См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год.

Организация государственной гражданской службы

В соответствии с пунктом 12 плана мониторинга Минтрудом России, Минфином России, иными федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 13 федеральных законов, 23 правовых акта Президента Российской Федерации, 18 постановлений Правительства Российской Федерации, издано 587 ведомственных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана в том числе с реализацией Федерального закона N 79-ФЗ (приложение N 6).

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 8 положений Федерального закона N 79-ФЗ и одно положение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" (приложения N 7 - 9).

В ходе анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлены проблемы, связанные с применением на практике механизма ротации государственных гражданских служащих. В частности, отдельными федеральными органами исполнительной власти до настоящего времени не утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих, необходимость утверждения которого установлена статьей 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ. Кроме того, отмечены высокая организационная нагрузка федеральных органов исполнительной власти при проведении ротации, продолжительность процедуры согласования планов ротации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам, а также отсутствие мотивации у федеральных государственных гражданских служащих к переезду на новые места службы в порядке ротации.

В связи с этим предлагается пересмотреть должности государственной гражданской службы, по которым предусматривается обязательная ротация, оптимизировать процедуру внесения изменения в планы ротации, предусмотреть возможность проведения ротации государственных гражданских служащих в порядке должностного роста при условии соблюдения квалификационных требований, а также установить государственные гарантии членам семей государственных гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности. Для урегулирования указанных вопросов Минтрудом России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", направленный на совершенствование механизма ротации государственных гражданских служащих (пункт 15 приложения N 11).

В целях внедрения на государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы, единой регламентации кадровой работы для обеспечения реализации задач и функций государственных органов Минтрудом России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в статью 18 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части внедрения на государственной гражданской службе Российской Федерации и муниципальной службе новых принципов кадровой политики и технологий кадровой работы) (пункт 16 приложения N 11).

Кроме того, в указанном законопроекте предлагается урегулировать вопросы аттестации государственных гражданских служащих, в том числе в части периодического проведения текущей оценки их профессиональной служебной деятельности в период между аттестациями, исключения годового отчета о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего из перечня обязательных документов для проведения аттестации, а также в части уточнения оснований увольнения с государственной гражданской службы в случае неудовлетворительного результата аттестации.

В результате проведенного анализа материалов правоприменения по показателю наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов (подпункт "о" пункта 8 методики) установлено, что практика применения к государственным гражданским служащим дисциплинарных взысканий в порядке реализации статьи 58 Федерального закона N 79-ФЗ не является единообразной. В первую очередь это касается положений, регламентирующих сроки применения к государственным гражданским служащим дисциплинарных взысканий.

В связи с этим планируется поручить Минтруду России разработать проект федерального закона "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", направленный на уточнение сроков применения дисциплинарных взысканий к государственным гражданским служащим и даты начала их отсчета (пункт 8 приложения N 14).

В ходе проведения мониторинга правоприменения установлено, что части 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 79-ФЗ не применяются на практике. Согласно указанным нормам в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего государственного гражданского служащего. При этом продолжительность такого перевода не может превышать один месяц в течение календарного года.

Вместе с тем на практике перевод государственного гражданского служащего на иную должность осуществляется только посредством освобождения от ранее замещаемой должности, в связи с чем замещение им в последующем прежней должности возможно только в общем порядке в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 79-ФЗ.

Учитывая специфику профессиональной служебной деятельности на должностях государственной гражданской службы, исполнение государственным гражданским служащим должностных обязанностей по иной должности, как правило, осуществляется без его освобождения от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности.

В связи с этим планируется поручить Минтруду России разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающий признание утратившими силу части 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 79-ФЗ и дополнительную регламентацию вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей по иной должности государственной гражданской службы без освобождения от исполнения должностных обязанностей, определенных служебным контрактом и должностным регламентом (пункт 9 приложения N 14).

В результате мониторинга правоприменения (подпункт "и" пункта 8 методики) выявлено, что Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" необходимо привести в соответствие со статьей 12 Федерального закона N 79-ФЗ в части исключения терминологической конструкции "стаж государственной гражданской службы (государственной службы иных видов)". Для решения этого вопроса планируется поручить Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать соответствующий проект указа Президента Российской Федерации (пункт 11 приложения N 13).

В результате мониторинга практики применения постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" выявлено, что в перечень случаев, для которых Правилами определяется порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (пункт 1 указанных Правил), включены не все периоды сохранения (исчисления) их денежного содержания, предусмотренные Федеральным законом N 79-ФЗ. Кроме того, перечень таких случаев не учитывает установленные ТК РФ случаи сохранения среднего заработка за работниками, применяемые субсидиарно к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

В целях формирования единообразной правоприменительной практики предлагается поручить Минтруду России максимально конкретизировать и включить в постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" положения, регламентирующие порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих во всех случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 12 приложения N 13).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.