Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов.

4. СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2017 - 2019 ГОДАХ

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе оценки текущей экономической ситуации и среднесрочного макроэкономического прогноза. Прогноз охватывает трехлетний период, что одновременно позволяет учитывать лаги влияния денежно-кредитной политики на экономику и дает субъектам экономики ориентиры для принятия решений на среднесрочном горизонте планирования. При этом Банк России рассматривает наиболее вероятный (базовый) сценарий развития экономики, а также анализирует альтернативные варианты изменения ситуации, внешние и внутренние риски, реализация которых может оказать влияние на финансовую систему и экономику в целом и, соответственно, на условия проведения денежно-кредитной политики. Рассмотрение совокупности вариантов позволяет Банку России принимать решения сбалансированно и проводить политику таким образом, чтобы быть готовым обеспечить сохранение ценовой и финансовой стабильности при реализации рисковых сценариев.

В целом, как ожидается, в рамках трехлетнего прогнозного периода условия развития российской экономики останутся непростыми. С учетом этого крайне важное значение будет иметь сохранение последовательной и согласованной макроэкономической политики, направленной на обеспечение экономической стабильности и формирование условий для устойчивого роста. Политика Банка России, со своей стороны, будет способствовать этому за счет достижения ценовой стабильности (подразумевающей снижение инфляции до целевого уровня 4%) и финансовой стабильности, а также обеспечения устойчивости банковского сектора и развития финансовой системы в целом.

Макроэкономические прогнозы Банка России формируются с учетом того, что на развитие ситуации в российской экономике может воздействовать ряд факторов, находящихся вне прямого влияния денежно-кредитной политики. К их числу относятся внешние (такие, как темпы роста глобальной экономики, конъюнктура международных финансовых и товарных рынков) и внутренние условия (параметры государственной политики, структурные характеристики экономики). Данные факторы Банк России прогнозирует на сценарной основе и при формировании прогноза учитывает в качестве предпосылок.

Внутренние факторы, существенно влияющие на экономическую ситуацию, но находящиеся вне воздействия денежно-кредитной политики, в сценариях Банка России предполагаются достаточно однородными. Предпосылки о таких внутренних условиях Банк России формирует исходя из принятых на текущий момент решений и анонсированных планов в области государственной политики. Для сохранения разумной консервативности прогноза Банк России не вносит дополнительных предположений о еще не зафиксированных в официальных документах мерах, последствия реализации которых в отсутствие четко определенных параметров трудно оценить.

Во-первых, важным фактором формирования внутренних экономических условий будет являться реализация бюджетной политики. Банк России предполагает, что на прогнозном горизонте сохранится сформированный к настоящему времени Правительством Российской Федерации и Минфином России консервативный подход к планированию бюджета <1>. С одной стороны, в условиях превышения расходов бюджета над доходами на трехлетнем горизонте сохранится потребность в расходовании значительной доли средств Резервного фонда, а также, возможно, части средств Фонда национального благосостояния. С другой стороны, за счет планируемых ограничений на рост бюджетных расходов будет достигаться последовательное сокращение дефицита бюджета для достижения его сбалансированности к 2020 г., когда планируется в полной мере начать применение модифицированного бюджетного правила <2>. В 2017 - 2019 гг. предполагается использование его переходных положений. Такой подход обеспечит сохранение безопасного с точки зрения финансовой стабильности уровня государственного долга и поддержание устойчивости государственных финансов в средне- и долгосрочной перспективе. Применение бюджетного правила также снизит уязвимость российской экономики к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры, ограничивая колебания реального валютного курса и, следовательно, его влияние на конкурентоспособность российских производителей.

--------------------------------

<1> При разработке прогноза Банк России учитывает проектировки бюджета, представленные в проекте "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов".

<2> Подход к применению бюджетного правила представлен в проекте "Основных направлений бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов".

С учетом сдержанной динамики бюджетных расходов, необходимой для сокращения дефицита, стимулирующее влияние бюджетной политики на экономику в этот период будет ограниченным. Вклад потребления государственного сектора в динамику ВВП будет близким к нулю или слабо отрицательным. В этих условиях важную роль сыграют меры по оптимизации структуры бюджетных расходов, а также дополнительные меры государственной политики, направленные на повышение долгосрочного потенциала устойчивого экономического роста.

На трехлетнем горизонте потоки средств, связанные с финансированием бюджета из средств суверенных фондов, будут оказывать воздействие на формирование ликвидности банковского сектора. Вместе с тем их итоговое влияние на кредитные условия в экономике, по оценкам Банка России, будет весьма ограниченным, в первую очередь в силу эффективного использования системы инструментов Банка России для достижения операционной цели денежно-кредитной политики - поддержания краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки (см. раздел 3).

Во-вторых, значимой предпосылкой для среднесрочного прогноза инфляции также является предположение об умеренных темпах повышения административно регулируемых цен и тарифов в соответствии с планами, сформированными к настоящему времени Правительством Российской Федерации. Сохранение подхода к индексации тарифов, подразумевающего их увеличение темпами не выше уровня инфляции, будет важным условием отсутствия дополнительного инфляционного давления со стороны этого фактора на прогнозном горизонте.

В-третьих, Банк России исходит из предположения о сохранении в прогнозный период действия структурных ограничений для роста экономики, связанных с демографической ситуацией, а также инфраструктурными и институциональными характеристиками экономики. Действие указанных ограничений проявляется в сохранении несбалансированной структуры российской экономики, ее недостаточной диверсификации и преобладающей сырьевой направленности. Структура экспорта России остается смещенной в пользу товаров нефтегазовой отрасли и других продуктов добывающего сектора, тогда как доля отечественной продукции с более высокой степенью переработки, поставляемой на внешние рынки, остается небольшой. Это увеличивает чувствительность экономики к изменению внешних условий, в частности к изменению цен на нефть, а также влияет на формирование доходов и цен. Недостаточная развитость отдельных сегментов производства инвестиционных и потребительских товаров определяет низкий уровень конкуренции как на внутреннем уровне, так и с импортными аналогами. В свою очередь, это может увеличивать волатильность цен, затруднять снижение инфляции в целом и при прочих равных условиях требовать усиления реакции со стороны денежно-кредитной политики для уменьшения инфляционных рисков.

Другой особенностью экономической системы, которая также может осложнить замедление инфляции мерами денежно-кредитной политики, является степень неравенства доходов. По-прежнему высока доля домохозяйств с низкими доходами, структура потребления которых смещена в пользу товаров первой необходимости. Чувствительность спроса на такие товары к изменению цен может быть более низкой, чем по другим товарам, что может сокращать стимулы к ценовой конкуренции среди производителей и поставщиков отдельных товаров этой категории. Кроме того, при относительно низком уровне доходов в составе потребительской корзины остается повышенной доля продовольствия, цены на которое отличаются высокой волатильностью и чувствительностью к действию разовых факторов со стороны предложения (например, зависимость от сельскохозяйственного урожая).

Для преодоления отмеченных ограничений, как показывает опыт России и других стран, как правило, требуется достаточно длительный период, превышающий прогнозный трехлетний горизонт. Вместе с тем по мере развития ситуации и появления большей определенности относительно возможностей повышения потенциала роста российской экономики, в том числе за счет реализации мер государственной политики, Банк России будет уточнять свои среднесрочные прогнозы и набор сценариев. По мере разработки и законодательного утверждения конкретных мер государственной политики, направленных на преодоление структурных проблем и смену модели экономического развития, станет возможной подготовка Банком России соответствующего сценария с расчетом всех его параметров. Банк России учитывает, что при смягчении структурных ограничений российской экономики может происходить ускорение ее роста, определяемое факторами со стороны предложения и не сопровождающееся усилением инфляционного давления со стороны спроса, а также ростом рисков в финансовой сфере. В таком случае повышение темпов роста внутреннего спроса (относительно прогнозов в соответствующих сценариях) не потребует дополнительного изменения ключевой ставки, так как этот рост будет сопровождаться повышением производительности труда и увеличением эффективности производства.

В части внутренних финансовых условий во всех сценариях предполагается, что они будут оставаться умеренно жесткими достаточно длительное время и потенциал снижения номинальных процентных ставок в экономике будет ограничен с учетом проводимой Банком России денежно-кредитной политики. Затем, по мере закрепления инфляции вблизи 4%, денежно-кредитные условия будут постепенно смягчаться, поддерживая восстановление роста экономической активности. Сохранение умеренной жесткости денежно-кредитных условий в экономике в первой части прогнозного периода будет определяться двумя основными факторами. С одной стороны, денежно-кредитная политика Банка России будет поддерживать положительные реальные процентные ставки. На среднесрочном горизонте их равновесный уровень для экономики оценивается в 2,5 - 3%, в переходный период для снижения инфляционных ожиданий и инфляции они должны быть несколько выше. Это будет формировать условия для сохранения привлекательности рублевых сбережений и умеренной склонности к заимствованию внутри экономики, что, в свою очередь, будет отражаться на динамике цен как через сдержанную динамику внутреннего потребительского спроса, так и через формирование трансграничных потоков капитала и, соответственно, валютного курса.

С другой стороны, одним из результатов реализации ряда внешних рисков и замедления экономического роста в предыдущие периоды являлось повышение уровня долговой нагрузки в экономике. В текущих условиях обслуживание задолженности по кредитам, сформированной в период более быстрого экономического роста, остается источником рисков для финансовой устойчивости многих заемщиков, прежде всего корпоративного сектора. Как ожидается, это обстоятельство будет являться дополнительным фактором, ограничивающим возможности смягчения кредитных условий в первой половине трехлетнего прогнозного периода, определяя более консервативное поведение как банков-кредиторов (в части формирования ценовых и неценовых условий кредитования), так и самих заемщиков. Корректировка отдельными категориями заемщиков долговой нагрузки для приведения ее в соответствие с объективно изменившимися условиями формирования их доходов будет в том числе поддерживаться осуществлением умеренно жесткой денежно-кредитной политики. Этот процесс является необходимым условием сохранения стабильности финансового сектора и запуска устойчивого роста экономики в дальнейшем.

Меры Банка России, направленные на развитие и повышение эффективности банковского сектора, финансовых рынков, оптимизацию подходов к их регулированию, повышение доступности и степени проникновения финансовых услуг, уровня финансовой грамотности населения и бизнеса, будут способствовать сбалансированному развитию финансовой системы в целом и улучшению условий реализации денежно-кредитной политики, повышая действенность трансмиссионного механизма <1>.

--------------------------------

<1> Вопрос о влиянии развития финансового рынка на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики более подробно раскрывается в разделе 1 на стр. 6.

Для поддержки отдельных сегментов кредитования, развитие которых важно для изменения структуры экономики, но затруднено в рыночных условиях, Банк России продолжит использовать специализированные инструменты рефинансирования. Как и прежде, чтобы избежать необоснованного смягчения денежно-кредитных условий, объем предоставления средств в рамках данных механизмов будет ограничен, а круг кредитов, принимаемых в обеспечение, строго определен. При этом, учитывая прогнозируемое наличие избытка ликвидности в банковском секторе в целом в предстоящий период и ожидаемое снижение рыночных процентных ставок по мере замедления инфляции, спрос кредитных организаций на специализированные инструменты рефинансирования может снизиться.

В части внешних условий в прогнозах учитываются следующие предпосылки. На трехлетнем прогнозном горизонте ожидается продолжение медленного роста глобальной экономики при сохранении неоднородности тенденций по странам с развитыми и формирующимися рынками. Предполагается, что структура внешнеторговых отношений России в этот период по-прежнему будет относительно стабильной. Годовые темпы роста ВВП стран - торговых партнеров в течение прогнозного периода останутся на уровне 2015 - 2016 гг., составляя около 2%. В такой ситуации спрос на мировых товарных рынках будет по-прежнему сдержанным. Сохранение относительно высокого уровня предложения и запасов сырья (с учетом технологических изменений и действия отдельных геополитических факторов) будет ограничивать рост товарных цен. При этом под действием, в частности, краткосрочных факторов со стороны предложения может сохраняться повышенная волатильность цен на энергоносители.

В условиях сдержанного глобального спроса и ожидаемой динамики цен на сырье и мировых продовольственных цен внешнее инфляционное давление в целом останется ограниченным. На этом фоне денежно-кредитная политика большинства мировых центральных банков в ближайшее время будет иметь преимущественно стимулирующий характер, а затем начнется ее постепенная нормализация. Это будет способствовать достаточно продолжительному сохранению относительно низкого уровня процентных ставок на мировых финансовых рынках. На среднесрочном горизонте ожидается постепенное повышение ставок центральными банками развитых стран (прежде всего ФРС США), которое будет проводиться с учетом темпов восстановления их экономик.

Несмотря на сохранение относительно благоприятных внешних финансовых условий, возможности привлечения средств на мировых рынках для российских заемщиков будут по-прежнему ограничены действием международных финансовых санкций в отношении России, сохранение которых на всем прогнозном горизонте учитывается в сценариях. Вместе с тем сдерживающий эффект этих ограничений продолжит ослабевать, в том числе за счет диверсификации источников привлечения финансовых средств с международных рынков, включая не затронутые санкциями источники. При этом в условиях стабилизации цен на нефть и отсутствия значительных изменений в тенденциях развития глобальной экономики предполагается сохранение премии за страновой риск на Россию на уровне, близком к показателям 2016 года. В совокупности внешние финансовые и торговые условия для России на прогнозном горизонте останутся фактором, сдерживающим экономическое развитие.

Следует отметить, что свободное курсообразование - по-прежнему важный фактор приспособления российской экономики к влиянию внешних условий. Гибкая реакция валютного курса рубля при изменении внешней конъюнктуры будет обеспечивать подстройку платежного баланса России и увеличивать устойчивость производства и занятости. Так, в случае неблагоприятного изменения внешних условий ослабление рубля будет создавать естественные стимулы к сокращению импорта, одновременно поддерживая конкурентоспособность внутреннего производства. При этом произошедшая адаптация субъектов экономики к эпизодам повышения волатильности валютного курса существенно ограничивает риски для финансовой и ценовой стабильности со стороны курсовой динамики.

Учитывая, что изменение цен на нефть на прогнозном горизонте будет оставаться важным фактором, влияющим на российскую экономику (в части формирования платежного баланса России, курса национальной валюты и привлекательности российской экономики для внешних инвесторов), и при этом их динамика, как отмечено выше, может остаться волатильной и труднопредсказуемой, Банк России рассматривает несколько сценариев ее изменения. Сценарий I (базовый сценарий), который рассматривается как наиболее вероятный, основан на предположениях о том, что заметного изменения конъюнктуры мировых сырьевых рынков не произойдет и цена на нефть марки "Юралс" на всем прогнозном горизонте будет находиться вблизи средних значений 2016 г. - около 40 долл. США за баррель в условиях сохранения высокого уровня предложения на рынке энергоносителей, совершенствования технологий добычи нефти, а также низких темпов роста мировой экономики. Достигнутые в сентябре 2016 г. договоренности стран - членов ОПЕК о снижении добычи нефти окажут лишь временную поддержку ценам, учитывая возможное ответное расширение добычи сланцевой нефти. Базовый сценарий Банка России по своим основным параметрам близок к базовому прогнозу Министерства экономического развития России. В дополнение к базовому сценарию Банк России рассматривает сценарий II и сценарий III, предполагающие, соответственно, более медленное и более быстрое восстановление роста мировой экономики, что приведет к формированию более низкой или более высокой траектории цен на нефть.

В базовом сценарии (сценарий I) ожидается, что несмотря на действие указанных выше сдерживающих внешних и внутренних факторов, сохранение стабильности в финансовой сфере, предсказуемость и последовательность денежно-кредитной и бюджетной политики и адаптация субъектов экономики к изменению внешних условий, в том числе за счет свободного курсообразования, создаст условия для постепенного улучшения настроений, оживления потребительского и инвестиционного спроса и восстановления экономического роста. Вместе с тем потенциальные темпы роста российской экономики будут невысокими с учетом имеющихся структурных ограничений, обозначенных ранее. Как ожидается, в базовом сценарии темп роста экономики составит около 0,5 - 1,0% в 2017 г., а затем повысится до 1,5 - 2,0% в 2018 - 2019 годах.

Ожидаемое замедление инфляции до 4% в 2017 г. и ее стабилизация вблизи целевого уровня создадут во второй половине трехлетнего прогнозного периода условия для постепенного смягчения денежно-кредитной политики. На его фоне будет происходить снижение кратко- и долгосрочных рыночных процентных ставок как в номинальном, так и в реальном выражении. Вместе с тем уровень реальных процентных ставок останется в положительной области, что с учетом текущих характеристик развития экономики необходимо для сохранения сбалансированной сберегательной и кредитной активности. Дополнительным фактором смягчения ценовых и неценовых условий кредитования станет ожидаемая нормализация долговой нагрузки и соответствующее последовательное снижение кредитных рисков, что будет обеспечиваться консервативным подходом к изменению соотношения кредитной задолженности и доходов заемщиков. В базовом сценарии прогнозируется, что годовой темп прироста кредита экономике со стороны банковского сектора составит 4 - 6% в 2017 г., а затем ускорится до 7 - 11% в 2018 - 2019 годах. Смягчение кредитных условий наряду с улучшением экономических настроений и ожиданий внесет вклад в постепенное восстановление роста как потребительского, так и инвестиционного спроса.

В разрезе компонентов совокупного спроса прогнозируется, что восстановление экономики будет происходить постепенно и относительно равномерно, что приведет к сохранению относительно стабильной структуры ВВП. Ожидается, что годовые темпы прироста расходов на конечное потребление составят 0,2 - 0,6% в 2017 г., 1,7 - 2,5% - в 2018 - 2019 годах. По мере укрепления уверенности производителей в восстановлении спроса, а также на фоне постепенного смягчения финансовых условий будет осуществляться оживление инвестиционной активности. Годовые темпы прироста валового накопления основного капитала в 2017 г. составят 1,2 - 1,7%, а в 2018 - 2019 гг. увеличатся до 2,7 - 3,2 и 3,2 - 3,7% соответственно. Вместе с тем после восстановительного роста инвестиционного спроса, компенсирующего его глубокое падение в предыдущие периоды, темп роста инвестиций, сдерживаемый особенностями экономики, может вновь замедлиться. Динамика запасов в условиях ожидаемого постепенного восстановления потребительского спроса будет вносить дополнительный вклад в прирост валового накопления в 2017 - 2018 годах.

Постепенное оживление потребительского и инвестиционного спроса при ожидаемой стабильности курсовой динамики будет сопровождаться восстановительным ростом импорта. В то же время с учетом предполагаемых показателей роста стран - торговых партнеров России, а также действующих объективных ограничений для наращивания сырьевого экспорта, имеющего большой вес в структуре экспорта России, годовые темпы роста экспорта в реальном выражении останутся устойчивыми, но невысокими - 1 - 2%.

При указанной динамике физических объемов экспорта и импорта товаров и услуг, а также с учетом стабилизации цен на энергоносители положительное сальдо текущего счета платежного баланса в течение прогнозного периода будет постепенно сокращаться. Вместе с тем, как ожидается, чистый отток частного капитала на трехлетнем горизонте также сохранится на низком уровне - около 2% ВВП. Во-первых, это будет обусловлено ожидаемым снижением интенсивности выплат по внешнему долгу на фоне расширения возможностей по его рефинансированию на международных рынках. Во-вторых, сохранение внутренних процентных ставок на относительно высоком уровне по сравнению с процентными ставками на внешних рынках, а также улучшение ожиданий восстановления экономической активности в России и реализация взвешенной макроэкономической политики будут способствовать сохранению привлекательности рублевых вложений как для российских, так и для глобальных инвесторов. Согласно базовому прогнозу, поступлений по текущему счету в предстоящие годы будет достаточно для обслуживания российскими кредитными и нефинансовыми организациями внешней задолженности. В этих условиях Банк России продолжит постепенно сворачивать операции рефинансирования в иностранной валюте и ожидает, что кредитные организации смогут полностью погасить задолженность по данным операциям до конца 2017 года. С учетом сочетания указанных тенденций на прогнозном горизонте ожидается сохранение в целом стабильной динамики курса рубля, что обусловит отсутствие дополнительного инфляционного давления со стороны этого фактора.

Помимо сдерживающего воздействия умеренного спроса и курсовой динамики, дополнительное понижательное влияние на темпы роста потребительских цен в прогнозный период будет оказывать ограниченный рост издержек производителей. Прежде всего это будет обусловлено сохранением относительно низких мировых цен на энергоносители при отсутствии значительных колебаний курса, а также отмеченным выше поддержанием умеренных темпов индексации административно регулируемых тарифов на услуги естественных монополий.

В целом ожидается, что в 2017 г. с учетом относительно слабого потребительского спроса, стабильной курсовой динамики и отсутствия дополнительного инфляционного давления со стороны факторов издержек годовая инфляция продолжит постепенно снижаться с 5,5 - 6,0% в декабре 2016 г. до целевого уровня 4% в конце 2017 г. и затем стабилизируется вблизи этого уровня.

В альтернативных сценариях Банка России заложены снижение цены на нефть до 25 долл. США за баррель в начале 2017 г., ее сохранение вблизи этого уровня до конца 2019 г. (сценарий II) и постепенный рост цены на нефть до 55 долл. США за баррель в 2019 г. (сценарий III).

Динамика цен на нефть, предполагаемая в сценарии II, может сформироваться на фоне сочетания ослабления роста мировой экономики и спроса на нефть в целом, с одной стороны, и действия дополнительных факторов увеличения предложения на отдельно взятом сегменте рынка энергоносителей - с другой. В том числе возможно ускорение восстановления поставок нефти из Нигерии и Ливии и значительное расширение предложения со стороны других стран - экспортеров нефти (прежде всего Ирана и Ирака).

Подобные негативные изменения внешних условий будут влиять на российскую экономику через сокращение доходов от экспорта, в том числе бюджетных (что потребует дополнительного использования средств суверенных фондов), снижение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, ухудшение ожиданий относительно перспектив роста российской экономики и существенное снижение привлекательности вложений в нее для российских и внешних инвесторов. Вместе с тем следует учитывать возросшую устойчивость экономики к таким внешним шокам, поддерживаемую соответствующей реакцией денежно-кредитной и бюджетной политики, а также гибким изменением валютного курса. Это должно сдержать спад совокупного выпуска. Темпы снижения ВВП могут составить 1,0 - 1,5% в 2017 г. и 0,1 - 0,5% в 2018 г., после чего начнется восстановительный рост.

Замедление экономической активности станет фактором, сдерживающим инфляцию. Однако ослабление рубля на фоне ухудшения внешней конъюнктуры будет создавать повышательное давление на цены. В этих условиях достижение целевого уровня инфляции 4% станет более вероятным не к концу 2017 г., а в 2018 году. При этом потребуется поддержание относительно жестких денежно-кредитных условий на протяжении более длительного периода, чем в сценарии I. Это необходимо для сохранения привлекательности рублевых сбережений, предотвращения дестабилизации курсовых и инфляционных ожиданий и обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Кроме того, при развитии негативного сценария Банк России будет оценивать необходимость проведения валютных интервенций в целях поддержания финансовой стабильности, а также увеличения объемов предоставления кредитным организациям иностранной валюты на возвратной основе в случае возникновения проблем с обслуживанием внешней задолженности у компаний и банков.

Сценарию III соответствует предположение о несколько более динамичном и сбалансированном росте глобальной экономики, повышении оптимизма инвесторов на мировых рынках, снижении имеющихся экономических и финансовых рисков развития ситуации в крупнейших странах с формирующимися рынками, прежде всего в Китае. При этом повышение процентных ставок мировыми центральными банками (прежде всего ФРС США) может происходить несколько быстрее, чем в базовом сценарии.

С учетом указанных предпосылок основным отличием развития ситуации в сценарии III является более высокий темп восстановления экономического роста - поддерживаемый повышением внешнего, а затем и внутреннего оптимизма, он может составить 1,2 - 1,7% в 2017 г. и увеличиться до 2,0 - 2,5% в 2018 - 2019 годах.

Вместе с тем следует учитывать, что относительное улучшение внешней ситуации само по себе не способно существенным образом повлиять на среднесрочный потенциал роста российской экономики, для повышения которого требуется преодоление действующих структурных ограничений. С учетом этого темпы прироста российской экономики после восстановительного периода 2018 - 2019 гг. стабилизируются вблизи темпов прироста потенциального ВВП в 1 - 1,5% и не будут превышать показатели базового сценария при сходной динамике инфляции и денежно-кредитных условий. В случае реализации данного сценария при принятии решений в области денежно-кредитной политики и государственной политики в целом крайне важным будет предупреждение формирования в экономике избыточного оптимизма. Его появление может снижать стимулы к реализации структурных преобразований, вести к накоплению экономических дисбалансов и возникновению финансовых пузырей. Своевременная реакция со стороны денежно-кредитной и макропруденциальной политики на возникновение признаков перегрева на товарных и кредитных рынках является крайне важной для противодействия рискам ускорения инфляции, чрезмерного роста долговой нагрузки и дестабилизации финансовых рынков.