3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Водитель ССПС КХ заезд (съезд) на железнодорожный путь должен производить:

на перегоне - только на железнодорожных переездах;

на станциях - на железнодорожных переездах, в тупиках или на базах подразделений, имеющих специально оборудованные площадки.

Заезд (съезд) на железнодорожный путь осуществляется водителем только после установки временного шунтирующего устройства и сигналов ограждения.

3.2. После установки ССПС КХ на рельсы водитель обязан проверить:

правильность постановки направляющих катков на рельсы, наличие и исправность стопорящих устройств, правильность положения передних и задних пневматических колес;

отсутствие перекосов, заеданий направляющих катков и других помех;

правильность установки в рабочее положение шунтирующего устройства;

убедиться в снятии временного шунтирующего устройства и сигналов ограждения, доложить руководителю работ о готовности к движению.

3.3. Запрещается заезд (съезд) ССПС КХ на железнодорожных переездах, расположенных на перегонах, если:

отсутствуют или неисправны регистраторы переговоров, на станциях, ограничивающих перегон;

на закрытом перегоне работают несколько хозяйственных поездов под единым руководством, тогда отправление на перегон осуществляется водителем с одной из станций, ограничивающих перегон.

3.4. Заезд (съезд) ССПС КХ на железнодорожном переезде должен производиться с закрытием переезда для движения автомобильного и железнодорожного транспорта на основании регистрируемого приказа поездного диспетчера или бланка разрешения с красной полосой, переданного руководителем работ.

3.5. Движение ССПС КХ по железнодорожной станции должно осуществляться по приготовленным маршрутам с открытием соответствующих поездных, маневровых светофоров или по ручным сигналам, передаваемым работниками хозяйства перевозок, по указанию дежурного по станции.

3.6. Перед заездом (съездом) водитель ССПС КХ должен получить от дежурного по станции устное разрешение по радиосвязи.

3.7. При отправлении ССПС КХ на перегон со станции водителю запрещается передвигаться по железнодорожным путям станции без разрешения дежурного по станции. При отправлении ССПС КХ на перегон после заезда на железнодорожный путь на переезде перегона, движение ССПС КХ к месту работы осуществляется по указанию руководителя работ, согласно выданного предупреждения.

3.8. Работа ССПС КХ на перегоне осуществляется только на закрытом для движения поездов пути. Стоянка ССПС КХ (в отстое) на станционных железнодорожных путях и в тупиках допускается только в исключительных случаях с разрешения дежурного по станции.

3.8.1. Водитель перед началом выполнения ремонтно-путевых работ должен убедиться:

в достаточной освещенности рабочей зоны в темное время суток;

в наличии работников, выполняющих обязанности сигналистов и имеющих при себе удостоверение сигналиста (далее - сигналист);

в наличии ограждения места производства работ, в том числе по соседнему пути.

Запрещается приступать к выполнению путевых работ без ограждения места производства работ в соответствии с нормативными документами.

(п. 3.8.1 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 12.05.2017 N 907р)

3.8.2. Водитель должен осуществлять работы, выполняемые со стороны междупутья, только при соблюдении следующих требований:

место производства работ ограждено соответствующими сигналами;

сигналисты выставлены руководителем работ в количестве, соответствующем технологии производства работ.

(п. 3.8.2 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 12.05.2017 N 907р)

3.8.3. Перед пропуском подвижного состава по смежному пути водитель должен:

прекратить выполнение работ по команде руководителя работ;

вывести рабочие органы ССПС КХ из габарита подвижного состава соседнего пути или привести их в транспортное положение;

сойти с междупутья в указанное руководителем работ место или в кабину ССПС КХ, заперев двери и окна со стороны смежного пути.

На участках скоростного и высокоскоростного движения эти действия должны быть закончены за 10 мин до прохода поезда по расписанию.

(п. 3.8.3 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 12.05.2017 N 907р)

3.9. Работы по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути и другого технологического оборудования крановыми установками, кранами-манипуляторами и экскаваторной стрелой, производящиеся на закрытом для движения поездов пути или перегоне, на междупутье с нарушением габарита подвижного состава по соседнему пути или на соседний железнодорожный путь на перегонах и станциях допускается проводить только при обязательном закрытии движения поездов по соседнему пути.

3.10. До пропуска поезда по соседнему пути работа ССПС КХ должна быть прекращена, а рабочие органы, инструмент и используемые материалы убраны со стороны междупутья за пределы габарита приближения строений этого пути.

3.11. Работа грузоподъемным краном, краном-манипулятором и монтажной площадкой, установленными на ССПС КХ, должна вестись под руководством ответственного лица за безопасное производство работ.

Погрузо-разгрузочные работы на электрифицированных участках должны выполняться в соответствии с "Правилами электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей".

3.12. Водитель ССПС КХ не имеет права передавать управление другим лицам (за исключением машиниста-инструктора или помощника под свою ответственность и под своим наблюдением).

3.13. Водителю ССПС КХ во время работы на железнодорожных путях запрещается отлучаться от транспортного средства. В исключительных случаях после согласования с дежурным по станции (поездным диспетчером на участках с диспетчерской централизацией) водитель обязан остановить ССПС КХ в месте, обеспечивающем безопасность пропуска подвижного состава, затормозить и закрепить его от самопроизвольного ухода и оставить под наблюдением помощника.

При отсутствии помощника, водитель может покинуть ССПС КХ только с разрешения дежурного по станции, после приведения его в нерабочее состояние, закрепления в установленном порядке от самопроизвольного ухода, изъятия ключей управления и запирания кабины.

3.14. Водитель во время работы обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

установить постоянную связь (по радиосвязи или по специальному телефону, установленному на месте работ) с поездным диспетчером и дежурными по станциям, ограждающими перегон, все переговоры должны записываться регистратором переговоров. Иметь технологическую радиосвязь для координации различных технологических операций, средства для подключения к диспетчерской или линейно-путевой связи на перегоне;

подавать установленные сигналы при запуске ССПС КХ;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, а также сигналов, подаваемых руководителем работ, сигналистами, водителями ССПС, железнодорожных и строительных машин (ЖДСМ), составителями поездов, машинистами железнодорожного подвижного состава, водителями транспортных средств;

обходить на безопасном расстоянии места, над которыми ведутся работы на высоте или производится перемещение грузов;

следить, чтобы работники, занятые в технологии работы ССПС КХ, всегда находились на безопасном расстоянии от него;

проверять средства блокировок, ограждений и заземления;

работать на железнодорожных путях с включенными штатными проблесковыми маячками.

Пользоваться средствами мобильной связи при производстве работ на железнодорожном пути запрещается.

3.15. При выполнении работ с применением крана, крана-манипулятора или экскаваторной стрелы на ССПС КХ водитель обязан:

иметь при себе действующее удостоверение на право выполнения этой работы и об испытании строп и приспособлений;

проверить состояние крана и действие всех механизмов, приборов безопасности, проверить наличие удостоверений у стропальщиков;

знать характер предстоящей работы;

приступать к работе по перемещению грузов только после постановки ССПС КХ на тормоза и дополнительные опоры, а под колеса тормозных башмаков;

перед началом перемещения груза необходимо подавать предупреждающий звуковой сигнал;

следить за тем, чтобы стропальщики находились не ближе 2 м от поднимаемого груза и направляли груз чалочными приспособлениями и не включать механизмы ССПС КХ без их сигнала;

принимать сигналы к работе только от одного стропальщика-сигнальщика; аварийный сигнал "стоп" принимается от любого лица, подающего его;

проверять надежность закрепления груза. Без проверки подъем запрещается;

перед пропуском поезда по соседнему пути поднятый груз должен быть опущен с обеспечением габарита приближения строений действующего пути и работа прекращена.

3.16. Перед производством ремонта в темное время суток водитель должен проверить исправность освещения рабочей зоны.

3.17. Водителю запрещается:

работа ССПС КХ на перегоне, при отсутствии телефонной или радиосвязи с поездным диспетчером или дежурным по станции, ограничивающей перегон;

выезжать на перегон при неработающей коммутации систем путевой сигнализации;

занимать перегон сверх времени, указанного в предупреждении о времени прибытия (возвращения) ССПС КХ на станцию;

уезжать со станции, не сообщив дежурному по станции или поездному диспетчеру о времени и месте освобождения перегона или освобождении перегона на станции назначения лично или по средствам связи;

приступать к выполнению новой, не связанной с прямыми обязанностями, работе без получения инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

работать в случае, предусматривающем применение индивидуальных средств защиты, без них или использовать средства индивидуальной защиты с уже истекшим сроком испытаний или годности;

устранять неисправности оборудования при движении ССПС КХ;

снимать во время работы ограждения и защитные кожухи;

наступать на электрические провода и кабели;

прикасаться к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам), другим токоведущим частям;

приступать к работе при неисправных тормозах, ходовых частях, звуковой, световой сигнализации и неисправном переговорном устройстве, а также при любой неисправности, угрожающей безопасности движения поездов;

нарушать габарит подвижного состава при движении ССПС КХ по железнодорожному пути, а при остановке, стоянке возле железнодорожного пути и при выезде и остановке в междупутье нарушать габарит приближения строений;

пользоваться верхними аварийными люками при нахождении ССПС КХ на электрифицированных ж.д. путях, под контактной сетью, под линиями электропередач до снятия напряжения с них и их заземления.

3.18. При обслуживании контактной сети со снятием напряжения, перед выполнением команды руководителя работ на подъем и перемещение монтажной площадки, водитель ССПС КХ должен убедиться в наличии установленной на контактную сеть и используемой в качестве второго заземления инвентарной заземляющей штанги.

Исходя из местных условий и принятой технологии безопасного производства работ, необходимость применения в качестве второго заземления не инвентарной, а переносной заземляющей штанги устанавливается согласно Правилам безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО "РЖД" от 16 декабря 2010 г. N 103 и Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети от 16 декабря 2010 г. N 104.

3.19. Водителю запрещается принимать непосредственное участие в обслуживании контактной сети с монтажной площадки ССПС КХ.

3.20. При внезапном отключении привода механизма подъема монтажной площадки водитель должен принять меры для безопасной эвакуации рабочих с монтажной площадки.

3.21. Запрещается переезд ССПС КХ от одного места работы на другое с находящимися на монтажной площадке рабочими.

3.22. Передвижение ССПС КХ под линией электропередачи должно производиться только при опущенной монтажной площадке.

3.23. При подъеме максимальная масса груза (людей и груза) не должна превышать номинальную грузоподъемность монтажной площадки ССПС КХ.