Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

Показатели платежного баланса России (млрд долл. США)

Показатели платежного баланса России <1> (млрд долл. США)

2015 (факт)

2016

2017

2018

2019

сценарий I (базовый)

сценарий II

сценарий III

сценарий I (базовый)

сценарий II

сценарий III

сценарий I (базовый)

сценарий II

сценарий III

Счет текущих операций

69

27

27

20

33

25

20

35

25

18

43

Торговый баланс

149

91

94

84

107

96

82

119

101

84

136

Экспорт

341

278

289

221

317

301

212

357

315

220

390

Импорт

-193

-187

-194

-137

-210

-204

-130

-238

-214

-136

-254

Баланс услуг

-37

-23

-24

-29

-29

-26

-28

-36

-28

-27

-41

Экспорт

52

50

53

46

54

55

46

59

57

49

59

Импорт

-89

-73

-77

-75

-83

-81

-74

-95

-85

-77

-100

Баланс первичных и вторичных доходов

-43

-41

-44

-35

-46

-46

-34

-48

-48

-38

-51

Счет операций с капиталом

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом

69

27

27

20

33

25

20

35

25

18

43

Финансовый счет (кроме резервных активов)

-71

-11

-18

-35

-23

-25

-32

-35

-25

-25

-43

Сектор государственного управления и центральный банк

-9

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Чистый отток капитала частного сектора

-62

-14

-18

-35

-23

-25

-32

-35

-25

-25

-43

Чистые ошибки и пропуски

4

-3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Изменение валютных резервов ("+" - снижение,"-" - рост)

-2

-13

-9

16

-9

0

12

0

0

7

0

--------------------------------

<1> В знаках РПБ5.

Источник: Банк России.

В краткосрочном периоде в сценарии III влияние улучшения условий торговли на инфляцию будет разнонаправленным. С одной стороны, укрепление рубля на фоне предполагаемого роста цен на нефть будет оказывать сдерживающее воздействие на инфляцию. С другой стороны, повышение доходов экономических агентов и оживление спроса станут способствовать росту потребительских расходов, что будет иметь проинфляционный эффект. Тем не менее сдерживающее влияние динамики валютного курса на инфляцию в данном сценарии, по оценкам, реализуется быстрее, что обеспечит сближение инфляции с целевым уровнем 4% во второй половине 2017 г. и при этом создаст возможности для несколько более быстрого снижения ключевой ставки при сохранении умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

На развитие ситуации в данном сценарии также будет влиять подход к бюджетной политике. Параметры расходов бюджета, скорость сокращения дефицита и структура его финансирования будут оказывать влияние на экономическую динамику и условия проведения денежно-кредитной политики. В частности, при реализации данного сценария возобновится пополнение средств суверенных фондов в случае утверждения переходных положений бюджетного правила. С учетом этого Банк России рассчитывает на продолжение бюджетной консолидации при повышательной динамике цен на нефть. Банк России будет учитывать меры в области бюджетной политики при принятии решений по ключевой ставке, а также по операционным вопросам, включая определение параметров проведения своих операций в рублях и иностранной валюте.

Учитывая, что в данном случае внешние и внутренние условия будут несколько лучше, чем ожидается в базовом сценарии, Банк России рассмотрит возможность возобновления покупок иностранной валюты в целях пополнения международных резервов до уровня 500 млрд долл. США. Указанные операции в том числе могут проводиться в рамках применения механизма бюджетного правила. Уровень в 500 млрд долл. США - выше показателей достаточности резервов, рассчитанной по стандартным критериям, в том числе исходя из покрытия стоимости импорта товаров в страну за 3 - 4 месяца и выплат краткосрочного внешнего долга. Однако именно такой, более высокий, уровень международных резервов представляется желательным для стабильного функционирования российской экономики в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и действия международных торговых и финансовых санкций. Банк России не устанавливает конкретных сроков для достижения 500 млрд долл. США по международным резервам, поскольку текущий уровень международных резервов страны уже является достаточно комфортным и Банк России регулярно пополняет эти резервы за счет приобретения золота на внутреннем рынке. Возобновление покупок иностранной валюты в целях пополнения международных резервов будет рассматриваться только в том случае, если проведение данных операций не будет противоречить выполнению цели по обеспечению ценовой и финансовой стабильности.

В рамках любого из рассмотренных сценариев Банк России не исключает возможности реализации дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляционную динамику. Значимыми рисками для прогноза инфляции на горизонте трех лет могут являться не предусмотренные в рассматриваемых сценариях скачки внутренних и внешних продовольственных цен (под влиянием факторов предложения), изменения бюджетной политики, включающие возможное ускорение индексации расходов или повышение налогов, а также ускорение роста административно регулируемых цен и тарифов. Необходимая степень реакции денежно-кредитной политики в ответ на реализацию указанных рисков будет определяться с учетом оценки масштаба и длительности их воздействия на инфляционные процессы. В частности, в случае отклонения от заявленных планов консолидации бюджета и увеличения его дефицита Банк России будет вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику.

Банк России на регулярной основе по мере поступления новых данных осуществляет оценку и уточнение параметров прогноза макроэкономического развития, которые могут оказать влияние на решения в области реализации денежно-кредитной политики. Соответствующая информация будет оперативно публиковаться в ежеквартальном Докладе о денежно-кредитной политике Банка России.