См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма

В соответствии с пунктом 4 плана мониторинга Росфинмониторингом, МВД России, ФСБ России, Минфином России и ФНС России проведен мониторинг правоприменения в пределах действия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 18 федеральных законов, издано 14 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией Федерального закона N 115-ФЗ (приложение N 6).

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 5 положений Федерального закона N 115-ФЗ, 7 положений подзаконных нормативных правовых актов (приложения N 8 - 10).

В ходе проведения мониторинга правоприменения по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов (подпункт "о" пункта 8 методики) была выявлена необходимость актуализации постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" в связи с необходимостью обеспечения правильного применения статей 174 и 174.1 УК РФ при привлечении граждан к уголовной ответственности за преступления в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем. В 2015 году Верховным Судом Российской Федерации завершена работа по анализу судебной практики, итогом которой явилось постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем".

По результатам анализа практики применения Федерального закона N 115-ФЗ по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлены проблемы, возникающие у организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, связанные с отсутствием доступа к государственным информационным ресурсам. В целях решения данной проблемы на основании поручения Президента Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N Пр-166 (пункт 11) были приняты федеральные законы от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и от 3 июля 2016 г. N 241-ФЗ "О внесении изменений в статью 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Кроме того, по итогам мониторинга правоприменения установлена необходимость совершенствования правового регулирования операций банков с ценными бумагами на предъявителя. Ценные бумаги на предъявителя позволяют совершать операции с финансовыми ресурсами без каких-либо механизмов учета совершаемых с ними сделок и соблюдения требований к идентификации клиентов, что создает существенные риски для добросовестных участников гражданского оборота. На решение данной проблемы направлен проект федерального закона N 1006906-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования операций кредитных организаций со сберегательными (депозитными) сертификатами и обращения ценных бумаг на предъявителя)", предусматривающий исключение из обращения сберегательных книжек и сберегательных сертификатов на предъявителя (пункт 1 приложения N 11).

При осуществлении мониторинга правоприменительной практики по показателю несоответствия нормативного правового акта Российской Федерации международным обязательствам Российской Федерации (подпункт "д" пункта 8 методики) установлена целесообразность модернизации составов преступлений, предусмотренных статьями 174 и 175 УК РФ. В связи с этим планируется поручить Росфинмониторингу с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 174, 174.1 и 175 Уголовного кодекса Российской Федерации" в части обеспечения соответствия международным стандартам норм уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем (пункт 5 приложения N 14).

При проведении анализа материалов правоприменения по данному показателю методики также выявлена необходимость имплементации в законодательство Российской Федерации рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а именно рекомендации N 7 относительно противодействия финансированию распространения оружия массового поражения. Разработку проекта федерального закона, направленного на установление мер и регламентацию полномочий Росфинмониторинга и иных органов государственной власти по вопросам противодействия финансированию распространения оружия массового поражения, планируется поручить Росфинмониторингу с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (пункт 6 приложения N 14).

По результатам проведения мониторинга правоприменения по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлены проблемы, требующие законодательного решения.

В соответствии с абзацем десятым статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в связи с чем на них возлагаются специальные обязанности, в том числе по разработке и утверждению правил внутреннего контроля, направлению сообщений о финансовых операциях (сделках) в Росфинмониторинг и др. Вместе с тем ряд риелторских организаций избегают надлежащего контроля за соблюдением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и уходят от ответственности за нарушения в указанной сфере.

Недостаточность правовой регламентации деятельности агентов по сделкам с недвижимостью создает условия для нарушения имущественных прав граждан и порождает ряд других экономических и социально значимых проблем. Рынок таких услуг в настоящее время организационно не структурирован, что порождает сложности как для самих агентов по недвижимости, так и для потребителей их услуг.

В целях анализа потребности правового регулирования риелторской деятельности, а также с учетом того, что проблема регламентации общественных отношений в сфере совершения сделок с недвижимым имуществом носит комплексный характер, планируется поручить Росфинмониторингу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей риелторскую деятельность (пункт 1 приложения N 13).

При проведении анализа правоприменения по показателю наличия противоречий в нормативных правовых актах, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды (подпункт "г" пункта 10 методики), выявлены приказы Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (зарегистрирован Минюстом России 7 сентября 2010 г., N 18375) и от 17 февраля 2011 г. N 59 "Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 г., N 21239), принятые во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Однако данное постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым вопросы, урегулированные указанными приказами Росфинмониторинга, регламентированы иным образом.

В целях актуализации законодательства в данной сфере правоотношений планируется поручить Росфинмониторингу разработать проекты соответствующих нормативных правовых актов (пункт 2 приложения N 13).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.