См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год.

Специальная оценка условий труда

В соответствии с пунктом 11 плана мониторинга Минтрудом России, Рострудом, Минздравом России, Роспотребнадзором и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов в указанной сфере.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях обеспечения безопасности работников в процессе их трудовой деятельности Федеральным законом N 426-ФЗ урегулирован механизм проведения специальной оценки условий труда, а также закреплен дифференцированный подход к назначению предусмотренных статьями 92, 117 и 147 ТК РФ гарантий (компенсаций) работникам в зависимости от определенного по результатам специальной оценки класса (подкласса) условий труда на рабочих местах.

Для реализации положений Федерального закона N 426-ФЗ приняты один федеральный закон и 14 подзаконных нормативных правовых актов (приложение N 6).

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано одно положение ТК РФ и не в полном объеме одно положение Федерального закона N 426-ФЗ (приложение N 10).

Справочно: в течение 2015 года специальная оценка условий труда проведена на 4977257 рабочих местах, занятых 6939858 работниками. На 3794543 рабочих местах (76 процентов общего числа) условия труда признаны оптимальными или допустимыми.

По результатам анализа и обобщения правоприменительной практики в сфере осуществления специальной оценки условий труда принят Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", которым внесены изменения в Федеральный закон N 426-ФЗ. В частности, в целях снижения административной и финансовой нагрузки на работодателей для них установлена возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми. Кроме того, установлен переходный период до 31 декабря 2020 г., в течение которого методики (методы) исследований (испытаний) и измерений, ранее утвержденные федеральными органами исполнительной власти, подлежат аттестации и внесению в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

При проведении анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере специальной оценки условий труда выявлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Однако в настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих, отсутствуют.

В связи с этим планируется поручить Минтруду России представить предложения о разработке нормативных правовых актов, содержащих специальные нормы, учитывающие особенности проведения специальной оценки труда государственных и муниципальных служащих (пункт 9 приложения N 13).

При оценке правоприменительной практики по указанному показателю и по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов (подпункт "о" пункта 8 методики) установлено следующее.

Статьей 22 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусмотрены гарантии медицинским и иным работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, часть из которых устанавливается по результатам специальной оценки условий труда. Однако в результате осуществляемого Минтрудом России совместно с социальными партнерами и экспертным сообществом мониторинга проведения специальной оценки условий труда выявлены существенные различия ее результатов в части установления неодинакового итогового класса (подкласса) условий труда на однотипных рабочих местах указанной категории работников, что влияет на уровень предоставляемых им гарантий и компенсаций. Аналогичная ситуация отмечена при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского пассажирского транспорта.

Основной причиной такого положения является то, что в методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г., N 31689) (далее - приказ N 33н, методика N 33н), не учитываются дополнительные факторы тяжести и напряженности трудового процесса, характерные только для указанных категорий работников, в том числе травмоопасности, которые могут быть учтены только посредством установления особенностей проведения специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах.

В целях решения указанной проблемы Минтрудом России разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290", которым ранее был утвержден перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. Указанным перечень предлагается дополнить рабочими местами водителей городского пассажирского общественного транспорта, медицинских и иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи (пункт 7 приложения N 12). После принятия указанного постановления Правительства Российской Федерации Минтрудом России будут изданы необходимые приказы, регламентирующие особенности проведения специальной оценки условий труда указанных категорий работников.

В процессе мониторинга в Минтруд России поступили предложения от социальных партнеров (профсоюзов) об учете в рамках методики N 33н влияния биологического фактора в отношении работников, занятых обслуживанием канализационных сетей, а также при обработке сырого мяса и кожи.

Ранее влияние указанного фактора учитывалось при аттестации рабочих мест по условиям труда. В настоящее время при проведении специальной оценки условий труда не учитывается влияние биологического фактора в отношении указанных работников, поскольку отсутствует аттестованная методика (метода) измерения уровня воздействия биологического фактора на подобных рабочих местах, позволяющая осуществить отнесение условий труда к соответствующему классу (подклассу) при выполнении работ, обязательность применения которой при проведении специальной оценки условий труда предусмотрена пунктом 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 426-ФЗ. В связи с этим планируется поручить Минтруду России дополнительно с участием социальных партнеров проработать возможность учета влияния биологического фактора в отношении работников, занятых обслуживанием канализационных сетей, обработкой сырого мяса и кожи, а также внесения соответствующих изменений в методику N 33н (пункт 10 приложение N 13).

При анализе правоприменительной практики по показателю наличия коллизий норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлено, что установленные в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России N 33н) отдельные показатели тяжести и напряженности трудового процесса, исследуемые при проведении специальной оценки условий труда, не соответствуют показателям напряженности трудового процесса, приведенным в приложении N 21 к методике N 33н. В целях устранения выявленной внутренней несогласованности норм Минтрудом России разрабатывается проект нормативного правового акта о внесении изменений в приказ N 33н.

В результате мониторинга выявлено несоответствие показателей санитарно-гигиенического нормирования физических факторов производственной среды (шум, вибрация, инфразвук, параметры световой среды), установленных в методике N 33н, с аналогичными показателями в санитарных правилах и нормах. Для решения этого вопроса Роспотребнадзором разрабатывается проект санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к физическим факторам производственной и окружающей среды".

В целях приведения приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., N 22111) в соответствие с Федеральным законом N 426-ФЗ и Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Минздравом России разрабатывается проект приказа "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и работами, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, и перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников".

При анализе правоприменительной практики по показателям количества и характера зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта, а также количества случаев привлечения виновных лиц к ответственности (подпункт "т" пункта 8 методики) установлено, что основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2015 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются непроведение многими работодателями специальной оценки условий труда, недоведение ее результатов до сведения работников, а также игнорирование ее результатов при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Справочно: по информации Роструда, в 2015 году выявлено свыше 21 тыс. нарушений установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах (в 2014 году - около 23 тыс. нарушений), а также более 21 тыс. нарушений, связанных с установлением работникам гарантий и компенсаций в 2015 году (в 2014 году - около 19 тыс. нарушений).

За 2015 год организации, проводящие специальную оценку условий труда, привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 14.54 КоАП РФ на общую сумму административных штрафов 12044 тыс. рублей, работодатели за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение привлечены к административной ответственности на общую сумму административных штрафов в размере 271776 тыс. рублей.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.