, а также прочие расходы, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т.д.

23. Общая доходность (убыточность) продаж (00000006.wmz) рассчитывается как отношение чистого располагаемого дохода за отчетный период к выручке от реализации продукции эксплуатанта, в процентах. Данный показатель отражает величину чистого финансового результата от деятельности эксплуатанта в отчетном периоде, приходящуюся на единицу реализованной в отчетном периоде продукции.

При этом чистый располагаемый доход следует увеличивать на величину дивидендов, начисленных за предыдущий год, и промежуточных дивидендов отчетного периода, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" баланса) в отчетном периоде <*>.

--------------------------------

<*> Источником данных об указанных дивидендах служат пояснения эксплуатанта аналогично примечанию к пункту 16 настоящих Методических рекомендаций.

24. Рентабельность (убыточность) продаж по EBITDA (00000007.wmz) рассчитывается как отношение суммы доналогового располагаемого дохода за отчетный период (прибыль до вычета процентных расходов за использование заемных средств, уплаты налогов на прибыль и амортизационных отчислений) к выручке от реализации продукции эксплуатанта. Показатель характеризует эффективность основной деятельности эксплуатантов.

25. Чистый располагаемый доход среднемесячный (00000008.wmz) рассчитывается как сумма начисленных амортизационных отчислений по внеоборотным активам в отчетном периоде и нераспределенной прибыли (+) или убытка (-) отчетного периода, отнесенная к количеству месяцев в отчетном периоде, и отражает среднемесячный чистый финансовый результат от деятельности эксплуатанта в отчетном году в денежном выражении. Значение показателя указывает на темпы формирования в отчетном периоде запасов (либо дефицита) собственных источников финансирования текущей деятельности эксплуатантов и их инвестиций.

При расчете прогнозного чистого располагаемого дохода используемые в расчетах отчетные данные целесообразно при наличии соответствующей информации корректировать (очищать) от влияния имевших место в ретроспективе нерегулярных (не связанных напрямую с регулярной производственной деятельностью и, соответственно, не гарантированных на прогнозный период) дополнительных доходов, прибылей, безвозмездного внесения имущества, безвозмездной финансовой поддержки и взносов, а также начисленных в рассматриваемом отчетном периоде сумм дивидендов, отнесенных в учете эксплуатанта на уменьшение капитала и резервов (строка 1370 "Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)" баланса) в отчетном периоде <*>.

--------------------------------

<*> Источником данных об указанных дивидендах служат пояснения эксплуатанта аналогично примечанию к пункту 16 настоящих Методических рекомендаций.

26. Показатели уровня перспективной платежеспособности и финансовой нагрузки по обслуживанию заемных средств позволяют анализировать возможности эксплуатанта по надежному обслуживанию финансовых обязательств по займам и кредитам и включают коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам, показатели удельного веса (отношения) процентных платежей к EBITDA и к выручке, а также индекс перспективной платежеспособности.

27. Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам и краткосрочным заемным средствам (00000009.wmz) характеризует долговую нагрузку по кредитам и займам на финансовую систему эксплуатанта и вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных обязательств и краткосрочных кредитов и займов на конец отчетного периода на среднемесячную выручку. Анализируется с учетом динамики объемов производства, величины долговой нагрузки (с учетом сроков ее погашения) и удельного веса процентных платежей в выручке и в доналоговом денежном потоке, определяемом как прибыль до вычета процентных расходов, уплаты налогов на прибыль и амортизационных отчислений (EBITDA).

28. Показатель удельного веса (отношения) процентных платежей к выручке (00000010.wmz) определяется отношением суммы процентных платежей к выручке от реализации продукции эксплуатанта, в процентах. Показатель характеризует риски потери платежеспособности эксплуатантов, связанные с уровнем процентных платежей по обслуживанию взятых кредитов и займов.

29. Показатель удельного веса (отношения) процентных платежей к EBITDA (00000011.wmz) определяется отношением суммы процентных платежей к сумме прибыли до налогообложения, процентных расходов и амортизационных отчислений, выраженном в процентах. Показатель характеризует возможности выполнения обязательств по процентным платежам, связанным с кредитами и займами эксплуатантов.

30. Индекс перспективной платежеспособности - показатель (00000012.wmz), являющийся дискриминантной функцией, построенной на основе данных финансовой отчетности эксплуатанта, обеспечивающей относительно высокую надежность разбиения авиакомпаний на группы, соответственно, с прогнозируемым низким или высоким риском "потери" действующего сертификата эксплуатанта. Выводы по значению показателя 00000013.wmz делаются с учетом фактора сезонности, корректировка показателя с учетом фактора сезонности осуществляется аналогично изложенной в п. 36.1 корректировке (средневзвешенной оценке 00000014.wmz) показателя 00000015.wmz (см. 00000016.wmz).

31. Показатели деловой активности позволяют анализировать, насколько эффективно эксплуатант использует свои активы (средства). Скорость оборота средств (т.е. скорость превращения их в денежную форму) оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность. Выбранный по данной группе анализируемый показатель учитывает, что основной составляющей оборотных активов эксплуатантов в Российской Федерации является дебиторская задолженность.

32. Период оборота (погашения) дебиторской задолженности (00000017.wmz) рассчитывается (в днях) как отношение средней величины дебиторской задолженности за отчетный период к среднедневной выручке от реализации продукции эксплуатанта за отчетный период. Данный показатель отражает, насколько быстро эксплуатант получает платежи по счетам дебиторов, т.е. показывает средний период погашения счетов дебиторов.

33. Выручка среднемесячная (00000018.wmz) рассчитывается как отношение суммы выручки от реализации продукции эксплуатанта к количеству месяцев в отчетном периоде.

34. На основании параметров рассчитываемых показателей финансово-экономического состояния эксплуатантов формулируется вывод о достаточности или недостаточности располагаемых эксплуатантом финансовых ресурсов.

(п. 34 в ред. распоряжения Минтранса России от 27.07.2016 N МС-103-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

35. Показатель наличия (+) или недостаточности (-) финансовых ресурсов (00000019.wmz) обеспечения текущей деятельности отражает величину наличия или дефицита финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности эксплуатанта на конец отчетного периода, определяется сравнением значений показателей 00000020.wmz (чистый оборотный капитал) и 00000021.wmz (стоимость чистых активов) и соответствует наименьшему из сравниваемых значений.

При положительном значении показателя наличия или недостаточности финансовых ресурсов (00000022.wmz) эксплуатант характеризуется наличием финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности, при отрицательном значении - недостаточностью финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности.

36. Наиболее важным показателем оценки текущего финансово-экономического состояния эксплуатанта является "Уровень наличия (+) или дефицита (-) финансовых ресурсов (00000023.wmz)", рассчитываемый как отношение суммы наличия (дефицита) финансовых ресурсов (00000024.wmz) на конец отчетного периода и полугодового (шестимесячного) чистого располагаемого дохода эксплуатанта (00000025.wmz) к среднемесячной выручке от реализации продукции эксплуатанта (00000026.wmz). Данный показатель отражает прогнозируемый на перспективу шести месяцев уровень наличия (дефицита) финансовых ресурсов по отношению к среднемесячной выручке.

36.1. В целях учета влияния фактора сезонности в деятельности эксплуатанта на результаты проведенной оценки следует корректировать показатель 00000027.wmz, определенный по итогам истекшего отчетного периода, на 00000028.wmz, определенный по итогам истекшего календарного года.

Указанная корректировка осуществляется по формуле средневзвешенной:

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам календарного года сезонный фактор не учитывается;

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам I квартала текущего года:

00000029.wmz;

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам II квартала:

00000030.wmz;

при проведении оценки финансово-экономического состояния эксплуатанта по итогам III квартала:

00000031.wmz.

37. Методика расчета, характеристика применяемых при оценке эксплуатантов показателей, а также используемые при этом источники информации указаны в таблице приложения N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

38. С учетом анализа статистических данных по основным показателям финансово-экономического состояния эксплуатантов, отражающим текущее состояние рынка воздушных перевозок, ниже сформулированы качественные характеристики основных рассматриваемых в настоящих Методических рекомендациях показателей, которые служат информационной основой подготовки заключений по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов.

39. Качественная характеристика основных показателей финансово-экономического состояния эксплуатантов представлена в таблицах 1 и 2 приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

40. Выводы по результатам оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов включают отнесение эксплуатанта к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности на основе значений скорректированного в соответствии с пунктом 36.1 показателя уровня наличия (+) или дефицита (-) финансовых ресурсов (К0 взвеш) и периода оборота (погашения) кредиторской задолженности (К3) предприятия в соответствии с таблицей 1:

I группа - стабильная текущая платежеспособность;

II группа - текущая платежеспособность находится на приемлемом уровне;

III группа - текущая платежеспособность нестабильна;

IV группа - текущая платежеспособность крайне нестабильна.

Таблица 1

Определение группы риска потери текущей платежеспособности эксплуатантов по показателям К0 взвеш и К3

К3 00000032.wmz 3

3 < К3 00000033.wmz 5

5 < К3

0,3 00000034.wmz К0 взвеш

I

III

III <*>

-0,3 00000035.wmz К0 взвеш < 0,3

II

III

IV <*>

-1,5 00000036.wmz К0 взвеш < -0,3

III <*>

III <*>

IV <*>

К0 взвеш < -1,5

IV <*>

IV <*>

IV <*>

--------------------------------

<*> В указанных случаях выводы по результатам оценки финансово-экономического состояния эксплуатантов включают помимо отнесения эксплуатанта к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности дополнительное указание на нахождение эксплуатанта в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии.

(п. 40 в ред. распоряжения Минтранса России от 27.07.2016 N МС-103-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

41. Финансово-экономическая оценка и анализ эксплуатантов, не формирующих стандартные для коммерческих организаций формы бухгалтерской отчетности (пункт 6 настоящих Методических рекомендаций), осуществляется по показателям 00000037.wmz и 00000038.wmz. Отнесение указанных эксплуатантов к одной из четырех групп по уровню риска потери текущей платежеспособности осуществляется на основе значений показателя период оборота кредиторской задолженности предприятия 00000039.wmz - с базовыми (пороговыми) значениями (пункты 37 и 39 настоящих Методических рекомендаций), соответственно, 1,5 месяца, 3 месяца и 5 месяцев.

42. В итоговом заключении отражаются значения указанных в настоящей главе показателей, их качественная оценка на основании настоящих Методических рекомендаций и рекомендуемые в связи с результатами оценки меры в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил.