Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

V. Требования к службе контроля судоходства и управления судоходством

V. Требования к службе контроля судоходства

и управления судоходством

242. Служба контроля судоходства и управления судоходством (далее - Служба) создается и действует в морском порту или при терминале морского порта, где отсутствует СУДС.

243. Функции Службы и порядок их выполнения устанавливаются в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минтранса России от 20 августа 2009 г. N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный N 14863) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 20 марта 2010 г. N 69 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17054).

244. Для выполнения установленных функций Служба обеспечивается техническими средствами, персоналом, документацией и помещениями для персонала и размещения технических средств.

245. В состав технических средств Службы включаются:

средства радиотелефонной связи с судами;

база данных по расстановке и движению судов;

средства АИС в соответствии с пунктом 233 настоящих Требований;

радиолокационные станции (РЛС);

средства видеонаблюдения;

метеорологические и гидрологические приборы.

246. Служба обеспечивается средствами радиотелефонной связи с судами и базой данных по расстановке и движению судов, а также, полностью или частично, в зависимости от географических, навигационных и гидрометеорологических особенностей морского порта, другими видами технических средств, указанными в пункте 245 Требований.

247. Радиосвязь Службы с судами осуществляется с использованием радиотелефонных каналов диапазона очень высоких частот (ОВЧ) морской подвижной службы, включая канал 16 и рабочий канал Службы.

248. Применяемые в Службе средства радиотелефонной связи с судами, РЛС и средства АИС должны иметь свидетельства одобрения типа в соответствии с Положением об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32 "Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров" (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17535).

249. Средства радиотелефонной связи с судами должны обеспечить радиообмен с судами на акватории морского порта и на подходах к нему, включая прием судовых сообщений о местоположении и передачу судам информации о судоходной, навигационной и гидрометеорологической обстановке. Радиообмен Службы с судами должен регистрироваться.

250. В Службе применяются судовые или береговые РЛС с характеристиками, соответствующими географическим, навигационным и гидрометеорологическим особенностям морского порта. Применяемые в Службе береговые РЛС должны соответствовать требованиям, установленным для СУДС второй категории в главе II настоящих Требований.

251. Применяемые в Службе базы данных должны соответствовать требованиям для баз данных СУДС, установленным в главе II настоящих Требований.

252. Средства АИС должны обеспечить мониторинг судоходной обстановки на акватории морского порта и на подходах к нему.

253. РЛС должны обеспечить мониторинг судоходной обстановки на основной части акватории морского порта, включающей, по меньшей мере, гавани, места для разворота судов и подходы к причальным сооружениям.

254. Средства видеонаблюдения должны обеспечить дистанционный визуальный мониторинг отдельных участков акватории морского порта, таких как подходы к причальным сооружениям.

255. В случае применения в Службе средств АИС и (или) РЛС следует использовать автоматизированные средства обработки информации АИС и (или) радиолокационной информации, обеспечивающие отображение судоходной обстановки на фоне электронной карты контролируемой акватории.

256. Применяемые в Службе метеорологические и гидрологические приборы должны быть сертифицированы, поверены или калиброваны и обеспечены надлежащим техническим обслуживанием.

257. Эксплуатационные процедуры должны содержать:

сведения об организации работы Службы,

сведения о функциях Службы и особенностях их выполнения;

сведения о технических средствах и их основных характеристиках;

порядок действий персонала по обеспечению выполнения функций Службы в повседневной обстановке и в чрезвычайных ситуациях;

порядок взаимодействия Службы с судами и смежными службами порта.

258. Должностные лица, непосредственно исполняющие функции управления судоходством (далее - персонал Службы), должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области морского судовождения, стаж плавания в должности старшего помощника капитана или капитана морского судна валовой вместимостью 3000 и более, быть аттестованным квалификационной комиссией капитана морского порта.

259. Персонал Службы должен знать:

международное и национальное законодательство в сфере безопасности мореплавания и деятельности береговых портовых служб;

особенности организации деятельности стивидорных, лоцманских, буксирных и других служб морского порта;

организацию и порядок взаимодействия Службы со смежными службами морского порта в повседневных и чрезвычайных ситуациях;

географические, навигационные, метеорологические, гидрологические и климатические особенности акватории порта и подходов к нему;

расположение и характеристики фарватеров, рекомендованных путей, схем разделения движения судов, запретных для плавания и постановки на якорь районов, навигационных и других полигонов на акватории морского порта и на подходах к нему;

расположение навигационных опасностей, подводных кабелей, их ограждение предостерегающими знаками, места установки и характеристики береговых и плавучих средств навигационного оборудования на акватории морского порта и на подходах к нему;

расположение и характеристики причалов, районов и мест якорной стоянки, районов рейдовой погрузки и бункеровки, мест приема и высадки лоцманов на внутреннем и внешнем рейдах морского порта;

основные технические и эксплуатационные характеристики технических средств Службы, методы и правила их использования;

требования Общих правил и Обязательных постановлений в морском порту.

260. Персонал Службы должен уметь:

вести радиотелефонные переговоры с иностранными судами на английском языке с использованием "Стандартных фраз ИМО для связи на море";

принимать обоснованные и своевременные меры по контролю и организации судоходства.

261. Персонал Службы по завершении подготовки на рабочем месте и далее с периодичностью пять лет подлежит аттестации в квалификационной комиссии, создаваемой капитаном морского порта <1>.

--------------------------------

<1> Подпункт 28 пункта 16 Положения о капитане морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 17 февраля 2014 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2014 г., регистрационный N 33240).