Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Требования охраны труда при эксплуатации городского электротранспорта на линии

Требования охраны труда при эксплуатации городского

электротранспорта на линии

66. Запрещается выпуск на линию городского электротранспорта, не отвечающего требованиям технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя, правилам дорожного движения и соответствующим правилам технической эксплуатации.

67. Тормозные системы городского электротранспорта должны проверяться перед каждым выездом на линию.

68. Запрещается выезд на линию городского электротранспорта с поврежденными (разбитыми) стеклами кабины и пассажирского салона.

При обнаружении поврежденных (разбитых) стекол во время работы на линии удаление стекол необходимо производить с применением инструмента и средств индивидуальной защиты рук.

69. При протирке стекол кабины городского электротранспорта водитель должен стоять на подножке и держаться за поручень, соблюдая осторожность.

70. Обогревательные устройства городского электротранспорта должны быть оборудованы предохранительными кожухами и надежно закреплены.

Запрещается пользоваться обогревательными устройствами при неисправности предохранительных кожухов либо при их отсутствии.

71. Движение городского электротранспорта разрешается при закрытых дверях пассажирского салона и при отсутствии препятствий на пути движения.

Движение городского электротранспорта с открытыми дверями пассажирского салона запрещается.

72. Во время движения в условиях плохой видимости (туман, метель) должны быть включены фары, габаритные фонари и освещение салона троллейбуса.

73. Расстояние между следующими один за другим троллейбусами должно быть не менее 30 м при скорости движения до 20 км/ч, 60 м - при большей скорости и на уклонах более 4%.

74. Приближение троллейбуса к стоящему перед ним транспортному средству разрешается на расстояние не ближе 3 м на ровном участке и не менее 5 м - на подъемах и спусках. В условиях недостаточной видимости и при возникновении опасности движения юзом (в метель, гололед) указанные расстояния должны быть удвоены.

75. На остановочном пункте при наличии уклона и в сырую погоду троллейбус должен фиксироваться ручным тормозом.

76. В течение смены водителем городского электротранспорта должен периодически проводиться осмотр пассажирского салона на наличие оставленных пассажирами предметов, а также проверяться состояние шин, крепление колес, тормозной системы, токоприемников.

Периодичность и порядок осмотра устанавливаются работодателем.

77. Прежде чем приступить к осмотру, выявлению неисправностей и ремонту трамвайного вагона (троллейбуса), необходимо предварительно затормозить его ручным (стояночным) тормозом, установить противооткатные упоры, отсоединить токоприемники от контактных проводов, опустить их и закрепить.

78. Движение троллейбуса должно быть немедленно прекращено в следующих случаях:

1) при возникновении препятствий движению, а также при угрозе наезда или столкновения;

2) при тревожных сигналах и криках пассажиров или прохожих;

3) при внезапном толчке и стуке, резком колебании проводов контактной сети, снятии напряжения;

4) при появлении сигнала отрыва токоприемника от сети;

5) при появлении сигнала от прибора контроля тока утечки;

6) при наличии на проезжей части дороги воды или мокрого снега глубиной (высотой) более 150 мм.

79. Запрещается эксплуатировать троллейбус при величине тока утечки, превышающей максимально допустимую норму - 3,0 мА.

80. При обнаружении повышенного тока утечки водитель троллейбуса должен прекратить перевозку пассажиров и покинуть троллейбус без высадки пассажиров, предварительно запретив им выходить из машины.

81. Во избежание поражения электрическим током водитель троллейбуса должен выйти через переднюю дверь, не касаясь корпуса троллейбуса. После этого должны быть сняты токоприемники с контактных проводов.

Снятие токоприемников должно производиться с применением диэлектрических перчаток. При снятии токоприемников сначала снимается левый (с плюсового провода), а затем правый (с минусового провода).

82. Высадка пассажиров из троллейбуса при повышенном токе утечки должна производиться при опущенных токоприемниках. Неисправный троллейбус должен быть отправлен в депо на буксире.

83. При задержке движения, вызванной скоплением транспорта из-за дорожно-транспортного происшествия или других причин, должны быть отключены цепи управления и высоковольтные цепи, реверсор переведен в положение "0", токоприемники опущены. По устранении причин задержки и восстановлении движения транспорта движение троллейбуса допускается начинать после удаления стоявшего впереди троллейбуса на расстояние не менее 60 м.

84. При сходе токоприемников с контактных проводов водитель обязан затормозить и остановить троллейбус, отключить электроаппаратуру, поставить реверсор в нулевое положение, снять рукоятку реверсора и взять ее с собой, надеть сигнальный жилет и диэлектрические перчатки (в сырую погоду), а затем, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса. Убедившись в полной безопасности выполнения работы и отсутствии близко проезжающего транспорта, приступить к постановке токоприемников на контактные провода.

85. При необходимости перестановки токоприемников троллейбуса на контактные провода другого направления водитель обязан принять следующие меры предосторожности:

1) установить троллейбус так, чтобы он не мешал проходящему транспорту и в то же время находился под контактными проводами, на которые будут переставляться токоприемники;

2) затормозить троллейбус ручным (стояночным) тормозом;

3) отключить автомат, цепь управления и мотор-компрессор;

4) перевести реверсор в нулевое положение, снять рукоятку реверсора и взять ее с собой;

5) надеть сигнальный жилет;

6) перед выходом на проезжую часть предварительно убедиться в отсутствии проходящего транспорта.

86. В сырую погоду перестановка токоприемников троллейбуса разрешается только в диэлектрических перчатках.

87. При отрыве токоприемников троллейбуса от контактных проводов и невозможности поставить токоприемники на место, запрещается удлинять штанги путем их наращивания металлическими предметами.

88. При повреждении (поломке) токоприемника необходимо оттянуть его от контактной сети и закрепить.

Запрещается использовать для оттягивания токоприемников токопроводящие материалы.

89. При обрыве контактного провода водитель троллейбуса обязан:

1) вызвать бригаду технической помощи, сообщив о случившемся диспетчеру, и не покидать зону обрыва провода до приезда бригады технической помощи;

2) находиться на расстоянии не менее 8 м от оборванного провода;

3) исключить доступ посторонних в зону обрыва провода.

90. Отклонение троллейбуса от контактных проводов при движении и маневрировании не должно превышать 4 м.

91. Штанговые канаты на крыше троллейбуса должны тщательно укладываться во избежание сползания.

Запрещается заменять или наращивать штанговые канаты проволокой или другими токопроводящими материалами.

92. При неисправности и ремонте троллейбуса или ожидании бригады технической помощи должен быть выставлен знак аварийной остановки в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

93. Водитель троллейбуса должен самостоятельно выполнять следующие работы на линии без вызова бригады технической помощи:

1) смену предохранителей (только со снятыми токоприемниками);

2) установку и ремонт головок токоприемников, смену контактных вставок (при опущенных и закрепленных токоприемниках с площадки лестницы заднего борта);

3) устранение "заедания" дверей (выход ролика из направляющего желоба, погнутость направляющих);

4) подтягивание гаек крепления колес и фланцев полуосей;

5) регулировку работы стеклоочистителей (без их разборки).

94. В случае короткого замыкания и вспышки огня в кабине или пассажирском салоне водитель троллейбуса должен немедленно остановить троллейбус, затормозить его стояночным тормозом, отключить высоковольтные электрические цепи, открыть двери пассажирского салона, принять меры к высадке пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, снять с контактных проводов токоприемники и приступить к ликвидации огня имеющимися углекислотными или порошковыми огнетушителями.

95. Перед выездом трамвая на линию водителем трамвая должны быть проверены:

1) исправность запоров люков, кожухов и крышек;

2) состояние токоприемника, контактной вставки;

3) регулировка тормозов;

4) работа сигнала, звонка из салона, фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, дверных механизмов, сигналов указателей поворотов, действие световых сигналов положения дверей салона, стеклоочистителей, песочниц, звукоусилительной установки;

5) состояние предохранительной сетки;

6) на трамваях, работающих по системе многих единиц (далее - поезд), исправность межвагонных соединений и сцепных приборов;

7) наличие сухого песка в песочницах, двух противооткатных упоров (башмаков), двух порошковых или углекислотных огнетушителей (по одному в салоне и кабине), медицинской аптечки, знака аварийной остановки, буксировочной сцепки.

При обнаружении недостатков, влияющих на безопасность эксплуатации трамвая, должен быть проинформирован диспетчер.

96. Расстояние между следующими один за другим трамваями (поездами) должно составлять не менее 60 м при скорости движения до 20 км/час, 120 м при скорости свыше 20 км/час, 200 м на подъемах и спусках с уклоном более 4°.

97. При работе на линии во время грозы должны быть включены не менее двух групп освещения.

98. При недостаточной видимости (менее 300 м) водитель трамвая обязан двигаться с максимальной осторожностью и пониженной скоростью (не более 5 км/час), обеспечивающей безопасность движения.

99. В туман, ливень, град, метель, снегопад (если видимость более 30 м) водитель трамвая должен включить фары, габаритные фонари и все группы освещения пассажирского салона и двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, подавая короткие звуковые сигналы.

При видимости менее 30 м водитель трамвая должен прекратить движение.

100. Запрещается приближаться к впереди стоящему на остановке трамваю на ровном участке ближе 15 м, на спуске или подъеме - ближе 60 м.

101. В течение смены водитель трамвая обязан:

1) производить осмотр трамвая, проверять тормозную систему, сцепные приборы, колесные пары, токоприемники;

2) производить очистку подножек ото льда и снега.

Периодичность и порядок осмотра устанавливаются работодателем.

102. Водитель трамвая должен самостоятельно выполнять следующие работы по ремонту трамвая на линии без вызова бригады технической помощи:

1) смену предохранителей (с оттянутыми токоприемниками);

2) устранение неисправности дверей ("заедание");

3) регулирование работы стеклоочистителей (без их разборки).

103. При вынужденной остановке трамвая в тоннеле, под мостом, эстакадой или путепроводом водитель трамвая должен высадить пассажиров, включить аварийную световую сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии 25 - 30 м позади трамвая.

104. В случае схода трамвая с рельсов водитель трамвая обязан высадить пассажиров и сообщить о случившемся диспетчеру.

До прибытия бригады технической помощи водителю запрещается пытаться самостоятельно произвести постановку трамвая на рельсы.

105. При исчезновении напряжения в контактной сети водитель должен немедленно отключить контроллер и остановить трамвай.

106. При обрыве контактного провода водитель трамвая должен сообщить об этом диспетчеру и до прибытия бригады технической помощи находиться в зоне обрыва контактного провода на расстоянии не менее 5 м от провода, не допуская в зону обрыва посторонних лиц.

107. Для перевода стрелки вручную водитель перед выходом из трамвая должен надеть сигнальный жилет и при выходе на проезжую часть убедиться в безопасности (в отсутствии проезжающего транспорта). Перевод стрелки производится специальным ломиком, который должен вставляться на всю глубину пера.

108. В случае короткого замыкания и вспышки огня в кабине или пассажирском салоне водитель трамвая должен немедленно остановить трамвай, затормозить его стояночным тормозом, отключить электрооборудование, поставить реверсор в "нулевое" положение, снять съемную ручку контроллера, принять меры к высадке пассажиров, предупредив их о соблюдении осторожности при выходе, оттянуть токоприемники от контактного провода и приступить к ликвидации огня имеющимися углекислотными или порошковыми огнетушителями.