ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОХРАНА ТРУДА

С 1 января 2017 года начинает работать система независимой оценки квалификации

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Устанавливаются правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определены правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр. Порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечень сведений, содержащихся в указанном реестре устанавливаются Приказом Минтруда России от 15.11.2016 N 649н.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Законодательно закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на прохождение независимой оценки квалификации. Определено, что при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работникам, направляемым с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

(Федеральные законы от 03.07.2016 N 238-ФЗ и N 239-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204; Приказы Минтруда России от 01.11.2016 N 601н, от 15.11.2016 N 649н, от 02.12.2016 N 706н, от 12.12.2016 N 726н и от 14.12.2016 N 729н)

Также см. аналитический обзор правовой информации:

"КонсультантПлюс: Как работодателю направлять сотрудников на независимую оценку квалификации с 2017 года".

В отдельных случаях при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, теперь обязано предъявить работодателю справку о том, является или не является оно подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Речь идет о случаях поступления на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Справка выдается МФЦ в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России.

(Федеральный закон от 13.07.2015 N 230-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03.08.2016 N 755)

В 2017 году допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ определенные виды деятельности, не должны превышать установленного размера

В частности, размер установлен для следующих видов деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

- выращивание овощей (код 01.13.1) - 50% общей численности работников;

- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) и деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - 30% общей численности работников;

- деятельность в области спорта прочая (код 93.19) - 25% общей численности работников;

- торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) и торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) - 15% общей численности работников;

- торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73), торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) и торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) - 0% общей численности работников.

Указанные ограничения не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Краснодарского края, Ставропольского края, Хабаровского края, Астраханской области, Волгоградской области, Воронежской области, Липецкой области, Московской области, Ростовской области и Саратовской области.

(Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 N 1315; Информация Минтруда России)

С 1 января 2017 года начинают применяться предельные уровни соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий

Речь идет о предельных уровнях соотношения установленных в соответствии с частью второй статьи 145 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 347-ФЗ; Информация Минтруда России от 03.03.2017)

Вступает в силу Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 N 1339, которым определен порядок определения среднемесячной заработной платы управленческого персонала и работников бюджетных организаций в целях определения предельного уровня их соотношения

Предусматривается, что для исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в целях определения предельного уровня их соотношения:

- среднемесячная заработная плата работников определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы таких работников списочного состава на среднесписочную численность таких работников за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году);

- среднемесячная заработная плата управленческого персонала определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

Кроме того, уточняется, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) определяется нормативным правовым актом федерального государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующих федеральных учреждений, в кратности от 1 до 8.

При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения установленного предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.

(Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 N 1339; Информация Минтруда России от 03.03.2017)

Предусматриваются особенности регулирования труда работников микропредприятий

Предусматривается, что у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии отнесены к микропредприятиям, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом ряда особенностей:

- данные работодатели вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие);

- для регулирования трудовых отношений такой работодатель должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами;

- трудовые договоры такими работодателями заключаются на основе типовой формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 348-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 N 858)