1.2. Особенности региональной политики в жилищно-коммунальной сфере

Важнейшим условием формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а также управления муниципальной собственностью.

Службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам формально созданы в более чем 50% регионов России. В 36 субъектах Российской Федерации создание таких структур пока не осуществляется. В их числе Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Мордовия, Республика Тыва, Тверская, Читинская, Пермская, Камчатская, Хабаровский, Алтайский края и другие. При этом региональные и местные руководители в большинстве случаев ссылаются на непонимание роли этих организаций в структуре реформирования жилищно-коммунальных правоотношений.

Вместе с тем следует отметить, что созданные службы Заказчика далеко не всегда эффективно решают стоящие перед ними задачи. В большинстве это объясняется отсутствием необходимой квалификации и опыта работы у сотрудников, а иногда - не совсем верным подходом при выборе форм и методов организации их деятельности. Так, в городах Карачаево-Черкесской, Калмыцкой республик, Московской и Липецкой областей и ряда других территорий функции службы Заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия жилищно-коммунального хозяйства, что приводит к совмещению ими функций заказчика и подрядчика по выполняемой ими производственной деятельности. В некоторых городах многоотраслевые предприятия ЖКХ выступают у органа местного самоуправления в роли генерального подрядчика, получая муниципальный заказ на все виды жилищно-коммунального обслуживания, в том числе и на те, которые могут осуществляться самостоятельными предприятиями ЖКХ.

Это нарушает принцип рыночных отношений-разделения этих функций, ведет к чисто формальной процедуре заключения договоров, исключает объективный контроль выполнения договорных обязательств и применение экономических санкций.

В то же время созданные согласно утвержденным на федеральном уровне типовым документам службы Заказчика в городах Новгороде, Рязани и других дают возможность непосредственного экономического воздействия со стороны органов местного самоуправления на качество жилищно-коммунального обслуживания населения и более эффективную работу по сбору платежей через формируемый механизм договорных отношений.

Аналогично выполняют свои функции службы заказчика в городах: Боровичи Новгородской области, Невинномысске и Буденновске Ставропольского края, г. Северске Томской области, г. Октябрьске Самарской области, г. Новочебоксарске Чувашской республики, а также г. Угличе Ярославской области.

Общими моментами развития договорных отношений на местах являются недостаточная четкость и проработанность взаимных обязательств сторон, формальное отношение к согласованию этих обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договоров, а также механизма урегулирования спорных ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей.

В то же время в ряде регионов, к примеру в Оренбургской, Курской областях, заключение договоров предусматривает обязательства по качеству предоставляемых услуг и экономические санкции за их нарушение.

Во многих крупных городах проводятся конкурсы на обслуживание жилья, как основа демонополизации и развития конкуренции в сфере эксплуатации и содержания жилья. Так, в городах Москве, Петрозаводске, Рязани, Нижнем Новгороде, Владимире и других на конкурсной основе обслуживается от 25 до 8 процентов муниципального жилья.

В целом же следует отметить, что слабая содержательная и правовая проработка договоров, отсутствие в них конкретных критериев и ответственности сторон ведет на практике к сохранению преимущественно административных методов управления, преобладанию волевых решений, а соответственно - к разнобою в организации обслуживания, различным толкованиям одних и тех же документов, терминов, определений. Так, например, часто возникают конфликтные ситуации из-за нечеткости определения обязанностей, условий финансирования и границ обслуживания внутридомового инженерного оборудования. Отсутствует четкость в определении ответственности за приобретение и установку приборов учета и их обслуживание. Как правило, в договорах на обслуживание используется формулировка "обслуживание основных фондов в соответствии с правилами и нормами эксплуатации" без согласования с реальными возможностями финансирования.

Правовая неопределенность взаимоотношений предприятий и потребителей усугубляется также отсутствием договоров найма жилого помещения. Процесс перехода от традиционных ордеров к договорам найма находится лишь в самой начальной стадии. Процесс заключения договоров найма жилого помещения начался не более чем в 10 регионах России.

Важным элементом регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства является контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между органами местного самоуправления (или уполномоченными ими службами, выполняющими функции заказчика), производителями услуг и их потребителями, а также надзор за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Эти функции возлагаются на органы местного самоуправления и государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации.

В настоящее время государственные жилищные инспекции созданы в 59 субъектах Федерации. В 5 регионах России (Республика Марий Эл, Ульяновская, Липецкая, Кемеровская, Новгородская области) функции жилищных инспекций возложены на органы управления ЖКХ. В городах Екатеринбурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде созданы муниципальные жилищные инспекции.

Однако нередко созданные органы жилищной инспекции действуют формально, реально контроль за порядком заключения и исполнения договоров, состоянием основных фондов почти повсеместно не осуществляется. Причинами такого положения является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы, регламентирующей их статус, права и ответственность.

Платежи населения уже к настоящему времени занимают заметное место в финансировании предприятий отрасли. Установленный уровень платежей населением за жилищно-коммунальные услуги в отношении к издержкам по их производству в 1997 г. существенно отличается по экономическим регионам России: от 15% в Ульяновской области до 60% в Самарской области.

Практика показывает, что поддержание региональными и местными органами власти тарифов на жилье и коммунальные услуги на необоснованно низком уровне, установление низкой доли на их оплату в семейном бюджете, не делает их более доступными для населения, поскольку значительно снижает качество услуг. Кроме того, такая практика рано или поздно приведет к обвальному росту тарифов, что для населения будет еще более болезненным.

В то же время фактические сборы платежей оказываются значительно ниже установленных, как вследствие наличия у граждан прав на льготы и субсидии, так и по причине задолженности по оплате услуг.

В частности, в настоящее время насчитывается 43 категории населения, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, охватывающих более 50% населения России, проживающего в государственном и муниципальном жилищном фонде.

По данным обследований, проведенных региональными и местными органами власти, неплатежи населения составляют на сегодня 20 - 25%, промышленных предприятий - около 60%, а организаций бюджетной сферы - 80 - 90 процентов.

Сократился объем средств, поступающих от промышленных потребителей. С одной стороны, они стали потреблять меньше услуг, а с другой - сами тарифы для промышленных потребителей, которые раньше в десятки раз превышали тарифы для населения, являясь как бы скрытым налогом на промышленность, сейчас значительно приближены к ним. Так, если в Москве в 1992 г. накануне реформы тарифы на воду для промышленных потребителей в 87 раз превышали тарифы для населения, то в 1996 г. это превышение сократилось до 9 раз от тарифов для населения; сокращение перекрестного субсидирования имеет место в г. Волгограде и других промышленных центрах России, в Ленинградской, Курской, Белгородской областях, в Карелии тарифы для промышленных потребителей уже сегодня установлены на уровне так называемых экономически обоснованных тарифов или близки к ним.

В то же время зачастую вызывает сомнение обоснованность самих базовых или "экономически обоснованных" тарифов на услуги ЖКХ.

Некоторые регионы и города часто завышают уровень "экономически обоснованных" тарифов, что вызвано, как правило, желанием получить большую дотацию из бюджета. Кроме того, в большинстве регионов расчет "экономически обоснованных" тарифов и определение суммарной потребности в финансовых и материально-технических ресурсах осуществляется по фактически сложившимся нормативам, а при расчете численности и фонда заработной платы используют устаревшие нормативы, утвержденные Минжилкоммунхозом РСФСР.

В результате затраты на предоставление стандартного набора жилищно-коммунальных услуг зачастую существенно различаются между регионами, находящимися в сопоставимых экономических и природно-климатических условиях (см. таблицу 1.1).

В некоторых городах применяются повышенные ставки для оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг. При этом существуют разные подходы к установлению тарифов за сверхнормативную площадь. Так, в городах Кемеровской области плата за сверхнормативную площадь устанавливается на уровне 100%-ного покрытия издержек, но эта плата не распространяется на пенсионеров, инвалидов и ряд других категорий граждан. В городах Нижегородской и Иркутской областей существует дополнительная квота к социальной норме площади жилья, и только сверх этой квоты взимается плата за сверхнормативную площадь. Существуют и такие подходы: ставки и тарифы на оплату социальной нормы площади жилья устанавливаются на текущий период в соответствии с предельным уровнем платежей, а на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг - на уровне предела, утвержденного на последующий период.

Таким образом, каждый из этих подходов имеет целью, с одной стороны, обеспечить получение домовладельцем дополнительных доходов, обеспечить более рациональное использование существующего социального жилищного фонда, а с другой - защитить интересы малоимущих граждан, в первую очередь пенсионеров, зачастую имеющих небольшое превышение жилищной обеспеченности над социальной нормой при крайне низком доходе.

Как показывает практика, для таких групп населения при установлении повышенных платежей за сверхнормативную площадь либо повышается сама социальная норма, либо ограничивается уровень сверхнормативных платежей.

Одной из наиболее ощутимых проблем в обеспечении предприятий финансовыми ресурсами является задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги. Так, при среднем по России уровне сбора платежей с населения 75 - 80% в Тамбовской области эта величина составляет около 90%, а в городах, например, Алтайского края, Республики Карелия, Псковской области и других она не превышает 50 - 60%.

При этом, как показывает практика, на уровень задолженности по оплате за услуги ЖКХ значительное влияние оказывает организация сбора платежей, доведение до населения информации о фактической стоимости услуг и размере оплаты, предъявляемой населению (см. образец счета - квитанции).

Таблица 1.1

СТОИМОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО РЕГИОНАМ

Регионы

Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг, руб./м2

% покрытия затрат за счет платежей населения

Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг в регионе в отношении к федеральному стандарту (8200 руб. / м2), %

Ставки и тарифы для населения в отношении к федеральному стандарту стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг (8200 руб. / м2), %

Исходя из полного покрытия затрат по предоставлению услуг

По действующим ставкам и тарифам для населения

В среднем по России

8200

2300

28

Республика Карелия

9066

2697

30

105,4

31,3

Псковская обл.

7884

2013

26

91,7

23,4

Новгородская обл.

8432

2081

25

102,3

25,4

Тульская обл.

6208

1255

20

75,7

15,3

Кировская обл.

11696

2476

21

136,0

28,8

Белгородская обл.

6363

2588

40

74,0

30,1

Воронежская обл.

6683

1766

26

81,5

21,5

Курская обл.

6174

1349

20

75,3

16,5

Республика Татарстан

6341

1586

25

73,3

18,4

Республика Адыгея

4775

1718

36

58,2

21,0

Республика Сев. Осетия

6535

1569

24

79,7

19,1

Оренбургская обл.

5783

2271

40

67,2

26,0

Алтайский край

9042

2472

27

110,3

30,1

Кемеровская обл.

6366

3507

55

77,6

42,8

Тюменская обл.

8884

3539

40

108,3

43,2

Ямало-Ненецкий АО

20694

4127

20

240,6

48,0

Республика Бурятия

11045

3148

28

134,7

38,4

Республика Хакассия

5948

2097

35

72,5

25,6

Хабаровский край

11147

3342

30

135,9

40,8

Камчатская обл.

21010

2613

12

244,3

30,4

Сахалинская обл.

9381

2779

30

109,1

32,3

Примерный образец квитанции по оплате жилья

и коммунальных услуг

Плательщик: Иванов И.И. Льгот нет

СЧЕТ - Адрес: ул. Горького, 10, кв.5 Лицевой счет

КВИТАНЦИЯ Общая площадь: 54 кв. м N 75555

Количество проживающих: 3 Субсидия: нет

Начислено за январь 104 177 руб.

Вид услуг

Тариф на единицу услуги, руб.

Фактич. затраты на квартиру, руб.

Из них оплачивается

плательщиком

местным бюджетом, предприятием, руб.

руб.

%

1. Содержание жилья

580

61236

31320

49,3

29916

2. Лифт

182

19656

9828

50

9828

3. Уборка лестниц

50

2700

2700

100

-

4. Отопление

480

143748

25920

18

117828

5. Горячая вода

5064

84285

15192

18

69093

6. Холодная вода

3496

29488

10488

35,6

19000

7. Газ

1350

5301

4050

76

1251

8. Вывоз ТБО

893

2679

2679

100

-

9. Кол. антенна

2000

2000

100

-

ИТОГО

351093

104177

30

246916

СПАСИБО ЗА СВОЕВРЕМЕННУЮ ОПЛАТУ.

ПРОВЕРЬТЕ ВАШЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СУБСИДИЙ: если сумма платежа за социальную норму площади жилья и коммунальные услуги по нормативам превышает 16% от совокупного дохода Вашей семьи.

В основном сбор платежей от населения осуществляется через Сбербанк, почту, реже - уполномоченные банки. Расчет же и накопление средств на своих счетах осуществляют в основном жилищно-эксплуатационные организации (около 30%), службы Заказчика (около 30%), абонентские отделы коммунальных предприятий (около 20%) и активно создаваемые в городах расчетно-кассовые центры (РКЦ 20%).

Практически во всех регионах России началось формирование служб, выполняющих функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

На местах представлены следующие организационно-правовые формы структур, осуществляющих социальную защиту населения при оплате жилья:

- в Белгородской, Владимирской, Курской, Ленинградской, Новгородской и других областях службы субсидий созданы как отделы при администрациях городов;

- в Оренбургской, Ростовской, Челябинской областях, Республиках Коми, Карелия и других службы субсидий созданы в составе органов жилищно-коммунального хозяйства, в основном, служб Заказчика;

- в Красноярском крае и других регионах имеет место создание службы субсидий при органах социальной защиты.

Численность работающих в отделе субсидий колеблется от 2 до 0,2 чел. на 1000 жителей.

В Белгородской, Оренбургской, Курской, Московской областях и других помимо муниципальных служб субсидий создаются региональные центры, основными функциями которых являются координация деятельности городских служб, обеспечение соблюдения законодательства в области предоставления субсидий гражданам.

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг колеблется по городам России от 8 до 16% совокупного дохода семьи.

Доля семей, получающих жилищные субсидии, по регионам России колеблется от менее 1% в Республиках Дагестан и Адыгея, Кемеровской, Тульской областях до 11 - 20% в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Самарской областях, Удмуртской республике.

Следует отметить, что и количество семей, получающих субсидии, и средняя сумма субсидии в расчете на одну семью складываются под влиянием различных, в том числе субъективных, факторов. Анализ показывает, что за субсидиями обращается не более 70 - 75% нуждающихся семей, поскольку, как показывает практика, граждане, которые имеют право на субсидии в размере менее 10% от фактически начисленных платежей, за субсидиями не обращаются. Кроме того, как показывают проведенные опросы, некоторые семьи не обращаются за субсидиями из-за недостаточной информированности по данному вопросу.

Например, в Республике Дагестан лишь 0,3% семей получили жилищные субсидии, в то время как более 50% семей республики расходуют на оплату жилищно-коммунальных услуг более 15% совокупного дохода.

На местах создана и действует система государственного надзора за качественным и надежным жилищно-коммунальным обслуживанием населения.

Региональные лицензионные центры осуществляют лицензирование деятельности предприятий, функционирующих в сфере услуг по эксплуатации жилищного фонда и инженерных систем городов и населенных пунктов, ритуальному обслуживанию населения, не допуская на рынок производства услуг организации с низкой отраслевой квалификацией.

На местах работают органы по защите прав потребителей и Госкомитета по антимонопольной политике, отстаивающие интересы населения по качеству жилищно-коммунального обслуживания.