1.3. Основные предпосылки объективной необходимости реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации

В настоящее время помимо социального аспекта реформирования жилищно-коммунальных отношений в органах государственной власти и местного самоуправления все большее внимание уделяется экономической необходимости таких преобразований. Вопросы необходимости реформирования жилищно-коммунальной сферы нашли отражение и в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 1997 год.

Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в нынешних условиях предполагается в большей мере сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги, при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим категориям граждан.

Исследования показывают, что:

- больше всего дотаций и льгот, связанных с оплатой услуг ЖКХ, получают семьи с более высокими доходами;

- несбалансированность тарифной политики, в том числе в коммунальном хозяйстве, создает известные отрицательные предпосылки для развития российской промышленности;

- никто экономически не заинтересован в сокращении потерь тепла, воды, электроэнергии, газа;

- в бюджетах регионов расходы на дотирование жилищно-коммунального хозяйства занимают от 30 до 50 процентов, что является одной из причин сегодняшнего бюджетного кризиса.

Вместе с тем из-за неэффективной системы хозяйствования продолжается ветшание жилищного фонда, снижение надежности работы инженерных систем, лавинообразно растет задолженность муниципальных бюджетов перед энерго-, газо-, теплоснабжающими организациями.

Проведение комплексной реформы жилищно-коммунального хозяйства является ключевым вопросом государственной социальной и экономической политики. Эта реформа должна позволить существенно увеличить эффективность данного сектора экономики, улучшить условия проживания населения в жилищном фонде, увеличить реальные жилищные права граждан и, одновременно, стабилизировать экономическую ситуацию на предприятиях, сняв с них расходы по содержанию социальной сферы. В конечном итоге реформа жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечить возможность роста поступлений средств в бюджеты всех уровней для реализации приоритетных социальных и инвестиционных программ.

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, являющаяся базовым документом, определяющим основные направления, общие принципы и параметры преобразований в жилищно-коммунальной сфере.

В соответствии с указаниями, данными Президентом Российской Федерации на расширенном заседании Правительства Российской Федерации 12 мая т.г., на местах должны быть разработаны конкретные программы действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических, демографических и других особенностей территорий, которые обеспечат успешное реформирование жилищно-коммунального хозяйства регионов.